Работа № 1
Тема работы « Химические загрязнители и их влияние на организм человека».
Цель работы – ознакомление с основными загрязнителями окружающей среды, последствиями их воздействия на организм человека и способами защиты. Анализ качества продуктов питания.
Опыт 1. Изучение влияния токсичных веществ на организм человека и способов защиты от них
Выполнение опыта
Изучите содержание табл. 1.3.
Таблица 1.3 Основные загрязнители окружающей среды
Название | Источники | Последствия воздействия на организм | Рекомендации по защите |
Свинец | Получение свинца из руд; выхлопы автотранспорта; дым сигарет; припои; пло-ды, выращенные вблизи дорог; автомо-бильные аккумулято-ры; масляные краски на свинцовой основе | Замещение кальция в костной ткани; нарушение роста и развития детей; синтеза гемоглобина и витамина D; повышенная возбудимость; психические заболевания; ослабление иммунитета; поражение почек, печени. | Витамины группы В, витамин С, витамин D, кальций, магний, цинк, различные сорта капусты, яблоки, свекла. |
Кадмий | Промышленное загрязнение воздуха и почвы, металлургия, удобрения, дым сигарет, дым из печных труб. | Подавление антител, замещение цинка в ферментах, сердечные заболевания, гипертония, нарушение метаболизма кальция, потеря цинка организмом, поражение почек. | Витамин С, кальций, цинк, селен, пищевые волокна, различные сорта капусты. |
Ртуть | Химические удобрения, пестициды, промышленные отходы, люминесцентные лампы, взрывчатые вещества, фотопленки, водоэмульсионные краски, пластмассы, загрязненные рыбы | Аллергические реакции, нарушение мозговой деятельности, ухудшение зрения, катаракта, слепота, ослабление иммунной системы, депрессивные состояния, воздействие на развитие плода (врожденные уродства), поражение почек. | Пищевые волокна, различные сорта капусты, селен, сбалансированное питание |
Алюминий | Банки из алюминия, кухонная посуда, алюминиевая фольга, аспирин, некоторые сорта сыра, чай. | Изменения в клетках мозга и нервной системы, повышение возбудимости у детей, слабоумие, головные боли, нарушение функций щитовидной и паращитовидной желез. | Использование стеклянной и эмалированной посуды, различные сорта капусты, пищевые волокна |
Летучие органичес- кие вещества | Растворители, дезинфицирующие и моющие средства, краски, клеи, консерванты древесины. | Хлорсодержащие углеводороды вызывают поражение нервной и сердечно-сосудистой систем, почек и печени, бесплодие, образование в организме диоксинов, вызывающих снижение иммунитета, появление уродств и мутаций | Отказ от использования источников опасных веществ, работа в хорошо проветриваемом помещении |
ДДТ и другие пестициды | Все виды пестицидов | Заболевания печени и почек, бесплодие, появление мутаций, врожденных дефектов у детей, раковые заболевания. | Использование фильтров для очистки воды, отказ от применения пестицидов в сельском хозяйстве. |
Формаль-дегид | Древесностружечные плиты (ДСП), клеи, ковровые покрытия. | Заболевания органов дыхания, головокружение, онкологические заболевания. | Выращивание комнатных растений, поглощающих формальдегид. |
Угарный газ, диоксид углерода, диоксид азота, диоксид серы, озон. | Сжигание топлива и мусора, сигаретный дым, газовые плиты, выхлопные газы автомобилей. | Заболевания органов дыхания, головные боли, ослабление иммунитета. Угарный газ в 210 раз быстрее, чем кислород связывается с железом гемоглобина крови, в результате – кислородное голодание и анемия. | Отказ от курения, вентиляция помещения, контроль за работой автотранспорта. |
Асбест | Строительные материалы, теплоизоляция. | Аллергия, заболевания органов дыхания, онкологические заболевания (отсроченный эффект через 10-30 лет). | Покрытие асбестсодержа-щих материалов специальными пленками. |
Диоксины | Полимерные материалы | Бесплодие, появление мутаций, врожденных дефектов у детей, раковые заболевания. | Использование натуральных материалов |
Запись результатов опыта
Начертите схему, изображающую перераспределение веществ-загрязнителей между компонентами окружающей среды:
![]() |
Опыт 2. Анализ продуктов питания по индексу Е
Выполнение опыта
Продукт | Индекс Е | Влияние на организм человека |
Печенье «Медовик» | Е-500 Е-503 | Не влияет Не влияет |
Вафли «Крем-ваниль» | Е-322 Е-500 Е-330 | Не влияет Не влияет В больших дозах может иметь канцерогенный эффект |
Сырок творожный земляничный | Е-1422 Е-440 Е-110 | Не влияет Не влияет Аллергические реакции, насморк, боли в животе, гиперактивность |
Шейка Петровская | Е-450 Е-451 Е-250 Е-621 Е-407 Е-316 Е-325 | Вызывает расстройство желудка Вызывает расстройство желудка Вызывает раковые клетки В сочетании с витамином Е вызывает повреждение клеток, повреждение ДНК Не влияет Не влияет Запрещено |
Вывод: Таким образом, данные продукты: вафли, сырок творожный,шейка петровская не рекомендуется для приёма пищи, т.к. в них содержатся запрещённые вещества и добавки, такие как Е-330, Е-110,Е-450,Е-451,Е-250,Е-621,Е-325, запрещены в использовании в пищу.
Вопросы для самоконтроля знаний
1. Что такое химические загрязнители?
2. Назовите основные вещества-загрязнители окружающей среды и пути проникновения их в организм человека.
3. Что такое биоаккумуляция? Какие токсичные вещества обладают способностью к биоаккумуляции?
4. Рассчитайте, во сколько раз концентрация ДДТ возрастает при переходе ДДТ из воды: а) в водные растения, б) в мелких рыб, в) в крупных рыб, г) в хищных птиц, если концентрация ДДТ в воде составляет 0,02 части на млн., а количество ДДТ, заключенное в биомассе организмов, находящихся на разных трофических уровнях пищевой цепи, соответственно составляет 0,04, 10, 50, 75 ч. на 1 млн. весовых частей биомассы.
На каком трофическом уровне ДДТ оказывает наибольшее влияние? На каких уровнях находятся насекомые-вредители урожаев и человек? Какие выводы Вы можете сделать из Вашего ответа на вопросы и расчета?
5. Было замечено, что многие животные погибают от отравления ДДТ в те периоды, когда им не хватает пищи. Объясните это явление, вспомнив в каких частях тела накапливается ДДТ, и что происходит при голодании?
6. Какие вещества называют мутагенами? Канцерогенами? Тератогенами? Приведите примеры таких токсичных веществ.
7. Охарактеризуйте возможные последствия воздействия на организм человека тяжелых металлов – свинца, кадмия и ртути.
8. Чем опасен алюминий?
9. Назовите основные источники тяжелых металлов и алюминия.
10. Опишите потенциальные эффекты воздействия на организм человека и источники поступления летучих органических веществ, пестицидов, формальдегида и продуктов сгорания. Дайте рекомендации по защите от опасных веществ.
11. Почему диоксины относятся к числу наиболее опасных загрязнителей? Назовите источники их происхождения. Какими свойствами они обладают?