Метод автоматического анализа.




В последнее время в связи с развитием кибернетики и созданием электронно-вычислительных машин формируется метод исследования языка, который нередко отождествляется со структурным или математическим, но который нужно рассматривать отдельно и можно бы называть методом автоматического анализа.

Главная цель этого метода – познание такого формально-структурного членения языка на элементы, которое достаточно строго соотнесено с реальным его членением, используемым в процессе общения, и которое вместе с тем доступно «вúдению» и анализу машины. У языковедов, таким образом, новый предмет изучения – структура языка в том виде, в котором ее «отображает» кибернетический «мозг» машины. Отсюда идут несколько необычные требования метода. Прежде всего это требование формализации научных описаний языка, т.е. максимально возможной замены словесного описания описанием при помощи математических знаков, символов, формул. Метод автоматического анализа требует и максимальной формализации «понимания» языка: машина не различает словесные значения, но она воспринимает и различает звуковые различия в выражении этих значений. Следовательно, нужно попытаться установить строгие соответствия между значениями и выражающими эти значения формальными признаками слов и их объединений – для того, чтобы научить машину «узнавать» по формальному признаку скрытое за ним значение. Еще одно требование нового метода – требование алгоритмизации описаний языка. Алгоритм – это строгая система правил, руководствуясь которой машина может переводить с одного языка на другой предложения и их цепи, автоматически извлекать из текста библиографическую или тематическую информацию и осуществлять другие виды автоматической обработки письменной (в будущем, возможно, и устной) речи.

Таким образом, новый метод прочно связывает языкознание с математикой и электронно-вычислительной техникой (тем самым усложняется подготовка специалистов в области науки о языке), решает ряд задач прикладного языкознания, обещает новые открытия и в области лингвистической теории, в частности обогащает традиции формально-грамматической школы Ф.Ф. Фортунатова, стремившейся получить формальные классификации языковых фактов.

Со структурным и количественным методами и методом автоматического анализа связано формирование еще двух методов, использующих кибернетику и формально-математическую логику. Эти методы, если они разовьются, могут получить название кибернетического и формально-логического. Первый своим предметом исследования будет иметь язык как сложную управляемую и самоуправляемую, саморегулируемую систему, а второй – язык как систему элементов, связанных отношениями, отражаемыми формально-математической логикой.

Не очень трудно уловить даже из этого беглого и очень схематичного обзора наиболее определившихся в современной науке лингвистических методов три весьма существенных для теории обстоятельства.

Первое – это объективный характер методов, их не зависящая от воли и желаний исследователей связь между собой. Методы формируются не потому, что процесс познания, развитие науки, закономерно выдвигает новые задачи, показывает язык с новых сторон и в новых связях и отношениях. Сущность, своеобразие того или иного лингвистического метода, как правило, становятся отчетливо видимыми уже после того, как этот метод окрепнет и будет воплощен в практике работы многих ученых. Ученый всегда решает те или иные конкретные исследовательские задачи, опирается на те или иные философские и общелингвистические принципы, идет по тому или иному теоретическому пути. При этом ученый может и не знать, какой из сложившихся лингвистических методов ему служит, им поддерживается или отвергается. Только движение науки в целом обнаруживает систему действующих лингвистических методов, позволяет различать отдельные методы и осознавать их своеобразие.

Второе – это увеличение, в связи с развитием системы методов, предметов лингвистического исследования. Объектом изучения для разных лингвистических методов был и остается язык. Однако предметы изучения и главные задачи исследования у разных методов неодинаковы. Язык многосторонен, он не только предполагает, но и допускает «вúдение» его наукой под разными углами зрения, что и приводит к несовпадению предметов лингвистического изучения представителями сравнительно-исторического метода (материальное генетическое родство языков), описательного метода (построение и действие структуры языка в определенный период его развития), структурного метода (структурно-системная организация элементов и категорий языка), сопоставительного метода (сходство и различия единиц и категорий в исторически родственных и неродственных языках), метода автоматического анализа (язык как воспринимающая, перерабатывающая и передающая информацию система) и т.д.

Третье – это взаимодействие и различие метода и лингвистического направления, или школы. Лингвистическое направление – это совокупность ученых и их трудов, опирающихся на один и тот же метод. Не все представители одного и того же направления отчетливо видят и осознают существо метода, которым пользуются. Лишь теоретически наиболее сильные исследователи формулируют ясно предмет исследования, связанные с ним главные исследовательские задачи и теоретически указывают пути к их решению.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: