Религиозный контекст фильма




Измены и изнасилования как норма на Руси

Первое, что поражает в этом фильме (напомним, время трансляции – 21.00), это количество эротическо-порнографических сцен, показывающих измены и изнасилования, присутствующие практически в каждой серии. Сначала «монахиня» Салтычиха в первую брачную ночь отдает свою девственность брату мужа, что долго и подробно смакует камера, и в это же время её муж насилует крепостную Аксинью, что камера также старательно фиксирует. Надо сказать, что по всему фильму поэтапная и всесторонняя деградация главной героини будет обязательно сопровождаться некими оправдательными мотивами, делающими её не такой уж и виноватой в глазах зрителей. Можно не сомневаться, что когда наши кинематографисты начнут снимать художественную сагу о Чикатило, а с нынешними тенденциями это произойдёт достаточно скоро, то он тоже обязательно окажется жертвой обстоятельств с тонкой и ранимой душой.

Дальше – больше. Подружка-дворянка Дарьи предлагает научить её целоваться. С надеждой интересуется, есть ли у Дарьи любовник, и хвастается своим, будто бы это в порядке вещей. В одной из сцен Дарья позволяет своим гайдукам развлечься, и они отправляются насиловать деревенских девушек. Почти на каждую серию выпадают откровенные постельные сцены, а то, что нельзя показывать на камеру, подробно обрисовывается словесно. Аналогично изображены и большинство других действующих лиц сериала – например, главный полицмейстер Москвы оказывается педофилом.

Запредельная жестокость – инструмент привлечения зрителей?

Кроме акцента на постельных сценах, авторы тщательно смакуют моменты с насилием и убийствами. Вот краткий список с примерами некоторых эпизодов: ванна из крови девственниц, вырывания органов, истязания, пытки и издевательства над людьми и животными, «каноничное» убийство крепостной поленом (чем и запомнилась реальная Салтычиха), массовые захоронения на болоте и последующее всплытие мертвецов, постоянные кровавые галлюцинации Салтычихи – вроде льющихся по лестнице рек крови, и другие больные фантазии режиссёров сериала.

Остается вопрос – почему люди с настолько больной фантазией не проходят специального лечения в предназначенных для этого учреждениях, а выливают их в кино, и показывают это кино по центральному телеканалу? Причём то, что показали на телеканале «Россия», — это версия 16+, а есть еще интернет-версия, где все 18+.

Оправдание убийцы

С самого начала у зрителя пытаются выжать слезу жалости: вот невинная юная Дарья остаётся сиротой, её бросает отец, заперев в монастыре, а спустя десять лет возвращается и требует от состоявшийся монахини выйти замуж за неизвестного ей мужчину. Любимый мужчина предает, муж вызывает омерзение, а его родственники стали смертельными врагами. Действительно, как же тут не сойти с ума? Мы даже забудем о том, что нет никаких доказательств того, что у реального прообраза главной героини был «повод» сойти с ума. Даже если бы и был, стоит понять одно – никакими жизненными проблемами нельзя оправдать издевательства, пытки и убийства невинных людей. Это аксиома, которая должна быть понятна любому адекватному человеку. Но западное, а теперь и российское кино, постоянно пытаются этому воспротивиться, и снимаются фильмы «Ганнибал», «Отряд самоубийц», «Джон Уик», «Дневники вампира», «Игры Престолов» и многие-многие другие.

Однако теперь мы стали оправдывать не вымышленных убийц, а вполне реальных, собственноручно загубивших десятки невинных людей. Если так пойдет и дальше, то в будущем нас будут ждать фильмы, оправдывающие несчастным детством или проблемами в личной жизни Чикатило, Тэда Банди или Гитлера.

Никакая «любовь», а точнее одержимость и просто желание физического контакта, которое двигало героиней «Барыни», не могут служить и толикой оправдания её зверств, хотя авторы, постоянно делающие акцент на «любви» Дарьи к Сергею, явно пытались вызвать у зрителя к ней жалость и женское сочувствие – «она ведь просто хотела быть с любимым мужчиной».

Религиозный контекст фильма

Еще с первых серий заметно особое отношение авторов «Барыни» к религиозной тематике. Сама дата начала показа сериала выпадает на начало православного Великого Поста, времени духовного очищения перед главным христианским праздником года. Заставка показывает церковные рисунки, переходя на яркие иллюстрации ада и пыток грешников за различные грехи.

Неоднократно показаны люди, крестящиеся и молящиеся, и после творящие ужасные вещи. Та же Салтыкова регулярно стоит перед иконами и пытается молиться, как и многие её враги. Даже её любовник сразу после того, как напоил её отравленным вином, тоже отправился в церковь. Начало фильма вообще намекало на то, что психический недуг Салтыковой – есть не что иное, как одержимость демоном, от которой её спасали монахи в лучших традициях дешёвых ужастиков об экзорцистах, а в один из переломных моментов жизни Дарья видит в видении церковь и улыбается стоящей в центре перевёрнутой иконе. Итого, при церковном антураже мы видим или последних подлецов и негодяев со свечкой в руках, или откровенных сатанистов.

Но в финале авторы решили пройтись и по более древним корням нашей истории. В последней серии знахарка, помогающая Салтычихе и подталкивающая её к ещё большему количеству убийств, рассказывает о своих мотивах. Выяснилось, что вся злая магия, окружившая поместье Троицкое, исходит от русских язычников, которые пытаются пожертвовать православными ради возрождения своей силы. Знахарка даже говорит (16 серия 2 минута 40 секунд):

– Когда-то над нами не было богов кроме солнца, дождя и огня, но пришли люди с крестом. Они обращали нас в свою веру, наши книги, священные Веды они объявили чернокнижьем…

Тем самым «Кровавая Барыня» своим идейным посылом стала близка по духу с «Викингом», ведь там также умудрились одновременно дискредитировать и православие, и язычество, показав в целом русский народ и его предков как жестоких тварей.

Всё написанное в этом разделе не является попыткой как-то оправдать христианство, допустившее в частности крепостное право (по сути, рабство), или язычество, также не сумевшее стать основой для бескризисного развития русской цивилизации. Вопрос лишь в том, что вместо содержательного обсуждения этих острых тем, пусть даже в художественной форме, на зрителей вываливают потоки чернухи, с целью сформировать у массовой аудитории чувство отвращения ко всему историческому прошлому страны.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: