Практическая работа по теме «Омонимия»
№ 1. Спишите предложения, расставьте ударение в выделенных словах. Определите вид омонимии.
1. Коробок с изображением коробок.
2. Угольный угольный подвал пугал меня.
3. Заглянуть в пропасть, но не пропасть.
4. Я так сужу, что сужу эту тему.
5. Не смотри на пряди, а пряди.
6. Сведение к общему знаменателю – недостающее сведение в задаче.
7. Кто написал на извести, тот должен пятно извести.
№ 2. Какое слово нельзя написать иначе? Аргументируйте свой ответ.
• Вперемежку -
• Тушь -
• Соберу -
• Серб -
• Изморозь -
№ 3.1. Укажите значение слова ЗАРЯ в следующем предложении:«Даже на заре своей истории люди всегда что-то знали о той местности, в которой жили».
1. Яркое освещение горизонта перед восходом или заходом солнца.
2. Начало, зарождение чего-то радостного.
3. Утренний или вечерний военный сигнал.
4. Начало, зарождение чего-то.
3.2. Укажите значение слова МАТЕРИАЛ в следующем предложении:«Очень важную роль здесь играют размеры зёрен: крупнозернистый материал непрочен, легко разрушается по границам кристаллов; мелкозернистая структура прочнее – мелкие кристаллы плотнее прилегают друг к другу и сцепляются с большей силой».
1. Предмет обсуждения.
2. Вещество, сырьё.
3. Источник.
4. Ткань.
№ 4. Укажите морфемный состав следующих слов:
1. Бескровный -
2. Мой -
3. Простой -
№ 5. Выполните морфемный разбор данных слов. Определите вид омонимии.
· Убежать -
· Обуть -
· Сбоку -
· Иду -
№ 6. Из предложений 5 – 10 выпишите прилагательное в форме простой превосходной степени.
(5)Духовность не то, что культура поведения или образованность. (6)Огромное количество людей, не имея образования, обладает высочайшей силой духа. (7)Интеллигентность – не образованность, а духовность. (8)Отчего самые тонкие ценители искусства бывают порой негодными людьми? (9)Да потому, что само по себе чтение книг, посещение театров и музеев не есть духовная жизнь. (10)Духовная жизнь человека – это его собственное стремление к высокому, и тогда книга или театр волнуют его, потому что отвечают его стремлениям.
№ 7. Определите, какой частью речи являются выделенные слова.
1. Смелее тигра, зверя нет.
2.Он стал смелее,увереннее.
3. Смелее, упорней — отличный девиз!
4.Мечтай смелее!
5.Вот мальчик тот, что всех смелее был.
6.Всё смелее критикуют меня.
7.Робкие лучи пробивались сквозь толщу тьмы, становясь все смелее и смелее.
№ 8. Составьте предложения, чтобы понятным было значение созвучных слов.
Семью, пила, были, стали, шашки.
№ 9. Исправьте следующие предложения так, чтобы они не были двусмысленными.
1. Играя, он забывал об очках.
2. Мальчика послали за гранатами.
3. Они все стояли и глядели в окна вагонов.
4. Ребятишки любили овсянку.
Омоморфе́мы — морфемы, совпадающие в написании и произношении, но имеющие разные грамматические значения.
Омоформы:
· пропасть (И.П. сущ.) - пропасть (н.ф. глагола);
· пряди (мн. ч. Сущ.) - пряди (повелительное накл. гл.),
· на извести и извести (н. ф.).
1. Какое слово нельзя написать иначе?
· Вперемежку (вперемешку);
· Тушь (туш);
· соберу;
· Серб (серп);
· Изморозь (изморось).
Какие виды орфограмм нам встретились? Как называется данный вид омонимов? (омофоны).
VII. ОТРАБОТКА В.1
у доски пишет слово и поясняет.
А) Можно ли вне контекста выделить морфемы в словах? Одинаков ли будет способ образования данных слов?
1. Бескровный – да, можно: бес-кров-н-ый
бескровный — «лишённый крови» и бескровный — «не имеющий крова, бездомный». Способ образования приставочно– суффиксальный.
2. мой – нет, нельзя:
Мо-й (повелительное наклонение глагола «мыть») - суффиксальный; Словообразование или формообразование?
Мой (местоимение) – начальная форма;
3. простой - нет, нельзя:
Прост- ой (прилагательное) – начальная форма;
простой (существительное) – бессуфиксный;
- Чем формообразование отличается от словообразования?
Назовите формообразующие морфемы и словообразующие:
Слайд 12.