У доски пишет слово и поясняет.




Практическая работа по теме «Омонимия»

№ 1. Спишите предложения, расставьте ударение в выделенных словах. Определите вид омонимии.

1. Коробок с изображением коробок.

2. Угольный угольный подвал пугал меня.

3. Заглянуть в пропасть, но не пропасть.

4. Я так сужу, что сужу эту тему.

5. Не смотри на пряди, а пряди.

6. Сведение к общему знаменателю – недостающее сведение в задаче.

7. Кто написал на извести, тот должен пятно извести.

№ 2. Какое слово нельзя написать иначе? Аргументируйте свой ответ.

 


Вперемежку -

Тушь -

Соберу -

Серб -

Изморозь -


 


№ 3.1. Укажите значение слова ЗАРЯ в следующем предложении:«Даже на заре своей истории люди всегда что-то знали о той местности, в которой жили».

1. Яркое освещение горизонта перед восходом или заходом солнца.

2. Начало, зарождение чего-то радостного.

3. Утренний или вечерний военный сигнал.

4. Начало, зарождение чего-то.

 

3.2. Укажите значение слова МАТЕРИАЛ в следующем предложении:«Очень важную роль здесь играют размеры зёрен: крупнозернистый материал непрочен, легко разрушается по границам кристаллов; мелкозернистая структура прочнее – мелкие кристаллы плотнее прилегают друг к другу и сцепляют­ся с большей силой».

1. Предмет обсуждения.

2. Вещество, сырьё.

3. Источник.

4. Ткань.

 

№ 4. Укажите морфемный состав следующих слов:


1. Бескровный -

2. Мой -

3. Простой -

 


№ 5. Выполните морфемный разбор данных слов. Определите вид омонимии.

 


· Убежать -

· Обуть -

· Сбоку -

· Иду -

 

№ 6. Из предложений 5 – 10 выпишите прилагательное в фор­ме простой превосходной степени.

(5)Духовность не то, что культура поведения или образован­ность. (6)Огромное количество людей, не имея образования, об­ладает высочайшей силой духа. (7)Интеллигентность – не обра­зованность, а духовность. (8)Отчего самые тонкие ценители ис­кусства бывают порой негодными людьми? (9)Да потому, что само по себе чтение книг, посещение театров и музеев не есть духовная жизнь. (10)Духовная жизнь человека – это его собст­венное стремление к высокому, и тогда книга или театр волну­ют его, потому что отвечают его стремлениям.

 

№ 7. Определите, какой частью речи являются выделенные слова.

1. Смелее тигра, зверя нет.

2.Он стал смелее,увереннее.

3. Смелее, упорней — отличный девиз!

4.Мечтай смелее!

5.Вот мальчик тот, что всех смелее был.

6.Всё смелее критикуют меня.

7.Робкие лучи пробивались сквозь толщу тьмы, становясь все смелее и смелее.

 

№ 8. Составьте предложения, чтобы понятным было значение созвучных слов.

Семью, пила, были, стали, шашки.

№ 9. Исправьте следующие предложения так, чтобы они не были двусмысленными.

1. Играя, он забывал об очках.

2. Мальчика послали за гранатами.

3. Они все стояли и глядели в окна вагонов.

4. Ребятишки любили овсянку.


 

Омоморфе́мы — морфемы, совпадающие в написании и произношении, но имеющие разные грамматические значения.

 

Омоформы:

· пропасть (И.П. сущ.) - пропасть (н.ф. глагола);

· пряди (мн. ч. Сущ.) - пряди (повелительное накл. гл.),

· на извести и извести (н. ф.).

 

1. Какое слово нельзя написать иначе?

· Вперемежку (вперемешку);

· Тушь (туш);

· соберу;

· Серб (серп);

· Изморозь (изморось).

Какие виды орфограмм нам встретились? Как называется данный вид омонимов? (омофоны).

 

VII. ОТРАБОТКА В.1

у доски пишет слово и поясняет.

А) Можно ли вне контекста выделить морфемы в словах? Одинаков ли будет способ образования данных слов?

1. Бескровный – да, можно: бес-кров-н-ый

бескровный — «лишённый крови» и бескровный — «не имеющий крова, бездомный». Способ образования приставочно– суффиксальный.

2. мой – нет, нельзя:

Мо-й (повели­тельное наклонение глагола «мыть») - суффиксальный; Словообразование или формообразование?

Мой (местоимение) – начальная форма;

3. простой - нет, нельзя:

Прост- ой (прилагательное) – начальная форма;

простой (существительное) – бессуфиксный;

- Чем формообразование отличается от словообразования?

Назовите формообразующие морфемы и словообразующие:

Слайд 12.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: