ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕАБИЛИТАЦИИ




Реабилитация — это восстановление здоровья, функционального состояния и трудоспособности, нарушенных болезнями, травмами или физическими, химическими и социальными факторами.

Цель реабилитации — эффективное и раннее возвращение больных и инвалидов к бытовым и трудовым процессам, в общество; восстановление личностных свойств человека.

Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) дает очень близкое к этому определение реабилитации: «Реабилитация представляет собой совокупность мероприятий, призванных обеспечить лицам с нарушениями функций в результате болезней, травм и врожденных дефектов приспособление к новым условиям жизни в обществе, в котором они живут».

Термин реабилитация происходит от латинского слова habilis — «способность», rehabilis — «восстановление способности».

По мнению ВОЗ, реабилитация является процессом, направленным на всестороннюю помощь больным и инвалидам для достижения ими максимально возможной при данном заболевании физической, психической, профессиональной, социальной и экономической полноценности.

В 2012 году Россия ратифицировала Конвенцию о правах инвалидов, принятую Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН еще в 2006 году.

На основании этого документа в 2015 году была проведена необходимая коррекция Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам социальной защиты инвалидов», который вступил в силу с 1 января 2016 года.

Было введено понятие – «Абилитация инвалидов», обозначающее систему и процесс формирования отсутствующих у инвалидов способностей к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности, т.е. частично произошла подмена ранее существовавшего понятия «реабилитация», однако созвучное с ним.

Естественно оба эти понятия направлены на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности инвалидов в целях их социальной адаптации, включая достижение ими материальной независимости и интеграцию в общество.

При этом точкой приложения «абилитационных» воздействий являются не проявления заболеваний, а их последствия, а также формирование и развитие функциональных систем организма, способностей пациента к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности, естественное становление которых затруднено в связи с болезнью или имеющимся дефектом.

Наиболее существенным моментом закона для каждого пациента стала разработка индивидуальных программ реабилитации, целью которой является физическая и социальная адаптация, расширение его индивидуальных возможностей, т.е. сделан реальный шаг к улучшению здоровья инвалида, повышению его профессионального статуса.

 

Принято 36 нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации и федеральных министерств, определяющие порядок обеспечения доступности объектов, услуг и оказания помощи инвалидам во всех сферах их жизнедеятельности.

В соответствии с основами законодательства РФ люди с ограниченными возможностями, в том числе дети-инвалиды и инвалиды с детства, имеют право на медико-социальную помощь, реабилитацию, обеспечение лекарствами, протезами, протезно-ортопедическими изделиями, средствами передвижения на льготных условиях, а также на профессиональную подготовку и переподготовку.

«Реализация основных направлений реабилитации, абилитации инвалидов предусматривает использование инвалидами технических средств реабилитации, создание необходимых условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной, транспортной инфраструктур и пользования средствами транспорта, связи и информации, а также обеспечение инвалидов и членов их семей информацией по вопросам реабилитации, абилитации инвалидов» (часть третья в ред. Федерального закона от 01.12.2014 N 419-ФЗ)

Индивидуальная программа реабилитации – это разработанный и составленный на основе нормативно-правовых актов учреждениями государственной службы медико-социальной экспертизы документ, включающий в себя комплекс оптимальных для пациента с инвалидностью реабилитационных мероприятий, реализуемый только при согласии инвалида либо его законного представителя и выдаваемый в виде единой формы или карты установленного образца.

Индивидуальная программа реабилитации – это комплекс оптимальных мероприятий, направленных на восстановление здоровья, способностей и двигательных возможностей с учетом особенностей соматического, психологического и физического состояния пациента, а также в соответствии с его интересами, мотивацией, потребностями, притязаниями и т.п.

При выполнении индивидуальной программы реабилитации социальные государственные органы выступают в роли управляющего звена, обеспечивая постепенность, последовательность и непрерывность осуществления комплекса мероприятий, осуществляют контроль за эффективностью, а также являются исполнителями мер по восстановлению социальных и физических качеств пациента.

Индивидуальная программа направлена на планомерное развитие физических возможностей при активном участии пациента, формирование необходимых двигательных умений и навыков, что постепенно создает условия для полноценного восстановления функциональных возможностей различных систем организма, в первую очередь опорно-двигательного аппарата, недостаточности психоэмоциональной сферы, а также последующего развития познавательной активности, уровня интеллекта и т.п.

 

 

Индивидуальная программа опирается на новейшие технологии и методы, поэтому прошедший специализированный курс реабилитации пациент сможет занять достойное место в обществе и самостоятельно поддерживать привычный уровень жизни.

В качестве педагогического понятия «абилитация» насчитывает немало лет, так как идея «абилитации» детей как процесса восстановления физических и умственных способностей детей-инвалидов, официально признанных неизлечимыми появилась довольно давно.

По официальным данным Федеральной службы государственной статистики на 01.01.19 года в России сейчас около 12 млн. инвалидов, т.е. около 8,1 % населения, среди которых преобладает число молодых людей.

В общем контингенте инвалидов мужчины составляют более 50,0 %, женщины – более 44,0 %, вызывает озабоченность увеличение числа лиц трудоспособного возраста, первично признанных людьми с ограниченными возможностями, что составляет до 45,0 %.

По данным Росстата в настоящее время ежегодно в России рождается 18 тыс. детей-инвалидов с детства, а общее их число в нашей стране в 2019 году превысило 1 000 000, что составляет 9, 21 % от общего числа инвалидов России.

В структуре инвалидности детей 69,5% приходится на три класса заболеваний – патологию нервной системы и органов чувств, психические расстройства и врожденные аномалии развития, прочие нарушения, в том числе двигательные и умственные составляют 30,5 %.

Врожденные аномалии занимают четвертое ранговое место, на них приходятся 18%. По ведущему ограничению жизнедеятельности способность адекватно вести себя имеют 36% детей инвалидов, способности общаться с окружающими – 19,5%, способности передвигаться до 40%.

Различные отклонения состояния здоровья у детей обусловливает существенное ограничение жизнедеятельности, способствуют социальной дезадаптации, нарушениям в развитии, затруднением в самообслуживании, обучении, овладении в будущем профессиональными навыками.

Большинство из этих детей характеризуются высокой утомляемостью, сниженным уровнем интеллектуальной деятельности, дисгармоничностью эмоционально-волевой сферы, вынужденной изоляцией от общества.

Многие дети на фоне пограничных нервно-психических расстройств испытывают трудности в самообслуживании, в учебной деятельности, в поведении и общении со сверстниками, плохо ориентируются, не говоря уже об ограниченной возможности свободного передвижения в связи с тяжелыми нарушениями опорно-двигательного аппарата.

В начале ХХ века В.П. Кащенко предложил термин «исключительные дети», подчеркивая их психологическое своеобразие и значительный психологический потенциал, который может реализоваться при правильной коррекционной работе.

 

 

После 1918 года стал использоваться термин «дефективные дети», когда ведущее значение придавалось самому дефекту, и вся работа была направлена на его компенсацию. Дефект (от лат. defektus – изъян, недостаток) отражает недостаточность определенных функц. систем.

В 50-х гг. XX века в исследованиях по специальной психологии стало чаще применяться понятие «аномальные дети», при этом акцент делался не на самом дефекте, а на вызываемом им аномальном развитии, которое является основной причиной социально психологической дезадаптации ребенка.

Всех детей с отклонением в развитии подразделяют по степени восстановления, образовательному уровню, профессиональной пригодности.

При этом необходимо учитывать, что аномалия нарушает развитие ребенка только при определенных условиях и сопровождается возникновением определенных психологических нарушений, которые и вызывают необходимость в специальном обучении, воспитании и психологической коррекции.

С 1980-х годов XX века стали отдавать предпочтение понятию «дети с отклонением развития», так как специальное обучение распространилось и на умеренные нарушения в развитии, хорошо поддающиеся коррекции.

В России действует механизм государственной социальной политики в области защиты и реализации прав и интересов детей, позволяющий обеспечить их развитие, адаптацию и интеграцию в обществе.

Подобный принцип во многих странах мира получил название «нормализация». Его цель состоит в том, чтобы дети с ограниченными возможностями здоровья имели право пользоваться всеми социальными привилегиями наравне с другими людьми. В соответствии с Конституцией РФ и Законом «Об образовании», дети с ограниченными возможностями имеют равные со всеми права на образование.

Тенденции последних десятилетий к совершенствованию процессов реабилитации детей-инвалидов вызвали в науке потребность в разработке теоретических моделей и практических технологий, наиболее полно отражающих содержание помощи детям с ограниченными возможностями.

Создается система нового вида специализированных реабилитационных центров, позволяющих решать многие проблемы.

«Абилитация» – это система лечебно-педагогических мероприятий, имеющих целью предупреждение и лечение тех патологических состояний у детей раннего возраста, еще не адаптировавшихся к социальной среде, которые приводят к стойкой утрате возможности трудиться, учиться и быть полезным членом общества.

Наблюдающиеся нарушения, прежде всего, сказываются на психике детей, своеобразии их общения с людьми и окружающим миром, ограничивают объем внешней информации и всегда сопровождаются снижением восприятия, мышления, внимания, памяти, воображения и всей познавательной деятельности в целом, особенно у учащихся младшего и среднего школьного возраста.

Таким образом «абилитация» – это процесс, целью которого является помощь в приобретении и развитии еще несформированных функций и навыков, в отличие от реабилитации, которая предлагает восстановление утраченных функций в результате травмы или заболевания.

Конкретно речь идет о формировании у ребенка тех функций и способностей, которые в процессе нормального развития появляются без специальных усилий окружающих, а у учащихся с ограниченными возможностями и имеющимися проблемами могут возникнуть только в результате целенаправленной работы специалистов.

Поэтому «абилитация» означает не только стремление лечить или модифицировать физические или умственные расстройства, а обучение ребенка достигать функциональных целей альтернативными путями, если привычные способы оказались недоступными привычные пути блокированы, также адаптировать окружающую среду для компенсации отсутствующих функций.

В большей степени «абилитация» необходима детям, причем от того, насколько своевременно она выполнена, напрямую зависит конечный результат и эффективность работы.

Благодаря существующим программам, в разных субъектах Федерации создаются реабилитационные центры для детей, обучается медицинский персонал, дети получают бесплатно специальные средства для передвижения усиления слуха, зрения и т.п.

Таким образом, реабилитацию следует рассматривать как сложную социально-медицинскую проблему, которую можно подразделить на несколько видов, или аспектов: медицинская, физическая, психологическая, профессиональная (трудовая) и социально-экономическая.

Первое и основное направление реабилитации (медицинской и физической) — восстановление здоровья больного посредством комплексного использования различных средств, направленных на максимальное восстановление нарушенных физиологических функций организма, а в случае невозможности достижения этого — развитие компенсаторных и заместительных приспособлений (функций).

Психологический аспект реабилитации направлен на коррекцию психического состояния пациента, а также формирование его отношений к лечению, врачебным рекомендациям, выполнению реабилитационных мероприятий. Необходимо создать условия для психологической адаптации больного к изменившейся вследствие болезни жизненной ситуации.

Профессиональный аспект реабилитации затрагивает вопросы трудоустройства, профессионального обучения и переобучения, определения трудоспособности больных.

Социально-экономическая реабилитация состоит в том, чтобы вернуть пострадавшему экономическую независимость и социальную полноценность.

Эти задачи решаются не только медицинскими учреждениями, но и органами соцобеспечения.

 

Из всего этого ясно, что реабилитация — многогранный процесс восстановления здоровья человека и реинтеграции его в трудовую и социальную жизнь.

Естественно, что виды реабилитации следует рассматривать в единстве и взаимосвязи.

Три вида реабилитации (медицинская, трудовая, социальная) соответствуют трем классам последствий болезней: 1) медико-биологические последствия болезней, заключающиеся в отклонениях от нормального морфофункционального статуса; 2) снижение трудоспособности или работоспособности в широком смысле слова; 3) социальная дезадаптация, т. е. нарушение связей с семьей и обществом.

Отсюда следует, что выздоровление больного после перенесенного заболевания и его реабилитация — совсем не одно и то же, так как помимо восстановления здоровья пациента необходимо восстановить еще и его работоспособность (трудоспособность), социальный статус, т. е. вернуть человека к полноценной жизни в семье, обществе, коллективе.

Импульсом для развития реабилитации больных в первой половине нашего столетия послужила первая мировая война, искалечившая здоровье и жизни тысяч людей. Начали быстро развиваться такие научно-практические дисциплины, как ортопедия, физиотерапия, трудотерапия и лечебная физическая культура.

Вначале использовался термин «восстановительное лечение», и в это понятие входило использование медицинских лечебных методов, но впоследствии, особенно после второй мировой войны, проблема социально-трудового восстановления инвалидов приобрела массовый характер.

Помимо медицинских, ее решение включало целый ряд психологических, социальных и других вопросов, выходящих за рамки узколечебных, и тогда на смену термину «восстановительное лечение» пришел термин «реабилитация».

Концепция реабилитации больных и инвалидов в современном понимании появилась в годы второй мировой войны в Англии и США. Со временем пришло понимание, что с ростом случаев хронических заболеваний, ведущих к нетрудоспособности, отдельные направления медицины не в состоянии ему противостоять и решение этой проблемы по плечу лишь всей системе здравоохранения в целом.

Еще 20—30 лет назад большинство медицинских работников различных специальностей рассматривало реабилитацию как побочную, выходящую за привычные рамки здравоохранения деятельность, более связанную с социальным обеспечением.

В последующие годы все большее число лечебных учреждений, признав целесообразность службы реабилитации, стало выделять отдельные больничные койки для реабилитации, а затем специальные палаты и отделения.

 

 

Сегодня служба реабилитации организационно сложилась в структуру реабилитационных центров, специализированных по профилю заболеваний (кардиологические, неврологические, ортопедические и др.).

В зависимости от того, при каком учреждении они организованы, это могут быть стационарные, санаторные или поликлинические реабилитационные центры.

Расширение сети таких учреждений обусловлено еще и экономическими соображениями. Экономисты пришли к выводу, что игнорировать проблему восстановления трудоспособности больных — в денежном выражении — значительно дороже, чем проводить активную реабилитацию на ранней стадии заболевания, когда еще можно восстановить здоровье больного до максимально возможного уровня его физической, психологической и социально-экономической полноценности.

Действительно, лишь очень богатая страна может позволить себе увеличивать число инвалидов и социально зависимых лиц, и поэтому реабилитация является не роскошью или излишеством, а важной практической задачей здравоохранения.

В «Докладе совещания ВОЗ» (Женева, 1973) подчеркивается, что целью лечения больного является не только сохранение его жизни, но и способности к независимому существованию.

Отсюда следует целенаправленный характер всей системы реабилитации в интересах, прежде всего, самого больного, его близких и всего общества.

В настоящее время реабилитация заняла прочное место среди ведущих медико-социальных направлений, разрабатываемых во всем мире. Научные исследования воздействия средств реабилитации отчетливо показали, что при правильно разработанной ее программе к активной жизни можно возвращать 50% тяжелобольных.

Главной задачей медицинской реабилитации является полноценное восстановление функциональных возможностей различных систем организма и опорно-двигательного аппарата (ОДА), а также развитие компенсаторных приспособлений к условиям повседневной жизни и труду.

К частным задачам реабилитации относятся:

—восстановление бытовых возможностей больного, т. е. способности к передвижению, самообслуживанию и выполнению несложной домашней работы;

—восстановление трудоспособности, т.е. утраченных инвалидом профессиональных навыков путем использования и развития функциональных возможностей двигательного аппарата;

—предупреждение развития патологических процессов, приводящих к временной или стойкой утрате трудоспособности, т.е. осуществление мер вторичной профилактики.

 

Цель реабилитации — наиболее полное восстановление утраченных возможностей организма, но если это недостижимо, ставится задача частичного восстановления либо компенсация нарушенной или утраченной функции и в любом случае — замедление прогрессирования заболевания.

Для их достижения используется комплекс лечебно-восстановительных средств, среди которых наибольшим реабилитирующим эффектом обладают: физические упражнения, природные факторы (как естественные, так и преформированные), различные виды массажа, занятия на тренажерах, а также ортопедические приспособления, трудотерапия, психотерапия и аутотренинг.

Ведущая роль в реабилитации принадлежит методам физического воздействия и чем дальше от этапа к этапу она продвигается, тем большее значение они имеют, со временем составив ветвь, или вид, под названием «физическая реабилитация».

Физическая реабилитация — составная часть медицинской, социальной и профессиональной реабилитации, система мероприятий по восстановлению или компенсации физических возможностей и интеллектуальных способностей, повышению функционального состояния организма, улучшению физических качеств, психоэмоциональной устойчивости и адаптационных резервов организма человека средствами и методами физической культуры, элементов спорта и спортивной подготовки, массажа, физиотерапии и природных факторов.

Физическая реабилитация — это составная часть медицинской и социально-трудовой реабилитации, использующая средства и методы физической культуры, массаж и физические факторы.

Физическую реабилитацию следует рассматривать как лечебно-педагогический и воспитательный процесс или, правильнее сказать, образовательный процесс.

Основным средством физической реабилитации являются физические упражнения и элементы спорта, а применение их — всегда педагогический, образовательный процесс.

Качество его зависит от того, насколько методист овладел педагогическим мастерством и знаниями. Поэтому все законы и правила общей педагогики, а также теории и методики физической культуры чрезвычайно важны в деятельности реабилитатора (реабилитолога) — специалиста по физической реабилитации.

Он должен быть прежде всего хорошим педагогом — специалистом по физическому образованию, физической культуре и в то же время обладать глубокими знаниями сущности патологических процессов и болезней, с которыми ему приходится встречаться у своих пациентов. Он обязан уметь определять, какие методы и средства окажут общее воздействие на организм, а какие — местное, локальное или, лучше сказать, специфическое, дифференцировать нагрузку в зависимости от вида патологии и состояния пациента.

 

Это непросто даже для опытного специалиста, если не знать и не использовать методы оценки (контроля) воздействия нагрузок на организм пациентов и эффективности реабилитационных мероприятий.

Физические упражнения дают положительный эффект в реабилитации, когда они, во-первых, адекватны возможностям больного или инвалида, а во-вторых, оказывают тренирующее действие и повышают адаптационные возможности, при условии, что методист знает и учитывает ряд методических правил и принципов физической тренировки.

Суть тренировки в многократной, систематически повторяющейся и постепенно повышающейся физической нагрузке, которая вызывает в организме человека положительные функциональные, а порой и структурные изменения.

В результате тренировки механизмы регуляции нормализуются, совершенствуются, повышая адаптационные возможности организма больного к динамически изменяющимся условиям среды.

С одной стороны, оформляются и укрепляются новые или совершенствуются уже существующие двигательные навыки, с другой — развиваются и совершенствуются различные физические качества (сила, выносливость, быстрота, гибкость, ловкость, и др.), которые определяют физическую работоспособность организма. Никакие другие средства и методы реабилитации не в состоянии заменить физические упражнения.

 

В процессе лечебно-восстановительной тренировки важно соблюдать следующие физиологически обоснованные педагогические принципы:

1.Индивидуальный подход к больному. При разработке реабилитационной программы необходимо учитывать возраст, пол и профессию пациента, его двигательный опыт, характер и степень патологического процесса и функциональные возможности больного.

2.Сознательность. Только сознательное и активное участие самого больного в процессе реабилитации создает необходимый психоэмоциональный фон и психологический настрой реабилитируемого, что повышает эффективность применяемых реабилитационных мероприятий.

3.Принцип постепенности особенно важен при повышении физической нагрузки по всем ее показателям: объему, интенсивности, количеству упражнений, числу их повторений, сложности упражнений как внутри одного занятия, так и на протяжении всего процесса реабилитации.

4.Систематичность — основа лечебно-восстановительной тренировки на протяжении процесса реабилитации, протекаю щей порою до нескольких месяцев и лет. Только систематически применяя различные средства реабилитации, мы можем обеспечить достаточное, оптимальное для каждого больного воздействие, позволяющее повышать функциональное состояние организма больного.

5.Цикличность. Чередование работы и отдыха с соблюдением оптимального интервала (отдых либо между двумя упражнениями, либо между двумя занятиями).

Если следующее занятие придется на фазу суперкомпенсации, то эффекты от тренировки суммируются и функциональные возможности повышаются на новом, более совершенном уровне.

6.Системность воздействия (или поочередность), т.е. последовательное чередование исходных положений и упражнений для различных мышечных групп.

7.Новизна и разнообразие в подборе и применении физических упражнений, т.е. 10—15% физических упражнений должны обновляться, а 85—90% повторяться для закрепления достигнутых успехов лечения.

8.Умеренность воздействия средствами физической реабилитации означает, что физические нагрузки должны быть умеренными, возможно более продолжительными, либо на грузки должны быть дробными, что позволит достичь адекватности нагрузок состоянию пациента.

Поскольку основное средство физической реабилитации — физические упражнения и их применение, т. е. тренировочный процесс, хотя и несколько специфичный, то для повышения функционального состояния систем организма необходимо последовательно и неуклонно увеличивать нагрузку по всем ее основным параметрам.

Однако состояние реабилитируемого пациента нередко не позволяет увеличивать ее в объеме, необходимом для существенного повышения работоспособности больного.

Поэтому оптимизация нагрузок необходима в течение реабилитации и особенно в начальном периоде. Имеется в виду строгое дозирование физической нагрузки, рациональный подбор средств лечебно-восстановительной тренировки: предпочтительны дробные нагрузки и их волнообразный характер, правильное соотношение работы и отдыха и максимальное использование средств, снимающих напряжение и способствующих ускоренному восстановлению с учетом строгой индивидуализации.

Наконец, сочетание общего и специального воздействия в процессе реабилитации следует понимать следующим образом:

—общая тренировка преследует цель общего оздоровления организма, улучшение функций органов и систем, нарушенных болезненным процессом, развитие и закрепление моторных навыков и волевых качеств.

С общебиологической точки зрения тренированность больного человека — важный фактор его функциональной приспособляемости, в которой очень большую роль играет систематическая мышечная деятельность;

—специальная тренировка призвана развить функции, на рушенные в связи с заболеванием или травмой, восстановить конкретные двигательные действия или умения, необходимые пациенту в быту и трудовой деятельности.

 

 

Принципы медицинской и физической реабилитации

К основным принципам реабилитации относятся:

— раннее начало проведения реабилитационных мероприятий (РМ),

— комплексность использования всех доступных и необходимых РМ,

— индивидуализация программы реабилитации,

— этапность реабилитации,

— непрерывность и преемственность на протяжении всех этапов реабилитации,

— социальная направленность РМ,

— использование методов контроля адекватности нагрузок и эффективности реабилитации.

Раннее начало проведения РМ важно с точки зрения профилактики возможных дегенеративных изменений в тканях (что особенно важно при неврологических заболеваниях).

Раннее включение в лечебный процесс РМ, адекватных состоянию больного, во многом обеспечивает более благоприятное течение и исход заболевания, служит одним из моментов профилактики инвалидности (вторичная профилактика).

Закономерно возникает вопрос: когда и при каких условиях начинается проведение РМ? На него трудно ответить однозначно, так как все зависит от состояния больного и типа патологии.

Тем не менее можно сказать, что РМ нельзя применять при очень тяжелом состоянии больного, высокой температуре, сильной интоксикации, выраженной сердечно-сосудистой и легочной недостаточностью больного, резком угнетении адаптационных и компенсаторных механизмов.

Однако и это не является абсолютно верным, так как некоторые РМ, например надувание шариков, назначаются в острый послеоперационный период при достаточно тяжелом состоянии больного, но это служит для профилактики застойной пневмонии.

Комплексность применения всех доступных и необходимых РМ. Проблемы медицинской реабилитации весьма сложны и требуют совместной деятельности многих специалистов: терапевтов, хирургов, травматологов, физиотерапевтов, врачей и методистов ЛФК и физической реабилитации, массажистов, психологов, психиатров и др., адекватной физическому и психическому состоянию пациента на отдельных этапах реабилитации.

В зависимости от причин, приведших больного к состоянию, требующему применения РМ, состав специалистов и используемых методов и средств будут различны.

Индивидуализация программ реабилитации. В зависимости от причин, требующих применения РМ, а также особенностей состояния больного или инвалида, их функциональных возможностей, двигательного опыта, возраста, пола, состав специалистов и используемых методов и средств будет различным, т.е. реабилитация требует индивидуального подхода к пациентам с учетом их реакции на использование РМ.

 

Современная реабилитация тесно связана с принципом активного соучастия больного, поэтому пассивные методы, используемые в восстановительном лечении, все более утрачивают свои позиции.

Этапность процесса реабилитации. В медицинской реабилитации выделяют три или четыре этапа.

При трехэтапной реабилитации:

— специализированный стационар;

— специализированный реабилитационный центр или санаторий;

— отделение реабилитации поликлиники.

При четырехэтапной реабилитации, применяемой в травматологии:

— специализированная бригада скорой помощи;

— специализированный травматологический стационар;

— стационарный центр реабилитации;

— отделение реабилитации поликлиники.

Во втором случае восстановительные мероприятия начинают проводиться специализированными бригадами скорой помощи: профилактика и лечение шока, остановка кровотечения, обеспечение проходимости верхних дыхательных путей и т.д.

Большое значение имеют обезболивание, полноценная транспортная иммобилизация и др. В травматологическом стационаре особое внимание уделяется диагностике, качеству оперативных и консервативных мероприятий, которые завершаются полноценной и рациональной иммобилизацией поврежденных сегментов.

С первых дней вводится комплекс лечебной гимнастики, массажа, физиотерапевтические процедуры.

В отделение реабилитации поликлиники для полноценного заключительного восстановительного лечения переводятся больные, получившие в стационарном центре основной курс РМ, с достаточно восстановленными функциями самообслуживания и передвижения.

В отличие от описанной схемы трех- или четырехэтапной реабилитации в системе восстановительного лечения больных с заболеваниями и травмами головного и спинного мозга предусматриваются повторные госпитализации в стационарном центре реабилитации, повторные курсы восстановления в отделении реабилитации поликлиник или чередование курсов реабилитации в стационаре и дома (этапно-курсовой метод реабилитации).

На каждом этапе ставятся свои задачи и соответственно им подбираются средства и методы. От правильной постановки задач зависит эффективность реабилитационного процесса. Помимо этого, от того, какие задачи ставятся перед каждой из фаз реабилитации, зависят продолжительность фазы и ее организационная структура.

Процесс реабилитации может быть подразделен еще и следующим образом: 1-й этап — восстановительная терапия, 2-й этап — реадаптация, 3-й этап — реабилитация (в прямом смысле).

 

Задачи 1-го этапа — психологическая и функциональная подготовка больного к активному лечению и проведению РМ, предупреждение развития дефекта функций, инвалидизации; 2-го этапа — приспособление больного к условиям внешней среды — характеризуется наращиванием объема всех РМ; 3-го этапа — бытовое приспособление, исключающее зависимость от окружающих, восстановление социального и доболезненного трудового статуса.

Непрерывность и преемственность РМ на протяжении всех этапов реабилитации важна как в пределах одного этапа, так и при переходе от одного к другому. Улучшается функциональное состояние различных систем организма, повышается тренированность, а всякий более или менее длительный перерыв в использовании РМ может привести к его ухудшению, когда приходится начинать все сначала.

Чрезвычайно важным принципом реабилитации является преемственность при переходе с этапа на этап, из одного медицинского учреждения в другое. Для этого важно, чтобы на каждом этапе в реабилитационной карте было задокументировано, какие методы и средства лечения и реабилитации применялись, каково было функциональное состояние реабилитируемого.

Этим целям может также служить обменная карта, которая включает краткие сведения о клинико-функциональном состоянии больного, его толерантности (переносимость) к физическим нагрузкам, о реализованных средствах и методах реабилитации и т.д.

Социальная направленность РМ. Как уже подчеркивалось, основная цель реабилитации — эффективное и раннее возвращение больных и инвалидов к бытовым и трудовым процессам, в общество и семью, восстановление личностных свойств человека как полноправного члена общества. Оптимальным конечным результатом медицинской реабилитации может бытьполное восстановление здоровья и возвращение к привычному профессиональному труду.

Однако имеется определенный процент больных, у которых, несмотря на самые энергичные лечебно-реабилитационные меры, полного успеха в восстановлении здоровья и трудоспособности достичь не удается и приходится ограничиваться выработкой приемов, обеспечивающих их самообслуживание (полное или частичное) в быту.

Подобный результат порождает медико-биологические и социальные проблемы, обусловленные необходимостью профессиональной переориентации и трудоустройства лиц с ограниченной трудоспособностью, их психологической подготовки с целью вернуть пострадавшему уверенность в возврате трудоспособности и общественной полноценности.

Окончательно социально-трудовой реабилитацией занимаются органы социального обеспечения. Большое значение имеют врачебные трудовые экспертные комиссии (ВТЭК). Они устанавливают степень потери трудоспособности, обеспечивают профессиональную ориентацию, под их контролем проходит переобучение новым профессиям инвалидов.

ВТЭК по этим вопросам является связующим звеном между органами социального обеспечения и органами здравоохранения. Трудовая реабилитация не должна заканчиваться трудоустройством реабилитируемого.

Она должна быть направлена на повышение трудоспособности индивида и поддержание ее на том оптимальном уровне, который позволяет сохранить его психические и физические возможности.

Эта проблема может быть решена путем периодически проводимых курсов РМ, направленных на улучшение показателей здоровья и функционального состояния инвалидов.

Использование методов контроля адекватности нагрузок и эффективности реабилитации. Реабилитационный процесс может быть успешным только в случае учета характера и особенностей восстановления нарушенных при том или ином заболевании функций.

Для назначения адекватного комплексного дифференцированного восстановительного лечения необходима правильная оценка состояния больного по ряду параметр



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-01-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: