Восстание Спартака
Педагогические цели | Способствовать ознакомлению с самым крупным в Древнем мире восстанием рабов под предводительством Спартака, значением его образа в мировой культуре; содействовать формированию умений характеризовать личность Спартака, работать с картой; создать условия для развития интереса к чтению художественной литературы исторической тематики |
Тип и вид урока | Изучение и первичное закрепление новых знаний / урок-презентация |
Планируемые результаты (предметные) | Умение изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность; расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории человечества |
Личностные результаты | Выражение положительного отношения к процессу познания: проявление внимания, удивления, желания больше узнать; развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам |
Метапредметные результаты | Владение умением работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях |
Основное содержание темы, хронология, персоналии | Положение рабов. Восстание Спартака (74–71 гг. до н. э.): причины восстания, основные события, походы восставших, причины поражения восставших. Гладиаторы. Спартак, Помпей, Лукулл, Красс |
Образовательные ресурсы | Учебник. Рабочая тетрадь № 2. Электронное приложение к учебнику. Аппликация (слайды) «Первая победа спартаковцев над римлянами». Карта «Восстание Спартака». Ян В. Восстание Спартака (дополнительный материал к уроку). Режим доступа: https://fictionbook.in/vasiliy-yan-spartak.html |
Организационная структура урока
Этапы урока | Формы, методы, методические приемы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Форма контроля | |
характеристика основных видов деятельности | формируемые УУД | ||||
I. Организационный момент | Фронтальная. Словесный. Слово учителя | Приветствует учащихся. Проверяет готовность к уроку | Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место | Быстрое включение в деловой ритм | |
II. Постановка учебной задачи | Фронтальная. Словесный, проблемный. Сообщение учителя, проблемный вопрос | – В 74 г. до н. э. в Италии началось восстание рабов под предводительством Спартака, самое мощное из восстаний рабов в древности. Работа с документом. Плутарх. Марк Красе, 8-11 – Докажите, что крупнейшее восстание рабов не случайно произошло именно в Италии. Почему плохо вооруженные и обученные рабы под предводительством Спартака одержали победы над римским войском? | Слушают учителя, формулируют учебную задачу урока | Регулятивные: принимают учебную задачу, сформулированную учителем; планируют учебные действия | |
III. Усвоение новых знаний и способов действий. Восстание Спартака (74–71 гг. до н. э.) | Фронтальная. Словесный, наглядный. Рассказ, работа с картой, презентация (аппликации, слайды), беседа | Читает стихотворение Р. Джованьоли «Спартак» (см. Приложение). Рассказывает о восстании Спартака, используя материал книги В. Яна «Восстание Спартака», карту, аппликацию (слайды презентации), иллюстрации учебника Разбираем восстание по алгоритму (самостоятельная работа с учебником, с помощью учителя): - причины; - цели; - события; - итоги. | Находят на карте и показывают путь похода войск Спартака. Воспроизводят рассказ о восстании Спар- така по наглядным источникам. Характеризуют личность Спартака | Регулятивные: учатся работать по предложенному учителем пла-ну; в сотрудничестве с учителем, классом находят решение учебной задачи. Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи; строят логическую цепь рассуждений | Работа с картой, беседа |
IV. Закрепление знаний и способов действий | Фронтальная. Словесный, проблемный. Беседа | – Какая задача стояла перед нами в начале урока? Проводит беседу по проблемным вопросам, поставленным в начале урока 1) Где и когда началось восстание Спартака? 2) Где находился первый лагерь восставших? 3) Почему положение восставших перед последней битвой было почти безнадежно? 4) В каком году было это восстание? | Объясняют причины возникновения восстания в Италии и победы рабов под предводительством Спартака | Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи. Коммуникативные: высказывают свое мнение, прислушиваются к мнению других | Беседа по вопросам |
V. Информация о домашнем задании | Фронтальная. Словесный. Сообщение учителя | Комментирует задание. § 51, вопросы. Задание 69 в рабочей тетради | Воспринимают задание, уточняют | Регулятивные: принимают учебную задачу | Задания в рабочей тетради |