РАЗДЕЛ II. СОЦИОЛОГИЯ ОБЩЕСТВА




Программа курса «Социология»

 

РАЗДЕЛ I. СОЦИОЛОГИЯ КАК НАУКА И ИСТОРИЯ ЕЕ РАЗВИТИЯ

Тема 1. Предмет социологии, ее место в системе гуманитарных наук

Социология как наука об обществе, социальных отношениях и процессах, социальных общностях и институтов, механизмах межличностных взаимодействий. Ее предмет и объект. Понятие «социального». Социологические законы и категории. Место социологии в системе гуманитарного образования. методология социологии.

Теоретическая и прикладная социология. Основные уровни социологического знания: общесоциологическая теория, социологические концепции среднего уровня и конкретно-социологические исследования.

 

Тема 2. История зарубежной и русской социологии

Зарождение социологического знания в середине XIX столетия, его предпосылки. Социологический проект Огюста Конта. Развитие его взглядов в работах Г. Спенсера, Э. Дюркгейма и других. Социологическая теория К. Маркса и Ф. Энгельса. Понимающая социология М. Вебера. Особенности современного этапа развития западной социологии, многообразие ее концепций и школ. и ее основные макро – и микросоциологические направления.

Русская социология на рубеже XIX – ХХ столетия. Социологические взгляды М.М. Ковалевского. Представитель «субъективного направления» в отечественной социологии Н.К. Михайловский. Психологическое направление (Е.И. Де-Роберти). Развитие марксистской социологии в трудах В.И. Ленина, Г.В. Плеханова, П.Б. Струве. Классик мировой социологии Питирим Александрович Сорокин: его судьба и основные идеи.

Положение социологии в СССР после революции. Забвение ее в период культа личности и возрождении в годы «хрущевской оттепели». Современное состояние российской социологии и перспективы ее развития.

 

РАЗДЕЛ II. СОЦИОЛОГИЯ ОБЩЕСТВА

Тема 3. Общество как социокультурная система

Понятие общества. Системный анализ общественной жизни. Принцип детерминизма как основа макросоциологического подхода. Типология обществ: простых и сложных; открытых и закрытых; доиндустриальных, индустриальных и постиндустриальных и т.п.

Социальная структура отражает объективное деление общества на всевозможные слои и группы, указывая на неодинаковое положение их по отношению друг к другу. Социальное неравенство и дифференциация людей. Понятие социальной стратификации и ее основания. Различные типы общественных страт. Маргинальные слои населения. Понятие и виды социальной мобильности. Проблемы социального расслоения в современной России.

Понятие «культура». Культура как специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности. Материальная и духовная культура. Структурные элементы культуры. Функции культуры. Формы культуры: элитарная, массовая, народная, субкультура и контркультура. Основные проблемы культуры в современных российских условиях.

Понятие личности в социологии. Макросоциологический подход в рассмотрении личности. Нормативная и модельная личность. Взаимодействие личности и общества. Статусная и ролевая теории личности как проявление микросоциологического уровня изучения личности. Понятие и виды социальных статусов. Понятие и характеристики социальной роли.

Понятие девиации и ее компоненты. Теории девиации. Сущность, функции и элементы социального контроля (нормы и санкции). Формальный и неформальный, общий и детальный контроль.

 

Тема 4. Базисные элементы социальной жизни

Социальные действия. Их классификация по М. Веберу: целенаправленные, ценностно-рациональные, аффективные и традиционные. Социальные связи в виде социальных контактов и взаимодействий, их различия. Социальные взаимодействия как главный предмет социологического анализа. Принципы регулирования социальных взаимодействий

Социальные общности. Свойства и виды общностей, их отличие от общества. Социальные институты как устойчивые комплексы социальных взаимодействий, совокупность норм и учреждений, как исторически сложившиеся формы организации совместной деятельности людей (производство, торговля, рынок, государство, партии, семья, образование и наука и т.д.). Свойства и функции социальных институтов. Социальные организации. Особенности становления социальных институтов российского общества.

Образование как социальный институт. Образование как механизм передачи социального опыта от одного поколения к другому и как средство развития человека, подготовки его к активной социальной деятельности. Функции образования и воспитания. Особенности системы образования и воспитания в СССР. Современные реформы образования и их социальные последствия.

 

Тема 5. Социальные изменения в обществе.

Социальные конфликты, процессы и движения.

Сущность социальных изменений и их виды. Многообразие социальных процессов, их уровни и типология. Переходные процессы и их особенности. Понятие и типы социальных движений.

Две основные формы общественного развития – эволюционная и революционная. Концепция социального прогресса. Противоречия в развитии общества. Социологический анализ процессов, происходящих в нашей стране. Характеристика основных тенденций и общесоциологических закономерностей мирового развития. Мировая система и процессы глобализации. Место России в мировом сообществе.

Понятие социального конфликта. Структурные элементы и динамика конфликтов. Типология конфликтов. Методы разрешения социальных конфликтов.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: