Конспект внеклассного занятия «Вирус сквернословия»
Цель: формирование духовно-ценностных качеств, навыков здорового образа жизни.
Форма проведения: час общения
Воспитательный час проводился в группе 8-9 классов.
Предварительная работа: 1.Анкетирование среди учащихся «Твоё отношение к сквернословию».
2.Подготовка сообщений воспитанниками.
3. Подготовка презентации, индивидуальных наглядных пособий, памяток.
Ход воспитательного занятия
Этап | Задачи | Содержание этапа |
Постановка темы и целей занятия | Сфокусировать внимание на практической значимости данного занятия для жизни детей. | Сегодня мы поговорим о проблеме сквернословия. Тема сегодняшнего занятия (слайд 1) «Вирус сквернословия». Мы определим причины употребления бранных слов, выявим, как влияет мат на здоровье, наметим пути избавления от этой вредной привычки. |
Основная часть Заключи тельная часть. Итог. Рефлексия | Расширить понятийный аппарат учащихся. Установить причины распростране- ния мата в подростковой среде. Познакомить с историей возникновения сквернословия, отношением к мату различных религий. Компенсиро- вать зрительное восприятие слуховым. Обеспечение психологического комфорта. Продолжить работу над формированием коммуника-тивных навыков. Снять напряжение и усталость. Расслабление глаз, способствую- щее восстановлению зрения. Расширить знания детей о пагубном влиянии сквернословия на духовное и физическое здоровье. Продолжить работу над формированием коммуникатив- ных навыков: умение слушать, вести диалог, аргументиро вать ответ,анализировать, обобщать, делать выводы. Отрабатывать коммуникатив ные модели общения через ведение диалога и совместную деятельность Побуждать к нравственному самосовершенствованию Развитие аналитических способностей детей | 1.Интерактивная беседа
-Что же такое сквернословие?
-Сквернословие-это речь, наполненная неприличными выражениями, бранью. У этого явления много синонимов: нецензурная брань, непечатные выражения, матерщина, «лексика телесного низа» и др. Но издревле матерщина у русского народа именуется сквернословием, от слова «скверна». (Слайд 2) В словаре В.Даля сказано: «Скверна-мерзость, гадость, пакость, всё гнусное, противное, отвратительное, нечистота, грязь, нравственное растление, всё богопротивное»
-В подростковом возрасте проблема нецензурной брани становится особенно острой. Согласно результатам проведённого опроса 89% учащихся нашей группы используют при общении со сверстниками нецензурную лексику.
-Каковы причины, для чего вы используете мат?
-Матерная брань-это не только набор непристойностей. Подобная лексика свидетельствует о духовной болезни человека. Ведь слово - не просто набор звуков, выражающих мысль. Оно способно очень многое рассказать о нашем душевном состоянии. Сократ говорил: «Каков человек, такова и речь».
-Как же возникло сквернословие?
Об этом нам расскажут…
Ученик 1. Матерные слова были внесены в нашу жизнь не монголо-татарами, как утверждают многие, они, к сожалению, имеют исконно русские корни. В Древней Руси мат являлся не чем иным, как заклинанием, формулой против нечистой силы. Через матерную брань люди вступали в общение с нечистой силой, призывая их в свою жизнь.
Ученик 2. Но все знали, что бранить детей матом нельзя, они будут мучимы бесами. Материться в доме нельзя: бесы будут жить в этом жилище. Также нельзя было ругаться в лесу: леший может обидеться, на берегу реки или озера - оскорбиться водяной.
Ученик 3. Где же человеку можно было выругаться, выплеснуть всю злость? Оставалось одно место – поле. Отсюда и выражение «поле брани». Не зная происхождение этой фразы, многие думают, что это поле битвы. Однако значение фразы другое – это поле матерной ругани.
-Ни одна из религий не поощряет привычку сквернословить. Это считается тяжким грехом. (Слайд 3)
«Горе всякому хулителю – поносителю» (из Корана)
«Блудницы, пьяницы и сквернословы Царство Божье не наследуют» (из Библии)
(Слайд 4)
Перед вами икона Божьей Матери «Семистрельная». На иконе изображена Богородица, пронзённая стрелами. Стрелы эти – бранные матерные слова. Одно из смысловых значений иконы – Богородица отступает от грешников-сквернословов и не заступничает о них перед Богом. Была даже заповедь: «Скажешь не более 7 слов в день – спасёшься». Как вы думаете, почему считалось, что многословие ведёт ко греху?
2. Игра «Эстафета добрых слов».
-Ещё в древности люди заметили, что слово благое, молитва, обладает целительной силой. Добрые, спокойные, утешительные слова могут поднять настроение, вернуть человеку уверенность в себе, укрепить дух. Какие это слова? Психологи утверждают, что самой большой целебной силой обладают слова: «добро», «вера», «любовь», «счастье», «красота». Давайте проверим это утверждение. Предлагаю игру «эстафета добрых слов». Начиная с меня, каждый по цепочке должен передать соседу какое-нибудь доброе слово.
-Мне кажется, в классе стало немного теплее. А если бы такие слова звучали каждый день!
3.Оздоровительный точечный массаж. Офтальмологическая пауза (пальминг).
1). Точка на лбу между бровями («третий глаз»); 2). Парные точки по краям крыльев носа (помогает восстановить обаяние); 3). Точка посередине верхнего края подбородка; 4). Парные точки в височных ямках; 5). Три точки на затылке в углублениях; 6). Парные точки в области козелка уха
Пальминг.
4.Информационный блок.
-Но, к сожалению, чаще мы слышим совсем другие слова. Современная медицина утверждает, что бережное обращение со словом – необходимый признак ЗОЖ. В противном случае возникают болезни. Я говорю о редком психическом заболевании. Эта болезнь называется «копролалия»
(от греческого копрос - грязь, лалия - речь). Так в медицине называют болезненное, иногда непреодолимое влечение к нецензурной брани безо всякого повода.
(Слайд 6)
Стадии развития болезни:
I-человек впервые слышит нецензурное слово, испытывает стыд, отвращение, брезгливость
II-впервые употребляет скверное слово(за компанию, для разрядки)
III-использует мат, не замечая этого
IX-вообще не может изъяснятся без мата
-На какой стадии развития копролалии находитесь вы?
Современные учёные, используя новейшее оборудование, пытались доказать вредное воздействие мата. Проводились опыты на растениях: на одни растения направляли слова добрые, молитвы, классическую музыку; на другие – матерщину. В результате «обруганные» растения хуже развивались, больше болели и давали меньший урожай. Подобные опыты поводились и с водой. Вода, на которую лилась матерная брань, становилась просто ядовитой. Вода, «заряжённая» молитвой, становилась целебной, святой. Японский учёный Масару Эмото в ходе исследований доказывает, что вода воспринимает внешнюю информацию и в соответствии с этим изменяет свою кристаллическую структуру. Вот какие кристаллы получились…(Слайды 7-12)
Если вспомнить, что человек на 70-80%
состоит из воды, то не удивительно, что каждое произнесённое человеком слово и каждое услышанное им слово оказывает влияние на его тело и ум.
Выяснилось, что мат влияет и на наследственность, изменяя молекулы ДНК, ведёт к гормональным нарушениям (например, у женщин грубеет голос, появляются мужские признаки Учёные пришли к выводу, что все болезни имеют своё происхождение в духе. Прежде чем заболит орган, нарушит свою работу система или функция, к этому должны появиться предпосылки на духовном плане человека, в мыслях, чувствах, эмоциях, словах и действиях человека. Слово – это связь между телом и духом. На эту связь указывает и русская пословица: «Гнилые слова – от гнилого сердца».
5.Дискуссия «Нужен ли нам мат?»
-Итак, вы ознакомились с фактами, которые касаются сквернословия.
-Как можно объяснить повальное распространение мата в наше время?
-Сейчас в моде ЗОЖ. Люди занимаются физкультурой, следят за весом, выполняют
режим дня. Как Вы считаете, совместимы ли сквернословие и ЗОЖ? Почему?
-Сквернословие – это вредная привычка. Какие ещё вредные привычки вам известны? Почему их называют вредными?
-Согласны ли вы, что нецензурная брань может быть заразной, вызывать зависимость?
-Есть ли у вас зависимость от сквернословия? Собираете ли вы с ней бороться?
6.Творческое задание. Работа в группах.
-Есть такая точка зрения, что мат ведёт к развращению, отупению, вымиранию народа. И нынешняя эпидемия мата – это угроза национальной безопасности России.
Представьте себе, что президент России поручил нам составить памятку для молодёжи «Как избавиться от сквернословия?» Какие бы пункты вы включили в эту памятку?
-У вас получилось много пунктов, но психологи утверждают, что достаточно всего четырёх: (слайд 13)
|