ЕГЭ-2020. Задание 21
В вариантах ЕГЭ для анализа будут предложены тексты, пунктуационный анализ которых предполагает поиск конструкций со знаками
запятая, двоеточие, тире.
Задание 21 (Досрочный ЕГЭ-2020)
Найдите предложения, в которых запятая(-ые) ставится(-ятся) в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.
(1)К северо-востоку от Петербурга, на старинном Архангельском тракте, проложенном в достопамятные времена вдоль левого берега реки Свири, раскинулся небольшой городок с названием Лодейное Поле. (2)Когда-то, задолго до Петровской эпохи, эти земли принадлежали Великому Новгороду и входили в состав Обонежской пятины. (3)Здесь, по берегу Свири, проходил оживлённый торговый путь, а близ маленького селения Канома была устроена пристань. (4)Река, невзирая на её строптивый характер и опасные для судоходства пороги, использовалась как транспортная артерия. (5)Возле упомянутой пристани появилось некое подобие верфи: там строились лёгкие и вместительные суда. (6)Именно здесь, на берегу Свири, 1 сентября 1702 года побывал Пётр I. (7)Он распорядился, чтобы местные судостроители и привезённые сюда мастера «корабельного дела» начали возведение кораблей для создававшегося Балтийского флота.
Для анализа дается связный текст, состоящий из 7 – 10 предложений. Экзаменуемый должен проанализировать пунктуацию в этом тексте, найти предложения с общей пунктограммой, которая связана с постановкой определённого знака препинания: запятой, двоеточия или тире.
Как выполнить задание 21?
1. Прочитаем задание. Определим, какой знак препинания нужно проанализировать в указанных предложениях. В нашем примере это запятая.
2. Создадим матрицу для анализа запятых в этом тексте.
№ предложения | Правила, определяющие постановку запятой |
3. Проанализируем запятые в этих предложениях и внесём в матрицу тип пунктограммы.
• (1)К северо-востоку от Петербурга, на старинном Архангельском тракте, проложенном в достопамятные времена вдоль левого берега реки Свири, раскинулся небольшой городок с названием Лодейное Поле. (2)Когда-то, задолго до Петровской эпохи, эти земли принадлежали Великому Новгороду и входили в состав Обонежской пятины. (3)Здесь, по берегу Свири, проходил оживлённый торговый путь, а близ маленького селения Канома была устроена пристань. (4)Река, невзирая на её строптивый характер и опасные для судоходства пороги, использовалась как транспортная артерия. (5)Возле упомянутой пристани появилось некое подобие верфи: там строились лёгкие и вместительные суда. (6)Именно здесь, на берегу Свири, 1 сентября 1702 года побывал Пётр I. (7)Он распорядился, чтобы местные судостроители и привезённые сюда мастера «корабельного дела» начали возведение кораблей для создававшегося Балтийского флота.
4. Рассмотрим получившуюся матрицу.
№ предложения | Правило, определяющее постановку запятой |
1) уточняющее обстоятельство места; 2) обособленное определение (причастный оборот) | |
уточняющее обстоятельство времени | |
1) уточняющее обстоятельство места; 2) ССП | |
обособленное дополнение | |
(двоеточие) | |
уточняющее обстоятельство места | |
СПП |
Мы видим, что в тексте повторяются запятые, которые выделяют уточняющие члены предложения.
Запишем номера этих предложений в ответную строку.
Ответ: 1236
Итак, чтобы правильно выполнить задание, необходимо:
1) уметь выполнять синтаксический разбор предложения;
2) знать типы пунктограмм и правила, которые регулируют постановку тех или иных знаков препинания.
Пунктуационный анализ текста
Запятая | Двоеточие | Тире | |||
Правила | Примеры | Правила | Примеры | Правила | Примеры |
1. Однородные члены предложения *О, О, О *О, а О *как О, так и О *и О, и О, и О | Искусство учит ценить красоту, обогащает душу человека. | 1. Обобщающее слово стоит перед однородными членами (после двоеточия слова или словосочетания) | Всё вокруг сияло от солнца: и поле, и дорога, и воздух. | 1.Обобщающее слово - после однор. членов. Обобщ. слово - перед однородными членами, но предложение после них продолжается. | И поле, и дорога, и воздух — всёвокруг сияло от солнца. Всё: и поле, и дорога, и воздух — сияло от солнца. |
2. Обособленные члены предложения *определения *приложения *дополнения *обстоятельства *уточняющие члены | Ночь, облачная и туманная, окутала землю. Ландыш, майский цветок, любит тень. Все, кроме тебя, пришли на урок. Звеня и сверкая, ручей пробирался меж камней. Внизу, под горой, шумела река. | 2. БСП можно поставить ТАК КАК, А ИМЕННО, (и увидел) ЧТО, (и почувствовал) КАК… | Осень он не любил: слишком слякотно на улице. (=так как) Степь весело пестреет цветами: ярко желтеет дрок, скромно синеют колокольчики. (=а именно) Я взглянул в окно: дождь не утихал. (=и увидел, что) | 2. Между подлежащим и сказуемым Сущ. – сущ. Числ. – числ. Инф.– инф. Подлеж. – это (вот, значит) сказ. | Пушкин – великий поэт. Трижды три – девять. Жить – Родине служить. Человек – это великолепно. |
3. Вводные слова и предложения | Документы, к счастью, нашлись. Завтра, как сообщают метеорологи, будет туман. | 3. Предложения с прямой речью. Слова автора перед прямой речью. А: «П». | И молвил он, сверкнув очами: «Ребята, не Москва ль за нами?» | 3.Обособленное приложение стоит в конце предложения | Пришёл ноябрь — месяц заморозков. |
4. Обращения | Он был, о море, твой певец. | 4. Неполное предложение | Ты поможешь мне, а я – тебе. | ||
5.Сравнительные обороты | Луна, как бледное пятно, сквозь тучи мрачные желтела. | 5.БСП (можно поставить союз А(НО), наречие ПОЭТОМУ, союз БУДТО между предложениями; союзы ЕСЛИ… ТО, КОГДА… ТО) | Служить бы рад – прислуживаться тошно.(=а) Начался дождь – в поход мы не пошли.(= поэтому) Молвит слово – соловей поёт. (= будто) Любишь кататься – люби и саночки возить. Лес рубят – щепки летят. | ||
6. ССП | [Наступила ночь], и [вся земля забыласьсном]. | ||||
7. СПП | (Когда слово не бьет), [то и палка не поможет]. | ||||
8. БСП | Гремел гром, сверкала молния. | 6.Прямая речь, диалог | —Тепло ли тебе, девица? — спрашивал Морозко. —Тепло, батюшка. | ||
7. Вводное предложение | Он приник к замочной скважине — ключа в ней не было— и увидел свет. ( Вместо тире возможны скобки. ) |