Из постановлений правительства




Приближались грозные времена. Революция 1917 года перечеркнула весь уклад жизни русского народа, в том числе и морквашинского.

В ожесточенной классовой борьбе проходила продразверстка, затем коллективизация, создание в Морквашах колхоза.

Декрет совета народных комиссаров (23 января 1918 г.) «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» объявил об отделении церкви от государства и лишил церковь всех привилегий. Все церковное имущество объявлялась всенародным и переходило в распоряжение местной или центральной государственной власти.[14]

Позднее отделение церкви от государства и школы от церкви было закреплено на конституционном уровне.

После этого, в городах и селах началась активная антирелигиозная пропаганда.

«РКП руководствуется убеждением, что лишь осуществление планомерности и сознательности во всей общественно-хозяйственной деятельности масс повлечет за собой полное отмирание религиозных предрассудков. Партия стремится к полному разрушению связи между эксплуататорскими классами и организацией религиозной пропаганды, содействуя фактическому освобождению трудящихся масс от религиозных предрассудков и организуя самую широкую научно-просветительную и антирелигиозную пропаганду. При этом необходимо заботливо избегать всякого оскорбления чувств верующих, ведущего лишь к закреплению религиозного фанатизма»[15].

А позднее и вовсе церкви стали повсюду закрывать. «Необходимо решительно ликвидировать какие бы то ни было попытки борьбы с религиозными предрассудками мерами административными, вроде закрытия церквей, мечетей, синагог, молитвенных домов, костелов и т. п.»[16]

Из постановления политбюро ЦК ВКП(б) от 30.01.1930 становятся понятны истинные причины закрытия церквей. «Поручить Оргбюро ЦК дать директиву по вопросу о закрытии церквей, молитвенных домов и проч. и о борьбе с религиозными сектантскими движениями, в целях устранения тормозов в госаппарате, мешающих проведению в жизнь принятых подавляющей массой крестьянства решений о закрытии церквей, молитвенных домов и т.п. В этой директиве указать также на необходимость особо осторожного проведения этих мероприятий в отсталых национальных районах».[17]

Началось массовое закрытие церквей. Коммунисты спешили выполнить наказ. Начался произвол и самосуд. Правительство вновь обратило свой взор на церковь, с целью устранения самосуда и снятия перегибов.

«Решительно прекратить практику закрытия церквей в административном порядке, фиктивно прикрываемую общественно-добровольным желанием населения. Допускать закрытие церквей лишь в случае действительного желания подавляющего большинства крестьян и не иначе, как с утверждения постановлений сходов областными исполкомами. За издевательские выходки в отношении религиозных чувств крестьян и крестьянок привлекать виновных к строжайшей ответственности».[18]

Но это было на бумаге, на деле коммунисты нередко были неизбирательны в методах и средствах борьбы с церковью. Часто шли на жестокие преступления.[19]

Уничтожение храма

«13 марта 1930г. общий сход с. Моркваши постановил закрыть церковь в честь Покрова Богородицы. На следующий день церковь начали громить. Колокола сдали в металлолом. Оставили один для набата. На второй день пришли разбирать иконостас, но неожиданно хлынул дождь, да такой сильный, что люди испугавшись, разбежались. Так удалось сохранить много святынь храма. Не побоявшиеся дождя и грома местные верующие бабушки, воспользовавшись ситуацией, разобрали иконы с иконостаса по домам»[20]. Какие-то из них, спустя годы возвращаются в церковь.

У одной из прихожанок Покровской церкви сохранилась икона, которая в 1998 г. была передана во вновь построенный храм во имя Святого Праведного Иоанна Кронштадтского и является его главной святыней. Прихожане рассказали, что во время одной из служб икона светилась и от нее исходил необычный свет, и было такое впечатление, что младенец вот-вот сойдет с рук Богоматери. [21]

Храм же в селе больше не восстанавливался. Использовался как клуб и как амбар для хранения зерновых.

«Последний священник Иван Васильевич Крылов в 30-е гг. был репрессирован, - рассказывает Ю.И. Зверев. - Пытались разыскать следы священника, долго работали с Самарскими архивами в том числе содержащими рассекреченные фонды НКВД, но не нашли абсолютно ничего. Остается не известным, куда был репрессирован И.В. Крылов и доехал ли до места»[22].

В 50-е гг. в районе Морквашей начинается грандиозное строительство. Отважное, попадающее в зону затопления ГЭС, было перенесено в районы Пчельника и Александровского поля. «В 1952г. встал вопрос о строительстве школы на Александровском поле. И не найдя на нее других стройматериалов, местный исполком решил разобрать церковь. Из бревен и досок бывшего морквашинского храма была сложена первая школа на Александровском поле. Позднее была построена новая, а старая использовалась как магазин. И сегодня это плохонькое строение стоит за магазином по ул. Советской»[23].

Сегодня Моркваши – один из районов города, в котором начинается строительство нового храма, так же в честь Покрова Богородицы, только не на историческом месте, а на новом, более удобном для местных жителей.

История церкви во многом поучительна, она является ярким примером того как политика правительства влияет на церковь. Морквашинский храм, построенный жителям в воспитательных целях, для распространения культуры и борьбы с разбойничьими повадками, пострадал от тех же жителей, которые благодаря распространившемуся на селе народовольческому, а позднее коммунистическому учениям, не усмотрели в церкви важности и необходимости.

Заключение

В ходе исследовательской работы мы столкнулись с проблемой недостатка источников и литературы, поэтому нам пришлось прибегнуть к нетрадиционным методам исследования, таким как интервьюирование. Собирали информацию в периодической печати, краеведческих очерках, исследовали статистические данные. Основу источниковой базой составили метрические книги, постановления правительства, а также Список населенных мест Симбирской губернии по сведениям 1859 г. и Статистическое описание соборов, монастырей, приходских и домовых церквей Симбирской епархии по данным 1900г.. Благодаря последним нам удалось доказать, что на месте церкви, задолго до того, как она приобрела статус церкви и вошла в «Статистическое описание соборов и монастырей…» стояла часовня. Которую помещик Жедринский переоборудовал под церковь, а не построил как считалось ранее.

Много интересной информации мы смогли выяснить из метрических книг. Кто были первыми священниками, какие проводились обряды, сколько проживало в селе человек, какова была смертность, рождаемость. Там мы нашли сведения о семье Жедринских, они часто выступали крестными родителями крещеных в церкви детей. Более того, после смерти Николай Ильича, Елена Николаевна повторно вышла замуж, за представителя другой религии, лютеранина, Карла Хульберга, из знатного шведского рода. При этом Карл Хульберг давал клятвенное обещание не притеснять свою супругу по религиозному вопросу.

Интересную информацию для размышления дают статьи из периодической печати. Авторы высказывают в ней свое отношения к истории храма, пропуская ее через себя. Так в статье Л. Жалейка прозвучала гипотеза, что церковь Жедринский построил исходя из идеи усмирения вольнолюбивого духа крестьянства. И действительно норов местных был сильно своенравным, что отметил великий русский живописец И.Е. Репин в своих воспоминаниях о путешествии по Волге.

Интервью с краеведом Ю.И. Зверевым, помогло нам составить картину разрушения церкви. Неожиданностью стало то, что краевед со слов бывшего архитектора города подтвердил будто доски из которых был построен храм до сих пор сохранились, из них была построена первая школа на Александровском поле, а ныне там размещается магазин. Так же из интервью мы выяснили, что судьба последнего священника И.В. Крылова не известна и к сожалению на сегодняшний день не представляется возможным ее выяснить.

Нам удалось доказать свою гипотезу. Вольнолюбивый дух местного крестьянства, вскормленного легендами о Степане Разине, а нередко и будучи выходцами из этой разбойничьей среды, сыграл немаловажную роль в судьбе церкви.

Заметив норов крестьян помещик Жедринский организовал в селе храм, надеясь на то, что местные крестьяне станут более законопослушными и смиренными. Но к сожалению храму суждено было простоять недолго. Свободолюбивый нрав привел к тому, что в селе стали распространяться идеи народовольцев, а в последующем марксистские и коммунистические идеи и идеалы, как известно полностью отвергающие церковь и существование Бога. Эти же коммунисты, которых в селе было большинство и не захотели сохранять церковь, когда на общем сходе решалась ее судьба.

История церкви во многом поучительна, она является ярким примером того как политика правительства влияет на церковь. Из постановления политбюро ЦК ВКП(б) от 30.01.1930 становятся понятны истинные причины закрытия церквей. Церковь тормозила развитие коммунистического госаппарата. И новому большевистскому правительству совсем не была нужна. Так как учила людей другим нормам, правилам, морали, что противоречило коммунистическим идеалам. И хотя на бумаге все выглядит прилично, на деле претворяя в жизнь постановления правительства коммунисты часто злоупотребляли своими полномочиями. Никого не покоробило от мысли организовать в храме клуб, а позднее сарай.

Но время все расставило по своим местам. Сегодня в селе строится новый храм, так же в честь Покрова Богородицы, и в назидание всем нам остается помнить о печальной истории ее предшественницы, и не допустить очередного натиска на церковь, как на духовный институт общества.

 

 

БИБЛИОГРАФИЯ

ИСТОЧНИКИ:

1. Ф – Ф-1, Оп. – 1, Д. – 5 – Метрическая книга

2. Декрет совета народных комиссаров (23.01.1918) «Об отделении церкви от государства и школы от церкви»))// https://apologetics.ru

3. Программа Российской коммунистической партии, принятая на VIII съезде партии (19 – 23 марта 1919г)// https://apologetics.ru

4. Постановление ЦУ ВКП (б) от 14 марта 1930 г.// https://apologetics.ru

5. Постановление политбюро ЦК ВКП(б) от 30.01.1930 «О мероприятиях по ликвидации кулацких хозяйств в районах сплошной коллективизации» https://ppt.ru/texts/

6. Резолюция XIII съезда о работе в деревне 23 – 31 мая 1924г.// https://apologetics.ru

7. Список населенных мест Симбирской губернии по сведениям 1859 г.//ogugauo.ru- Государственный архив Ульяновской области

8. Н.И. Баженов. Статистическое описание соборов, монастырей, приходских и домовых церквей Симбирской епархии по данным 1900г.//ogugauo.ru- Государственный архив Ульяновской области

ЛИТЕРАТУРА:

1. Административно-территориальное деление Самарской губернии. Справочник (1851 – 1928гг.), Самара, 2011.

2. Город Жигулевск. – Куйбышев: Кн. Из-во, 1986.

3. Краткий справочник по фондам архивного отдела администрации города Жигулевск. Жигулевск, 2003г.

4. Самарская Лука и Жигули. Краеведческий очерк. Куйбышев, 1955.

5. Чистова В.В. Земное и небесное. Краеведческий очерк. Самара, 2005.

ПЕРИОДИЧЕСКАЯ ПЕЧАТЬ:

1. «Забытые корни родословных», Л. Жалейка//Жигулевский рабочий от 20.02.2010г.

2. Моркваши: переместимся в прошлое», Ю.Рут//Жигулевский рабочий №112 от 11.10.2014г.

3. «Моркваши: новое время», Ю.Рут//Жигулевский рабочий

ДРУГИЕ ИСТОЧНИКИ:

1. Интервью с краеведом Ю.И. Зверевым.

2. И. Репин «Далекое близкое», автобиография//www.magister.msk.ru

3. https://thedifference.ru/chem-otlichaetsya-chasovnya-ot-cerkvi/


[1] «Моркваши: новое время», Ю.Рут//Жигулевский рабочий

[2] «Моркваши: новое время», Ю.Рут//Жигулевский рабочий

[3] «Забытые корни родословных», Л. Жалейка//Жигулевский рабочий от 20.02.2010г.

[4] «Забытые корни родословных», Л. Жалейка//Жигулевский рабочий от 20.02.2010г.

[5] Н.И. Баженов «Статистическое описание соборов, монастырей, приходских и домовых церквей Симбирской епархии по данным 1900г.»// ogugauo.ru – Государственный архив Ульяновской области

[6] Список населенных мест Симбирской губернии по данным 1859 г.// ogugauo.ru – Государственный архив Ульяновской области

[7] Отличия церкви от часовни// https://thedifference.ru/chem-otlichaetsya-chasovnya-ot-cerkvi/

[8] «Миф о Морквашинской церкви», Л. Аксютина//Жигулевский рабочий, №111 от 10.10.15г.

[9] Ф – Ф-1, Оп. – 1, Д. –1 - 5 – Метрические книги

[10] М.А. Емельянов. Самарская Лука и Жигули. Краеведческий очерк. Куйбышев., 1955, с-231,232

[11]Ф – Ф-1, оп. – 1, д. 1, стр 237

[12] Ф – Ф-1, оп. – 1, д. 1, стр 238

[13] Город Жигулевск. – Куйбышев: Кн. Из-во, 1986, с. 27

[14] Декрет совета народных комиссаров (23.01.1918) «Об отделении церкви от государства и школы от церкви»))// https://apologetics.ru

[15] Программа Российской коммунистической партии, принятая на VIII съезде партии (19 – 23 марта 1919г)// https://apologetics.ru

[16] Резолюция XIII съезда о работе в деревне 23 – 31 мая 1924г.// https://apologetics.ru

[17] Постановление политбюро ЦК ВКП(б) от 30.01.1930 «О мероприятиях по ликвидации кулацких хозяйств в районах сплошной коллективизации» https://ppt.ru/texts/

[18] Постановление ЦУ ВКП (б) от 14 марта 1930 г.// https://apologetics.ru

[19] Из интервью с краеведом Ю.И. Зверевым.

[20] Из интервью с краеведом Ю.И. Зверевым

[21] Чистова В.В. Земное и небесное, Краеведческий очерк Самара, Новая техника, 2005, с. 88

[22] Из интервью с краеведом Ю.И. Зверевым.

[23] Там же.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: