По итогам мониторинга Центральной Детской поликлиники города Волжска,
расположенной по адресу: ул. Вавилова, д. 1а
Мониторинг проводился 5 декабря 2019 года с 9.30 до 12.00 час.
В состав инициативной группы входили следующие участники:
1) Моисеев Георгий Валерьянович (тел. № 89600957045),
2) Галиахметов Рафаэль Наильевич (тел. № 89625905017),
3) Асеинова Ольга Рамильевна (тел. № 89600977442),
4) Балагуровская Марина Михайловна (тел. № 89613785598).
Посещение центральной детской поликлиники г. Волжска проводилось в целях контрольной проверки внешнего и внутреннего состояния поликлиники после её ремонта, количественного и качественного состава её кадров, с целью проведения анонимного опроса её посетителей и медицинского персонала, определения качества оказываемых медицинских услуг населению.
Вышеназванной инициативной группой проверялась доступность информации о данном медицинском учреждении в интернете, информативность сайта, физическая доступность здания поликлиники, доступность среды для граждан с ограниченными физическими возможностями, безопасность и удобство прилегающей территории, проводился осмотр условий работы в самой поликлинике, качество коридоров, мебели, состояние туалетов и кабинетов, соответствие их санитарным нормативам, проверялась работа регистратуры, гардероба, наличие буфета и аптеки, наличие персонала и оборудования, наглядной информации (санбюллетеней и стендов), детских уголков. Также, как было сказано, проводился опрос посетителей и медперсонала поликлиники по предложенной анкете для изучения качества оказываемых медицинских услуг, существующих трудностей и возможных «острых углов» и «критических точек» в этом процессе.
|
Для начала, информация по центральной детской поликлинике была изучена в интернете. Оказалось, что как такового подробного (аутентичного) сайта Центральной Детской поликлиники г. Волжска нет, есть просто некоторая информация. А именно: есть информация о часах работы, адрес данного медицинского учреждения, телефон регистратуры; есть возможность записаться на приём к врачу; есть возможность оставить свой отзыв. Однако, о самих врачах, принимающих в данной поликлинике, на данной интернет-страничке нет никакой информации, ни о графике их работы, ни о квалификации врачей. Всё это можно узнать только по телефону во время записи на приём. Информации об имеющемся мед. оборудовании нет, о вызове врача на дом нет. Сайт (или, как в нашем случае, интернет-страничка) данного медицинского учреждения не является простым в обращении и не является информативным. Проще записаться на приём и узнать всю информацию по телефону. Само данное учреждение здравоохранения оценивается на «4 звезды».
Что касается физической доступности детской поликлиники, то от остановки общественного транспорта поликлинику несведущему человеку довольно трудно найти. Нет указателей, в какую сторону идти. Здание медучреждения находится в окружении 5-этажных жилых домов, недалеко от него находится общеобразовательное учреждение – школа №4. От остановки общественного транспорта несколько минут пешего пути.
На подходе к детской поликлинике есть тротуары, но они, в основном, под снегом, ходят по тропинкам, чистятся лишь двор и лестница у центрального входа. Справа от центрального входа на момент мониторинга тротуар был выложен досками; не совсем понятно, для каких целей это сделано. Пандусов на тротуарах нет. Пешеходные переходы не обозначены знаками, пандусов на пешеходных переходах нет. Во дворе и вокруг поликлиники освещения нет, есть только одна лампа у входа. У центрального входа есть вывеска, содержащая сведения о времени работы учреждения. Вывески со шрифтом Брайля нет. На входе имеется пандус для посетителей с детскими колясками, на лестнице шершавый коврик во избежание падения. Кнопки вызова медперсонала для маломобильных граждан не обнаружено. Входная дверь в здание – автоматическая. Здание поликлиники снаружи облицовано плитками; при предыдущем посещении некоторые из них лежали на земле, после ремонта их снова приклеили.
|
Парковки для автомобилей посетителей фактически нет, а если есть, то непонятно где, т.к. никаких знаков и вывесок с обозначением места парковки нет. Машины ставят в нескольких метрах от центрального входа, сбоку, с торца здания, паркуются вдоль дороги в одну большую линию… См. фотографии дворовой территории детской поликлиники (прилагаются).
У входа расчищенная площадка. На подходе к центральному входу стоят 2 скамейки (по одной на каждой стороне), есть урны для мусора у скамеек и по обе стороны от лестницы (у подъезда).
С торца здания расположен отдельный вход для «первично-заболевших», так называемый «фильтр». Однако, он был закрыт, т.к., как нам объяснили, открывается он только в периоды карантина и эпидемической опасности. Отдельное крыльцо с лестницей, закрытая дверь, кнопки вызова медперсонала не имеется.
|
Детских площадок рядом с поликлиникой нет, в соседнем 5-этажном здании имеется аптека на первом этаже.
Место для детских колясок предусмотрено на входе в поликлинику. Оно под крышей и застеклено, есть освещение. Однако место для размещения колясок довольно узкое (не более 1,5 метра шириной), умещается колясок по 2 в ряд всего около 10-12 (длина «предбанника» 4 м в одну сторону, 4 м – в другую сторону), посередине - вход в фойе поликлиники. (См. фото).
Вход в фойе детской поликлиники по лестнице (4 ступени, внизу коврик). Налево располагается гардероб, 3-4 пеленальных столика, места для сидения (лавки). Направо – регистратура. Фойе просторное. Прямо впереди располагается кабинет для приёма детей с температурой, сыпью и кашлем, т.е. для приёма детей с инфекционными заболеваниями. Сейчас, в период, когда нет эпидемий и карантина, он выполняет функции «фильтра».
Гардероб работает с 7 до 17 часов, хотя сама поликлиника работает по будням с 7 до 18 часов. Гардероб один для всех (кроме медперсонала), т.е. для взрослых и детей, для больных и здоровых. Бахилы выдаются всем желающим бесплатно.
Регистратура после ремонта теперь уже не работает с бумагами и медицинскими карточками, как раньше, но работает на компьютерах, принимает звонки, ведёт электронные записи, к специалистам, по пациентам, формирует электронную базу данных. В регистратуре работают двое специалистов. На момент мониторинга работают оба, очередей нет.
Здесь же, в фойе, есть нарисованная «мультяшная» карта мира, места для сиденья (лавки, мягкие стулья и диванчик), 1-2 «доски-развивайки».
На стене висит плоский телевизор, на котором выводится информация о днях и времени приёма и номерах кабинетов врачей, педиатров и узких специалистов. Правда, висит он достаточно высоко и буквы довольно мелкие, что значительно затрудняет прочитывание информации слабовидящими людьми.
В фойе после ремонта был поставлен кулер с водой, вода периодически заменяется, есть одноразовые стаканчики. Однако же, буфета как не было, так и нет. Также нет аптеки. Аптека находится в соседнем 5-этажном жилом доме на 1-м этаже.
Далее по коридору есть комната для кормления грудных детей и кабинеты некоторых врачей (хирург-ортопед). Есть служебный туалет (но туалета для посетителей поликлиники на 1-м этаже нет). Налево по коридору рентген – кабинет. После ремонта поставлен новый рентген-аппарат. На момент мониторинга он ещё не эксплуатировался.
Кабинеты участковых педиатров и почти всех узких специалистов находятся на 2-м и 3-м этажах. После ремонта поставили новые мягкие стулья и лавочки, новые пеленальные столы, деревянные домики и «вагончики» для развлечения детей, повесили кое-где доски-развивайки. На 2-м этаже в коридоре есть телевизор, по которому показывают мультфильмы.
Состояние полов, стен, потолков, лестниц удовлетворительное. Условия ожидания удовлетворительные: тепло, батареи греют, на окнах щелей нет, запахов и посторонних шумов нет, для детей есть некоторые места для развлечений, лампы дневного освещения работают, светло.
Однако, всё же, сейчас, как и раньше, нет лифтов или предусмотренных для инвалидов-колясочников специально оборудованных мест для подъёма на верхние этажи. Перил для детей тоже нет.
Туалеты для посетителей есть на 2-м и 3-м этажах. В туалетах чисто, есть горячая и холодная вода, мыло, два унитаза. Но нигде нет шпингалетов; унитазы одни для всех: для взрослых и детей, для больных и здоровых; туалетной бумаги на момент мониторинга не было ни в одном туалете; нет устройства для сушки рук.
Относительно наличия медицинского персонала. Врачей-педиатров 7 (на 11 участков), лор-врач один, один хирург (который по совместительству работает ещё и ортопедом), один офтальмолог, один фтизиатр. Четыре стоматолога выделено в стоматологической поликлинике, один детский гинеколог выделен в женской консультации, один невропатолог по совместительству (не в штате), иммунолог на полставки, кардиолог по совместительству на 1/4 ставки. Есть один массажный кабинет, однако очередь растягивается на 11-12 месяцев; обслуживаются в первую очередь «срочники» по показаниям. Есть один детский психиатр по совместительству на полставки (не в штате).
Как видно, многие узкие специалисты представлены как внештатные сотрудники, работающие по совместительству в центральной детской поликлинике на 1/2 и 1/4 ставки; врачей-педиатров тоже не хватает.
В поликлинике есть кабинеты ЭКГ, УЗИ, рентген-кабинет. Также имеются вспомогательные кабинеты: кабинет инфекционных заболеваний (на 1-м этаже), клинико-диагностическая лаборатория, физиотерапевтический кабинет, кабинет прививочный, процедурный, кабинет здорового ребёнка.
В ходе мониторинга инициативной группой были опрошены некоторые посетители с детьми, а также кое-кто из медицинского персонала.
Посетители (родители с детьми) в целом довольны оказанием медицинских услуг в данной поликлинике. Но многие, как правило, отмечают сложность попасть на приём к специалистам узкого профиля, таким, как, например, хирург, невропатолог, лор-врач, окулист. Отмечают довольно большую длительность ожидания приёма после записи – до 2-х недель и больше, а в массажный кабинет – до года, вследствие чего часто приходится прибегать к услугам платных клиник. Также отмечают большие очереди к некоторым врачам – участковым педиатрам. Кроме того, многие посетители и пациенты не знают своих законных прав при оказании медицинской помощи, кроме как «на бесплатное оказание медицинской помощи», также толком не знают прав и обязанностей медперсонала. Многие респонденты отметили для себя, что после ремонта стало более комфортно и чище, что теперь есть чем отвлечь детей в периоды ожидания, перед приёмом врача сидя в коридоре. Однако, как и прежде, многие родители выразили желание, чтобы «было больше специалистов», «меньше очередей», чтобы квалифицированная медицинская помощь оказывалась своевременно или в как можно более короткие сроки, чтобы «повысилось качество оказываемых медицинских услуг» и т.п.
Опрошенные медицинские работники отмечали недостаток или даже временное отсутствие необходимых медицинских препаратов и вакцин из-за задержек в поставке. Отмечали необходимость, например, и таких вакцин (помимо обязательных прививок): от гепатита В, папиломовирусная, энтеровирусная, от ветряной оспы и некоторые другие. Также все без исключения опрошенные медработники говорили о недостатке специалистов и дефиците кадров; жаловались на высокую нагрузку, когда приходится работать фактически на 1,5 ставки, принимать почти вдвое большее количество пациентов (при норме 500 в месяц, принимают 700 и более, до 1000 человек в месяц), а получают при этом зарплату как в 1 ставку; также были жалобы на высокую загруженность бумажной работой в ущерб непосредственной работе с пациентами. Участковые врачи и медсёстры, кроме приёма в поликлинике, ходят ещё на детский патронаж, в детские дошкольные учреждения, ездят в сёла, однако зарплату получают несоизмеримо низкую, поэтому, как говорят, молодые специалисты уезжают в п. Звенигово, где врачам, по федеральной программе, выдают при поступлении на работу в сельскую местность 1 млн рублей. Но относительно медсестёр нет, конечно, такой щедрости, хотя работы у среднего медперсонала ничуть не меньше, чем у врачей… Опрошенные медработники, как оказалось, плохо знают свои права, а также не совсем сведущи в правах пациентов. Как они говорили: у пациентов «все права», права «получать доступную бесплатную помощь», «пациент всегда прав»; тогда как про свои права говорили следующее: «обязанности – функциональные», а «права не знаем, нужно просвещение», или: «нет прав – обязаны принимать, никому не отказывать», или: «право на свободу слова», «право обращаться к главному врачу и в минздрав»…
Нигде в поликлинике нет стенда с перечислением прав и должностных обязанностей врачей и медсестёр, а также с перечнем прав пациентов. Есть стенды о полезности и правилах грудного вскармливания, время ввода прикормов, календарь прививок, профилактика туберкулёза, вакцинопрофилактика. Нет информации о платных и бесплатных услугах, нет информации, куда обращаться с жалобами, нет в открытом доступе книги отзывов и предложений. Но есть информация о времени приёма и Ф.И.О. врача, каждая соответствующая табличка у своего кабинета имеется, чего не было до ремонта.
Сам медперсонал доброжелателен, опрятен, свободно идёт на контакт; нареканий со стороны посетителей на конкретных врачей или медсестёр не зафиксировано…
Физическое и санитарно-техническое состояние Центральной Детской поликлиники г. Волжска до ремонта не совсем соответствовало санитарно-техническим нормам. После ремонта оно стало более соответствующим (за исключением некоторых моментов) правилам СанПиНа по внутренней и внешней отделке, улучшилось в сфере обеспечения детского пространства. Однако, исходя из приведённых фактов, становится очевидным, что остались недоработки в плане доступности среды для маломобильных граждан и граждан с теми или иными физическими дефектами (например, для слабовидящих).
Что касается дворовой территории, то здесь изменений в лучшую сторону не замечено. То же отсутствие парковки, указателей и уличного освещения.
В сфере комплектации кадров тоже нет никаких изменений: была нехватка врачей-педиатров и узких специалистов полгода назад, также и сейчас не наблюдается никакой реорганизации и увеличения количества участковых и узкопрофильных специалистов. Например, как полгода назад, так и сейчас центральной детской поликлинике требуется свой врач-невропатолог, психиатр, стоматолог, иммунолог, кардиолог, а также ещё трое-четверо участковых педиатров. Эту необходимость остро ощущают как сам медперсонал, так и посетители – пациенты данной поликлиники, высказывая жалобы по поводу долгой очереди, загруженности имеющегося медперсонала, вынужденного работать сверхурочно и совмещая порой две должности (например, хирург, он же ортопед), недостаточности бесплатного обслуживания и вынужденности обращаться в платные клиники.
Кроме того, имеется недостаток и перебои в поставке необходимых медицинских средств и вакцин для иммунопрофилактики. Это может вызвать появление весьма нежелательных и опасных заболеваний (таких, как, например, дифтерия, столбняк, полиомиелит и др.)…
Исходя из вышеизложенного и приведённых выше фактов, полученных в ходе мониторинга, становится ясной необходимость некоторых доработок внутри здания и особенно на прилегающей территории, также настоятельно необходимы изменения в кадровой политике.
Во-первых, желательно создать в интернете аутентичный сайт Центральной Детской поликлиники г. Волжска с подробной информацией: о часах работы, адресе, телефоне и руководителе учреждения; с информацией по участкам: их адресное прикрепление; с наличием информации о врачах: Ф.И.О., их опыт, квалификация, график работы, отзывы пациентов; с информацией об оборудовании и о возможности вызова конкретного врача на дом.
Во-вторых, требуется установить на улице указатели о местонахождении поликлиники (хотя бы в ближайшем её окружении); на подъездных путях регулярно чистить и, если нужно, отремонтировать дороги для машин и тротуары для пешеходов; ясно обозначить территорию парковки автомобилей посетителей поликлиники, установить там соответствующие указатели, в зимнее время регулярно очищать место парковки от снега, чтобы автомобили не парковались в «зелёных зонах» и в неположенных местах. Ясно обозначить места пешеходных переходов. У центрального входа и вокруг поликлиники установить освещение, установить ещё несколько скамеек и урн рядом с ними. Желательно построить какую-нибудь детскую площадку рядом с поликлиникой. У центрального входа и входа в «фильтр» предусмотреть кнопку вызова медперсонала. Место для детских колясок желательно расширить и увеличить, чтобы там умещалось большее количество колясок. Рекомендуется также выделить отдельное чистое место для буфета или предусмотреть для этого какой-либо кабинет.
В-третьих, в сфере доступности среды необходимо подумать об маломобильных гражданах, инвалидах и людях, имеющих те или иные физиологические дефекты (например, слабовидящие). То есть должны быть предусмотрены возможности входа, выхода и подъёма на этажи инвалидов-колясочников; для слабовидящих – аудиооповещение и доска с фамилиями, временем приёма и номерами кабинетов специалистов, написанные крупными буквами, на уровне глаз посетителей среднего и низкого роста (для невидящих – шрифт Брайля); туалеты для посетителей нужны также на 1-м этаже, т.к. на 1-м этаже тоже ведутся приёмы.
Также желательно расписать стены водостойкой краской, изобразив какие-либо сюжеты из детских сказок и мультфильмов; нужны и красочные санбюллетени, понятные и читабельные для детей и школьников. На лестничных пролётах и площадках установить перила для детей. Оборудовать туалеты детскими унитазами и вообще продумать наличие отдельных туалетов для больных и здоровых детей.
Выявилась необходимость также вывесить стенды с правами пациентов и с правами и обязанностями медработников. Кроме того, книга жалоб и предложений, куда обращаться с жалобами, о дополнительных платных и бесплатных медицинских услугах, - всё это должно быть в открытом доступе в коридоре или в фойе.
И в-четвёртых, что принципиально важно. Учитывая многочисленные жалобы как посетителей, так и медперсонала, учитывая объективную настоятельную необходимость, а также принимая во внимание действующее законодательство РФ, указы Президента РФ, особенно в сфере Национальных Проектов (Нацпроекты «Здравоохранение», «Демография», доступность первичного звена здравоохранения), настоятельно рекомендуется Министерству Здравоохранения (и его первичным звеньям, Горздрав и пр.) озаботиться обеспечением поликлиник (в частности, Центральной Детской поликлиники г. Волжска) необходимыми кадрами (участковых педиатров и узких специалистов), а также адекватной оплатой их тяжёлого и самоотверженного труда. Кроме того, наладить бесперебойную поставку вакцин и всех необходимых медикаментов…
Приложение.
Нормативно-правовые акты, регламентирующие деятельность амбулаторий и детских поликлиник; Указы Президента РФ, Постановления Правительства РФ, Национальные Проекты:
0) Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г с изменениями и дополнениями.
1) ФЗ от 21.11.2011 №323 «Об основах охраны здоровья граждан в РФ».
2) Приказ МЗ РФ от 15.05.2012 №543н «Об утверждении Положения об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению».
3) Постановление Правительства РФ от 19.12.2016 №1506 «О Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов».
4) Приказ Минздравсоцразвития РФ от 26.04.2012г. №406н «Об утверждении порядка выбора гражданином медицинской организации при оказании ему медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи».
5) Приказ от 10 августа 2017г. №514н «О порядке проведения профилактических медицинских осмотров несовершеннолетних».
6) Приказ от 7.03.2018г. №92н «Об утверждении положения об организации оказания первичной медико-санитарной помощи детям».
7) СанПиН 2.1.3. 2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность».
8) Национальный Проект «Здравоохранение».
9) Стратегия развития здравоохранения в РФ на период до 2025 года (основные положения).
10) Указ Президента РФ от 6.06.2019г. №254 «О Стратегии развития здравоохранения в РФ на период до 2025 года».
11) Национальный Проект «Демография».
12) Нацпроект «Демография»: Охрана здоровья матери и ребёнка. Ранняя помощь.
13) Проектное управление в развитии здравоохранения (Постановление Правительства РФ от 12.10.2017г. №1242).
14) Государственная программа «Развитие здравоохранения».
15) О бюджетных ассигнованиях на развитие материально-технической базы детских поликлиник и детских поликлинических отделений медицинских организаций.
16) Основные показатели «майского указа» по направлению «Здравоохранение» на контроле ОНФ…