Содержание программы. Первый год обучения




При реализации данной программы необходимо учитывать психофизические, физиологические и эмоциональные особенности детей в различных возрастных группах.

В 8 лет происходит становление характерных качеств певческого голоса, в это время начинают закладываться все основные навыки голосообразования, которые получают свое развитие в дальнейшем. В этот период детям свойственна малая подвижность гортани, так как нервные разветвления, управляющие ею, только начинают образовываться. Укрепление нервной системы постепенно ведет к созданию прочных связей дыхательной, защитной и голосообразующей функций.

К 9 годам у детей практически полностью оформляется голосовая мышца, можно обнаружить характерные признаки низких и высоких голосов. Этот период является чрезвычайно важным в развитии голоса. Установлено, что только при умеренном звучании наиболее полно проявляется и тембр голоса. В этом периоде закладываются необходимые профессиональные навыки пения – точное интонирование, элементы вокальной техники, пение в ансамбле и т.д.

У детей в 10 лет появляется грудное звучание. Они поют полнозвучнее, насыщеннее, ярче. При этом педагог должен беречь детей от чрезмерного использования грудного регистра и насильственного увеличения «мощи» голоса. Сила голоса в этой возрастной группе не имеет широкой амплитуды изменений. Уместно использование умеренных динамических оттенков, mp и mf, но исключительная эмоциональная отзывчивость детей позволяет добиваться яркой выразительности исполнения. В репертуаре используются преимущественно одно- двухголосные произведения.

У учащихся старшей возрастной группы развивается грудное звучание, индивидуальный тембр, диапазон расширяется. У некоторых девочек появляются глубоко окрашенные тоны, голоса детей отличаются насыщенностью звучания.

11-12 лет – предмутационный период, протекающий без острых изменений в голосовом аппарате. Сроки наступления и формы проявления тех или иных признаков мутации различны, необходим индивидуальный подход к каждому ребёнку. Регулярные занятия в предмутационный период способствуют спокойному изменению голоса и позволяют не прекращать пение даже во время мутации.

13-14 лет – мутационный период, связанный с резким изменением гортани. Приближение мутации определить трудно. Однако существует целый ряд признаков, предшествующих этому периоду. Перед мутацией голос детей обычно улучшается, увеличивается его сила. Но через некоторое время они с трудом начинают петь верхние звуки диапазона, детонируют, чего не было ранее, утрачивается ровность звучания, напевность, звонкость голоса и т.д.

В организме подростков происходят значительные физиологические изменения, сложнейшие процессы затрагивают и голосовой аппарат. Голосовые складки увеличиваются в длину, а ширина зачастую не меняется, рост гортани опережает развитие резонаторных полостей, при этом надгортанник часто остается детским. Эти явления нередко сопровождаются нарушением координации в работе органов дыхания и гортани. Бурный рост гортани, характеризующий период мутации, является наиболее опасным моментом в работе с обучающимися. Время занятий необходимо ограничить, а в случае появления болезненных ощущений прервать на некоторый срок, но полное прекращение пения во время мутации может привести к потере налаженной координации в работе органов голосообразования.

Задача педагога – пробудить у детей любовь к пению, сформировать необходимые навыки и выработать потребность в систематическом музицировании, учитывая, что ансамблевое пение – наиболее доступный вид подобной деятельности.

На протяжении всех лет обучения педагог следит за формированием и развитием вокальных навыков воспитанников (дыханием, звуковедением, ансамблем, строем, дикцией), постепенно усложняя задачи, расширяя диапазон певческих возможностей детей.

Отбирая репертуар, педагог должен помнить о необходимости расширения музыкально-художественного кругозора детей. Произведения русской и зарубежной классики должны сочетаться с произведениями современных композиторов и народными песнями разных жанров.

Особое значение имеет работа над словом, музыкальной и поэтической фразой, формой всего произведения, над умением почувствовать и выделить кульминационные моменты как всего произведения, так и отдельных его частей.

Постепенно, с накоплением опыта ансамблевого исполнения, овладением вокальными навыками, репертуар дополняется. Краткие пояснительные беседы к отдельным произведениям используются руководителем хорового класса для выявления своеобразия стилей отдельных композиторов, музыкального языка различных эпох. Такие беседы способствуют обогащению музыкального кругозора воспитанников, помогают формировать их художественную культуру.

При проведении занятий желательно прослушивание аудиозаписей и просмотр видеозаписей с выступлениями вокальных коллективов, что значительно расширит музыкальный кругозор учащихся. Особое внимание следует уделять прослушиванию и просмотру собственных выступлений в видео и аудиозаписях с последующим коллективным разбором.

Занятия в Вокальной студии проводятся индивидуально и в трех группах по музыкальной направленности (народная и эстрадная). В группы эстрадной направленности «Веснушки», «Краски» входят учащиеся 5-6 классов, в группу народно-эстрадной направленности «Караселки» – учащиеся 7-9 классов.

Коллективные занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу без перерыва, индивидуальные – по 0,5 часа 1 раз в неделю.

Последовательность всех видов работ в каждой вокальной группе строится по принципу «от простого к сложному». Чередование легкого и трудного делают занятия боле продуктивными. В репертуар вокальных групп включаются песни разнообразные по содержанию и характеру музыки, развивающие напевность, легкость и подвижность голоса. В разных возрастных группах репертуар подбирается в соответствии с возрастными особенностями.

Содержание программы

Программа имеет трехуровневую иерархическую структуру. Подобная структура раскрывается в опоре на принципы системности и последовательности (метод «шаг за шагом»).

Первый год обучения

Раскрывается певческий голос ребенка. Основной репертуар складывается из детских песен, песен из мультфильмов и сказок, русских народных песен и прибауток.

Второй год обучения

Приобретаются основы вокальных навыков. Репертуар усложняется. Появляются современные детские эстрадные песни с усложненным ритмом и метром. Предполагается голосовые импровизации, пунктирный ритм, закладываются навыки двухголосия.

Третий год обучения

Обозначается вокальная принадлежность. Приобретаются исполнительские навыки. Обязательной является голосовая импровизация, исполнение двухголосия (по возможности трехголосия). Бек-вокал вносит определенный колорит в вокальные произведения. Повышается исполнительское мастерство.

Отдельного озвучивания требует теоретический раздел (сугубо индивидуальный для каждого обучающегося), который включает сведения из области теории музыки и музыкальной грамоты (повторение и обобщение полученных знаний на уроках музыки). Нужно отметить, что изучение нотной грамоты не определяется как самоцель, пение «сольфеджио» допускается, но не ставится во главу угла. Необходимые теоретические понятия и сведения воплощаются по-разному. Больше внимания уделяется постановке голоса и сценическому искусству, ритмическим движениям, движениям под музыку, поведению на сцене. Поэтому программа разнообразна и интересна в применении.

Принципиальной установкой программы (занятий) является отсутствие назидательности и прямолинейности в преподнесении вокального материала. Для лучшего понимания и взаимодействия предлагаются полюбившиеся произведения для исполнения, хиты, «легкая» музыка. Все это помогает юным вокалистам в шутливой, незамысловатой работе-игре постичь смысл вокального искусства и научиться владеть своим природным инструментом – голосом.

Данная программа может помочь начинающим педагогам четко организовать работу вокальной студии или кружка. Допускается творческий, импровизированный подход со стороны воспитанников и педагога того, что касается возможной замены отдельных музыкальных произведений, введения дополнительного вокального материала, методики проведения занятий. Особое место уделяется концертной деятельности. Необходимо произведения «подгонять» под те или иные праздники и даты. Все это приобретет прикладной смысл занятиям вокальной студии.

Первый год обучения

№ п/п Тема Кол-во часов Груп.занятия Инд. занятия
Теория Практика
  Введение, знакомство с голосовым аппаратом, использование певческих навыков.        
  Знакомство с различной манерой пения. Вокальные навыки.        
  Использование элементов ритмики, сценической культуры. Движения под музыку.        
  Опорное дыхание, артикуляция, певческая позиция. Вокально-хоровая работа.        
  Сценическая хореография.        
  Вокально-хоровые навыки в исполнительском мастерстве.        
  Подготовка и проведение праздников. Концертная деятельность.        

В году – 36 недель.

4 часа в неделю, в т.ч. индивидуально.

Всего за год – 144 часа.

Второй год обучения

№ п/п Тема Кол-во часов Груп.занятия Инд. занятия
Теория Практика
  Введение, владение своим голосовым аппаратом, использование певческих навыков.        
  Овладение собственной манерой вокального исполнения.        
  Знакомство с произведениями различных жанров, манерой исполнения. Великие вокалисты. Вокальные навыки.        
  Использование элементов ритмики, сценической культуры. Движения под музыку.        
  Опорное дыхание, артикуляция, певческая позиция. Вокально-хоровая работа. Нотная грамота.        
  Сценическая хореография.        
  Вокально-хоровые навыки в исполнительском мастерстве.        
  Подготовка и проведение праздников. Концертная деятельность.        

В году – 36 недели.

4 часа в неделю, в т.ч. индивидуально.

Всего за год – 144 часа.

Третий год обучения

№ п/п Тема Кол-во часов Груп.занятия Инд. занятия
Теория Практика
  Введение, владение своим голосовым аппаратом, использование певческих навыков. Знакомство с великими вокалистами прошлого и настоящего. Собственная манера исполнения вокального произведения.        
  Работа над собственной манерой вокального исполнения. Творчество и импровизация. Сценическое искусство.        
  Знакомство с произведениями различных жанров, манерой исполнения. Великие вокалисты. Вокальные навыки. Знакомство с многоголосным пением. Освоение исполнения бэк-вокал.        
  Использование элементов ритмики, сценической культуры. Движения под музыку. Постановка танцевальных движений, театральные постановки.        
  Опорное дыхание, артикуляция, певческая позиция. Обработка полученных вокальных навыков. Дикция и артикуляция. Расширение диапазона голоса. Выявление индивидуальных красок голоса. Вокально-хоровая работа. Нотная грамота.        
  Сценическая хореография.        
  Вокально-хоровые навыки в исполнительском мастерстве.        
  Подготовка и проведение праздников. Концертная деятельность.        

В году – 36 недель.

4 часа в неделю, в т.ч. индивидуально.

Всего за год – 144 часа.

Планируемый результат

Первый год обучения

· наличие интереса к вокальному искусству; стремление к вокально-творческому самовыражению (пение соло, ансамблем, участие в импровизациях, участие в музыкально-драматических постановках);

· владение некоторыми основами нотной грамоты, использование голосового аппарата;

· проявление навыков вокально-хоровой деятельности (вовремя начинать и заканчивать пение, правильно вступать, умение петь по фразам, слушать паузы, правильно выполнять музыкальные, вокальные ударения, четко и ясно произносить слова – артикулировать при исполнении);

· умение двигаться под музыку, не бояться сцены, культура поведения на сцене;

· стремление передавать характер песни, умение исполнять легато, нон легато, правильно распределять дыхание во фразе, уметь делать кульминацию во фразе, усовершенствовать свой голос;

· умение исполнять более сложные длительности и ритмические рисунки (ноты с точкой, пунктирный ритм), а также несложные элементы двухголосия – подголоски.

Второй год обучения

· наличие повышенного интереса к вокальному искусству и вокальным произведениям, вокально-творческое самовыражение (пение в ансамбле и соло, участие в импровизациях, активность в музыкально-драматических постановках);

· увеличение сценических выступлений, движения под музыку, навыки ритмической деятельности;

· проявление навыков вокально-хоровой деятельности (некоторые элементы двухголосия, фрагментарное пение в терцию, фрагментарное отдаление и сближение голосов – принцип «веера», усложненные вокальные произведения);

· умение исполнять одноголосные произведения различной сложности с не дублирующим вокальную партию аккомпанементом, пение а капелла в унисон, правильное распределение дыхания в длинной фразе, использование цепного дыхания;

· усложнение репертуара, исполнение более сложных ритмических рисунков;

· участие в конкурсах и концертах, умение чувствовать исполняемые произведения, правильно двигаться под музыку и повышать сценическое мастерство.

Третий год обучения:

· проявление навыков вокально-хоровой деятельности (исполнение одно-двухголосных произведений с аккомпанементом, умение исполнять более сложные ритмические рисунки – синкопы, ломбардский ритм, остинатный ритм);

· умение исполнять и определять характерные черты музыкального образа в связи с его принадлежностью к лирике, драме, эпосу;

· участвовать в музыкальных постановках, импровизировать движения под музыку, использовать элементарные навыки ритмики в исполнительском и сценическом мастерстве, повышать сценическое мастерство, участвовать активно в концертной и пропагандистской деятельности;

· исполнять двухголосные произведения с использованием различных консонирующих интервалов, умение вслушиваться в аккордовую партитуру и слышать ее различные голоса;

· услышать красоту своего голоса и увидеть исполнительское мастерство;

· умение самостоятельно и осознанно высказывать собственные предпочтения исполняемым произведениям различных стилей и жанров;

· умение петь под фонограмму с различным аккомпанементом, умение владеть своим голосом и дыханием в период мутации.

Списки рекомендуемой нотной и методической литературы

1. Список рекомендуемой методической литературы

1. Богданова Т. С. Основы хороведения: учебное пособие./ Т. С. Богданова. – Минск: БГПУ, 2009.

2. Буланов В. Метод музыкального и вокального развития учащихся в условиях интенсивной работы детского хора (обучающая техника Классик-хора «Аврора»). – Екатеринбург, 2000.

3. Гонтаренко Н. Б. Сольное пение. Секреты вокального мастерства. – Р-н-Д.: Феникс, 2006г

4. Егорычева М. Упражнения для развития вокальной техники. – Киев: Музична Украiна

5. Кацер О. Игровая методика обучения детей пению. Учебно-методическое пособие. – СПб.: Музыкальная палитра, 2005.

6. Кондратенко Н. Дыхательная гимнастика как средство формирования навыка певческого дыхания. Педагогика искусства. Вып. № 4. – Электронный научный журнал учреждения российской академии образования «Институт художественного образования», 2011.

7. Миловский С. Распевание на уроках пения и в детском хоре начальной школы. Пособие для учителя музыки. – М.: Музыка, 1977.

8. Огороднов Д. Музыкально-певческое воспитание детей в общеобразовательной школе. - Киев, 1989.

9. Савостьянов А. И. 300 упражнений учителю для работы над дыханием, голосом, дикцией и орфоэпией. Учебно-практическое пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2005.

10. Самарин В., Осеннева М., Уколова Л. Методика работы с детским вокально-хоровым коллективом. – М.: Academia, 1999.

11. Стулова Г. П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению. М.: Прометей, 1992.

12. Стулова Г. Теория и практика работы с хором. – М.: Музыка, 2002

2. Список рекомендуемых нотных сборников

1. А мы на уроке играем. Сост. Е. Поплянова. – М.: Музыка, 1994.

2. Антология советской детской песни. Сост. Ю. Алиев. – М.: Композитор, 1989.

3. Библиотека детского хормейстера. Сост. М. Славкин. – М.: Музыка, 2001.

4. Воскресенский Д. Про алфавит, веселую корову и других. Детские песенки. – СПб.: Композитор, 2008.

5. Времена года. Песенки малышам в сопровождении фортепиано./ Сост. Н. Нестерова, Н. Селиверстова. – СПб.: Композитор. 1998.

6. Гладков Г. Голубой щенок: Музыкальная сказка для детей: для голоса в сопровождении ф-но. – Челябинск: MPI, 2005.

7. Гладков Г. Зайка-выдумщик: Музыкальная сказка для детей: для голоса в сопровождении ф-но. – Челябинск: MPI, 2005.

8. Дубравин Я. Лирические песни для юношества. – М.: Композитор, 1980

9. Жученко Д. Дождик и художник. – СПб.: Композитор, 2—3.

10. Ковалева О. Песни для детского голоса и фортепиано. – СПб.: Композитор, 2002.

11. Крылатов Е. И. Сверчок за очагом: музыка из фильма: для пения в сопровождении ф-но. – Челябинск: MPI, 2006.

12. Крылатов Е. И. Дюймовочка: музыка из фильма: для пения в сопровождении ф-но. – Челябинск: MPI, 2007.

13. Крылатов Е. Кабы не было зимы. Нотный сборник. – Челябинск: MPI, 2009.

14. Лучший день весны. Сост. Л. Бирнов. – М.: Музыка, 1990

15. Марков В. Банановая страна: сборник детских песен. – Чита: Экспресс-издательство, 2006.

16. Металлиди Ж. Игры на радуге. Цикл песен для детского конкурса. – СПб.: Композитор, 2006.

17. Металлиди Ж. На горизонтских островах. Песни и хоры на стихи русских и зарубежных поэтов. Для детей среднего и старшего возраста. – СПб.: Композитор, 2004.

18. Металлиди Ж. Про мышку и апельсины. – СПб.: Композитор, 1997.

19. Музыка в школе. Песни и хоры для учащихся начальных классов. Вып. 1. Сост. Г. П. Сергеева. – М.: Музыка, 2005.

20. Музыка в школе. Песни и хоры для учащихся старших классов. Вып. 3. Сост. Л. И. Уколова, М. С. Осеннева. – М.: Музыка, 2005.

21. Музыка в школе. Песни и хоры для юношества. Вып. 4. Сост. Л. И. Уколова, М. С. Осеннева. – М.: Музыка, 2005.

22. Наша дружная семья (песни для детей). – М.: Музыка, 1980.

23. Парцхаладзе. Здравствуй школа. – М.: Музыка, 1997.

24. Пение в школе. Ред. И. Бибичев, И. Зикс. – М.: Композитор, 1985.

25. Погребицкая М. Музыкальные скороговорки. – СПб.: Композитор, 2007. – 80 с.

26. Репертуар детских и юношеских хоров. Вып. 12. – М.: Советский композитор, 1983.

27. Репертуар детских и юношеских хоров. Вып. 13. – М.: Советский композитор, 1985.

28. Репертуар детских и юношеских хоров. Вып. 15. – М.: Советский композитор, 1987.

29. Репертуар детских и юношеских хоров. Вып. 16. – М.: Советский композитор, 1988.

30. Репертуар детских и юношеских хоров. Вып. 17. –М.: Советский композитор, 1989.

31. Семенова Л. А. Крокодил без хвоста: Музыкальная сказка: Для солистов и хора в сопровождении ф-но. – Челябинск: MPI, 2004. – 71 с.

32. Синенко В. Песни для детей. – Владивосток, 2001. – 58 с.

33. Слонимский С. Хоры для детей. – СПб.: Композитор, 2004. –

34. Смирнова Т. И. Учебное пособие «Allegro». Фортепиано интерактивный курс. Тетрадь № 3.– М.: Издательство ЦСДК, 1998.

35. Смирнова Т. И. Учебное пособие «Allegro». Фортепиано интерактивный курс. Тетрадь № 6.– М.: Т. И. Смирнова, 2000.

36. Струве Г. Школьный корабль. – М.: Музыка, 1984

37. Струве Г. Ступеньки музыкальной грамотности. Хоровое сольфеджио. Серия «Учебники для вузов. Специальная литература». – СПб.: Лань, 1999.

38. Струн золотых напевов. Сост. Вып. 1. Сост. А. Зенецкая. – М.: Музыка, 1981.

39. Усович В. Кошачьи песни. – СПб.: Композитор, 1998.

40. Хромушин О. Зачем зайцу хвост? - СПб.: Композитор, 2002.

41. Школьные шлягеры. Песни и хоры для учащихся 1-11 классов средней школы. Сост. Ю. Алиев. – М.: Музыка, 2007.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: