С Е Р Ж А Н Т О В
Должностная подготовка сержантов организуется и проводится в соответствии с требованиями настоящей Программы на сборах, занятиях по должностной подготовке, инструкторско-методических и показных занятиях (инструктажах) и совершенствуется в ходе боевой учебы с личным составом.
Продолжительность учебного дня в период проведения занятий по должностной подготовке и в период проведения сборов – 6 часов.
В те дни, когда занятия не спланированы, командиры отделений занимаются в составе своих подразделений.
Сборы с сержантами проводятся в дивизионе (полку, бригаде), как правило, в подготовительном периоде. Для подразделений, занимающихся по годичному циклу – два раза в год. Продолжительность сбора – не мене трех дней.
Программу сбора (расчет часов по предметам обучения, тематику, содержание занятий, метод и место проведения) определяет и разрабатывает командир, проводящий сбор.
Занятия по должностной подготовке с сержантами проводятся два дня в месяц, в соответствии с положениями настоящей Программы под руководством командира батареи (роты, дивизиона).
Для обучения по специальным вопросам привлекаются начальники служб воинской части. На занятиях совершенствуются навыки сержантов в организации и ведении боя на местности, в методике проведения занятий, знании штатного ВВТ и умении применять их при выполнении боевых задач, а также навыки в проведении воспитательной работы с подчиненными и поддержании уставного порядка в подразделении.
Инструкторско-методические занятия (ИМЗ) являются основной формой методической подготовки сержантов. Они проводятся в ходе сборов, занятий по должностной подготовке, а также перед отработкой новых или сложных тем, по которым сержанты будут проводить занятия. Они планируются в расписании занятий батьареи (роты).
|
Инструкторско-методические занятия проводятся в целях выработки единых для всех руководителей рекомендаций по организации и методике проведения занятий по изучаемой теме. В ходе занятий проверяются теоретическая и практическая подготовка руководителей, сержанты обучаются передовым методам проведения занятий и тренировок с подчиненными, применению оборудования учебных мест (объектов).
Показные занятия проводятся в ходе сборов, занятий по должностной подготовке, перед отработкой с подчиненными новой или сложной темы с целью установить единые взгляды на методику организации и проведения занятий, показать наиболее целесообразные методы работы руководителей, приемы и способы действий обучаемых.
Инструктажи проводятся командирами взводов и батарей (рот) накануне очередных занятий, проводимых сержантами. В ходе инструктажа сержантам даются указания по методике и порядку проведения предстоящих занятий, по использованию учебно-тренировочных средств и пособий, а также рекомендации по организации состязаний по задачам и нормативам, после чего ими разрабатываются план-конспекты, в ходе утверждения которых проверяется готовность сержантов к занятиям.
Кроме того, не реже двух раз в год в масштабе части и ежемесячно в дивизионе с сержантами проводятся методические совещания, на которых подводятся итоги работы сержантов, обмен опытом по обучению и воспитанию подчиненных.
|
Методические указания
Занятия с сержантами проводятся преимущественно в поле, при вооружении и на военной технике.
При проведении тактико-строевых занятий и групповых упражнений, а при необходимости и на других занятиях, обучаемые действуют в составе сводного отделения (взвода). На групповых упражнениях, большинство из которых начинаются с отработки последовательности и содержания работы командира по организации боя, сержанты выступают в роли командира отделения или взвода, совершенствуя свои навыки в принятии решения, отдаче боевого приказа, организации взаимодействия и всестороннего обеспечения боя. После этого отрабатываются вопросы управления отделением (взводом) в различных условиях боевой обстановки, на различной местности. Руководитель группового упражнения выступает в роли командира и других должностных лиц и определяет, какие вопросы необходимо отработать на занятии (например, на одном занятии отрабатываются вопросы уяснения задачи и оценки обстановки, а на другом – вопросы отдачи боевого приказа и организации взаимодействия и всестороннего обеспечения боя). В зависимости от уровня подготовки обучаемых, по решению руководителя занятия, некоторые вопросы работы командира после получения боевой задачи могут не отрабатываться.
Совершенствование навыков по предметам обучения, не указанным в расчете часов, проводится в комплексе с тактической, специальной, технической и огневой подготовкой, а также на плановых занятиях в составе подразделения.
В ходе методической подготовки с сержантами изучаются вопросы подготовки и проведения занятий с подразделениями, использования учебного времени и учебно-материальной базы в процессе обучения. При проведении занятий по методической подготовке, также может использоваться тематика, указанная в разделе "Подготовка подразделений" настоящей Программы или разработанная в воинских частях дополнительно. Конкретное содержание темы, учебного места, формы и метода обучения, учебные вопросы и отрабатываемые нормативы на занятиях по методической подготовке определяет руководитель занятия.
В зависимости от боевого предназначения подразделений, уровня подготовки сержантов и необходимости изучения тех или других учебных вопросов командирам батальонов и рот предоставляется право уточнения содержания и выбора занятий и учебных вопросов из числа предлагаемых в Программе.