История церкви села Моркваши




Исследовательская работа

«История Покровской церкви Симбирской духовной консистории села Моркваши Сызранского уезда Симбирской губернии»

 

Автор:

Богданова Милена Ивановна,

ученица 10 кл. ГБОУ СОШ №10

Научный руководитель:

Шаповалова Юлия Александровна,

учитель истории и обществознания ГБОУ СОШ №10

 

 

Жигулевск, 2016г.

Содержание

Введение

Глава 1. История церкви с. Моркваши

1) История села Моркваши

2) История названия храма

3) Рождение церкви

Глава 2. Причины разрушения церкви

4) Нрав морквашинцев

5) Из постановлений правительства

6) Уничтожение церкви

Заключение

Введение

Данная работа представляет собой попытку написания истории Покровской церкви Симбирской духовной консистории села Моркваши Сызранского уезда Симбирской губернии. На сегодняшний день эта страница истории, имеет множество пробелов. К нам обратился священник Кирилл Зимин, назначенный настоятелем начавшегося строиться в Морквашах храма, с просьбой написать историю его предшественницы. Откликнувшись на его просьбу мы решили попробовать написать историю Покровской церкви.

Церковь всегда являлась центром духовно-нравственной культуры села. Мы не должны забывать своей истории и обязаны помнить об истоках культуры нашего города.

Актуальность работы заключается в недостаточной степени изученности истории данной церкви. Церковь до XXв. была центром распространения культуры и образования на селе, взяв на себе основные воспитательные функции. Так и морквашинская церковь, являлась центром культуры сразу нескольких старинных сел: Отважного, Морквашей, Валов, Александровки. Однако после печальных событий начала XXв., связанных с уничтожением большинства церквей, об ее существовании на многие годы забыли. Но на сегодняшний день в районе города, сохранившем историческое название – Моркваши, начинается новое строительство церкви в честь Покрова Богородицы. Мы хотим вспомнить историю старинной церкви.

Цель данной работы описать историю Покровской церкви Симбирской духовной консистории села Моркваши Сызранского уезда Симбирской губернии и села Моркваши, в жизнь которого она была неотъемлемо вплетена.

Объектом исследования является церковь с. Моркваши и само село Моркваши. Предмет исследования – владельцы и помещики вплетенные в историю села Моркваши и ее церкви, история названия храма и праздника Покрова Богородицы, первые священнослужители, постановления советского правительства, метрические книги.

Гипотеза.

1. История храма с. Моркваши во многом поучительна и отражает то, как в различные времена, со сменой власти и правительства, изменялось и отношение к церкви. Советская власть стала инициатором разрушения церкви.

2. Менталитет населения и вольнолюбивый нрав местных жителей тоже сыграли свою роль в истории церкви и ее разрушении. Будучи очень своенравны и вольны, они приветствовали распространение коммунистической идеологии, Моркваши стали центром распространения идей марксизма и ленинизма, и эти же пришедшие к власти большевики в последствии разрушили церковь, как неугодную режиму.

3. На сегодняшний день точно не известно в связи чем и когда была построена церковь. Информация в периодической печати разрозненная, встречаются фамилии Жердин, Жердинский и т.д., которые выступают как строители церкви, хотя согласно «Спискам населенных мест Симбирской губернии по сведениям 1859 г.» в Морквашах уже имелась часовня. Скорее всего ее и переустроили под церковь. И помещик Жедринский всего лишь поспособствовал этому переустройству.

Задачи:

- проанализировать законы, постановления, резолюции и т.д. советского правительства, касающиеся вопросов церкви;

- по материалам периодической печати и краеведческой литературы собрать информацию об истории церкви и села Моркваши, а также о свободолюбивом духе морквашинцев;

- изучить и проанализировать метрические книги Покровской церкви Симбирской духовной консистории села Моркваши Сызранского уезда Симбирской губернии;

- изучить и проанализировать архивные материалы Государственного архива Ульяновской области;

- взять интервью у краеведа Юрия Ивановича Зверева;

- консультирование со специалистов архивного отдела администрации г.о. Жигулевск Ларисой Юрьевной Аксютиной;

- пополнить краеведческий материал.

Данное исследование поможет раскрыть неизвестные страницы истории церкви с. Моркваши и даст пищу для размышления строителям и прихожанам новой церкви. Помимо этого оно будет служить общей идеи сохранения традиционной православной культуры и просвещения нового поколения.

Глава 1

История церкви села Моркваши

Рождение церкви

Крестьян села Мокрваши, всегда выделял вольнолюбивый дух. В середине XVIII в. местные жителе поддержали восстание Емельяна Пугачева, во второй трети XIXв. восстание Степана Разина. Каждый раз мятежников ждала жестокая расправа и каторга, ссылка в Сибирь. Но сколько бы не боролось правительство с вольнолюбивым народом, ему было все ни по чем. Известно, что примыкающая к селу Лысая гора, была одним из наблюдательных пунктов разинцев, которые промышляли разбоем в здешних краях. Грабили проходящие по Волге суда. [1]

О славе Разина и его героизме, нам и сегодня рассказывают жигулевские легенды. И пусть историки признают его разбойником и душегубом, посягнувшим на царскую власть, для местных жителей он всегда был и есть настоящий герой. И это не удивительно, ведь для тех, кто слагал о нем легенды в местных краях он был не разбойником и душегубом, а кормильцем и предводителем. Не могли местные жители в силу своей зависимости и привязанности к разбойничьей среде говорить и думать о нем иначе. Многие из разбойников заводили здесь семьи, а в последующем и оседали на земле, постепенно переходя в разряд мирного населения[2].

Л. Желейка так описывает историю строительства храма: «Зная про вольнолюбивый дух здешних крестьян, новый помещик Николай Ильич Жердинский решил построить в Морквашах на свои деньги деревянную церковь, благо кругом был лес. Народ здесь был верующий, свято хранивший традиции своих предков. Всей деревней дружно взялись за строительство храма и двух домов для священника и псаломщика. Церковь порешили назвать в честь иконы Покрова Богородицы, вверяя свою судьбу покровительству Божьей Матери. Уже летом 1864 года колокольный перезвон сзывал трудолюбивых морквашинских жителей в их новую, теплую и красивую церковь, пахнущую еще смоляным духом.

Мир и покой воцарились в сердцах православного люда. Он уже не мыслил себя без своей церкви: новобранцев на военную службу отправляли только с благословения батюшки, крестили деток, венчали, а уж когда скорбь приходила в дом, то спешили в свой родной приход отмаливать помощь и заступничество Пресвятой Богородицы. По воскресным же дням, да по великим праздникам разодетые в праздничные одежды спешили на службу. И даже свое село стали называть между собой Покровским, в котором уже насчитывалось около пятисот жителей».[3]

Согласно ему же, «вера даровала помощь и поддержку в сложных ситуациях, сплачивая сельчан духовным единением православия. И потекла равномерно жизнь в Морквашах, укрепляя христианские традиции»[4].

О том, что храм был построен на деньги помещика Жедринского, находим информация и в книге Баженова: «Храм деревянный, теплый, построен в 1864г. Помещиком г. Жедринским. Престол в нем в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Деревянная часовня в дер. Бахилово и дер. Отважной. Церковной земли 33 дес. Пахотной. Притч состоит из священника и псаломщика; дома для них построены помещиком Жедринским. Жалование притчу от прихожан вместо хлебных сборов 250 руб. Прихожан: в с. Морквашах (н.р.) 72 двора. 208 м. и 206 ж.; дер. Бахилово (при пруде, в 8 вер. н.м.) в 157 дворов 479 м. и 447 ж.; в деревне Отважной (при реке Волге, 4 вер.; н.р.) 92 двора 328 м. и 289 ж.; всего 321 двор. 1015 м. и 942 ж. Ближайшия села: Нагорная Александровка в 8 вер. и Валы в 12 вер. Расстояние от Симбирска 152 вер.; от Сызрани 80 вер. от Жигулевского волост. правления 18 вер. Почтовый адрес – г. Сызрань»[5].

Однако в «Списке населенных мест Симбирской губернии по данным 1859 г.» указано что в с. Моркваши, оно же Покровское, население составляет 50 дворов, 164 м. и 211 ж. и имеется православная часовня[6]. Что прямым образом противоречит этой информации. Не мог Жедринский построить храм. Часовня в селе уже имелась, и скорее всего его средства пошли на переустройство часовню в церковь.

Чем отличается церковь от часовни? Часовня – молитвенное сооружение небольшого размера без алтаря. Название происходит от ее древнего назначения. В старину такие сооружения использовались для служения часов.

Церковь– сооружение культового назначения с алтарем, предназначенное для служения Божественной Литургии и других обязательных служб церковного круга.

Главная часть церкви – алтарь. Он характеризует храм как сооружение культовое. В алтарной части совершается Евхаристия – главное христианское таинство. Часовни также имеют культовое значение, но в них нет алтаря. Соответственно, там не служится Литургия и не совершаются Таинства. Часовня по сравнению с церковью значительно меньше по размеру.

Храм предназначен для совершения церковного круга богослужений. В часовнях совершают общие молитвы и требы. Часовни часто строятся при дорогах, на святых источниках, на местах явления чудотворных образов, чтобы человек имел возможность зайти и помолиться.

При церкви есть штат духовенства и настоятель. Регулярность служб в приходских церквях определяется возможностями священников. В соборах богослужения проводятся ежедневно. При часовне штат, как правило, отсутствует. Регулярных служб там нет.

Вокруг церкви обязательно имеется ограда с воротами и узкой калиткой. Традиционно, верующие входят именно через нее, как символ тесных врат, ведущих ко спасению. Вокруг часовен, построенных в виде маленькой церкви, можно увидеть ограду, но не всегда.

Традиционно, церкви строились на самых видных местах. В настоящее время этому правилу не следуют. Часовни могут находиться в очень укромных местах. Построить часовню может любой человек. Даже у себя на участке. Строительство церкви совершается лишь с благословения правящего архиерея[7].

Подтверждение своей гипотезе находим и в статье Л. Аксютиной: «Конечно часовня это не церковь, но с августа 1865 г. Был присвоен статус и появился штат духовенства при церкви – первым священником был Дивногорский Алексей Яковлевич, с августа 1865 года по октябрь 1876 года, причетником был Архангельских Василий Никонорович с 1865 года по январь 1871 года, пономарем – Голубев Иван Михайлович с 1865 года по 1917 год»[8].

В 1876г. Дивногорского сменил Михаил Утехин. Он возглавлял приход всего один год ему на смену пришел брат Василий Утехин, который служил также один год. В 1878г. священником был назначен Степан Петров. Он возглавлял приход до революции, то есть до 1917г. Как известно тогда полномочия вести записи актов гражданского состояния были переданы ЗАГСам и метрические книги вестись при храме прекратились. Поэтому последующую линию сменяющихся священников проследить на этом этапе невозможно.[9]

Скорее всего Жедринский не строил новую церковь, а просто довел часовню до уровня церкви. Отстроил алтарь, построил дома для священника и псаломщика, сделал ограду вокруг церкви. И ходатайствовал в епархию о том, чтобы прислали священника и открыли церковь. Этим вероятно и объясняется разница в датах.

В 1872 г. в селе побывал исследователь Д.Н. Садовников, который так описы­вает свое посещение:

«Местом для высадки на берег я выбрал Моркваши... В глаза... бросается кучка деревь­ев недалеко от берега, серенькая полоска избе­нок, небольшой барский дом с террасой и рядом крошечная, до размеров часовни, цер­ковь, окруженная белою каменною оградой...»[10]

Это описание совпадает с описание из книги Баженова. Что дает нам основание составить точное описание церкви. Она была небольшой по размерам и окружена была белою каменною оградой.

Интересным фактом будет то, что супруга Николая Ильича Жедринского, после его смерти повторно вышла замуж. Нам точно не известна дата смерти помещика, умер он примерно с 1869 по 1872гг. В 1869 г. у них родилась дочь и крестили ее в морквашинской церкви Покрова Богородицы, а в 1872 его жена Елена Николаевна вышла замуж за иностранца. Нами был обнаружен еще один интересный факт:

21 мая 1872 года шведский подданный родом из г. Стокгольма иностранец Карл Хульберг (31год) лютеранского вероисповедания до того не женившийся, заключил брак с вдовой, Еленой Николаевной Жедринской (28 лет), проживающей в Самарской губернии Ставропольском уезде с.Зеленовке. Землевладелица православного вероисповедания. Совершали таинство священник-Алексей Дивногорский и причетник-Иван Голубев[11]. При этом жених подписал письменное согласие:

«Ниже подписавшийся Шведский подданный из г.Стокгольма иностранец Карл Хульберг лютеранского вероисповидания, сим удостоверяющего, что вступив в брак со вдовой дворянина Еленой Николаевной Жедринской православного вероисповидания не буду ни поносить свою супругу за православие, ни отклонять ее через прельщения и угрозы или к иным принятием ее веры; в воспитании своих детей от этого брака буду поступать согласно от законов Государства Российского, то есть, буду крестить и воспитывать их в православной вере.»[12]

После заключения брака они уже в следующем месяце 17 числа выступили в роли восприемноков у новорожденного сына священника Алексея Яковлевича Дивногорского и его жены Ольги Дмитриевны - Александра. Таинство крещения совершал, приезжий из с. Жигули, священник Константин Благоведов и причетник Иван Голубев. В последующем у Карла и Елены родилось четверо детей: Вера, Владимир, Александр, Надежда.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: