Состав играющих - мальчики и девочки 10-12 лет, 20-40 человек. Играют на площадке размером 20х30 м.
Описание. Игроки делятся на пары. Одну из них назначают водящей. Остальные пары становятся по кругу лицом к центру, один в затылок другому. Водящая пара обходит по кругу сзади стоящие пары и произносит следующий стих:
по-русски:
Здравствуй, здравствуй,Красное солнце,
Приди скорей,
С добром приди.
Тебя мы любим,
Тебя воспеваем.
По-армянски:
Барев, барев,Кармир арев,
Де шут ари,
Галт бари.
Кезенк сирум,
Один из водящих касается плеча стоящего сзади и разбегается со своим напарником в разные стороны. Игрок, к плечу которого прикоснулся водящий, вместе со своим напарником должны поймать водящих (или одного из них) до того, как они выбегут за границу «поля». Осаленные игроки делают «замок» из скрещенных рук, как носилки, и несут по очереди тех, кто их осалил, на исходные места. Если убегающие благополучно миновали пределы «поля», то неудачливые преследователи по очереди несут их назад на скрещенных руках. Игра продолжается. Пойманные водящие возвращаются на исходные места тех, кого они вызывали, а поймавшие становятся водящими. Статуя (Карарцан)
10-20 и более подростков играют на поле 20х40 м и более (в зависимости от количества играющих).
Описание. Игроки делятся на ловцов и убегающих. На каждые 5 игроков назначают одного ловца, на 20 человек - четверых ловцов. По назначению руководителя ловцы выходят за пределы поля, а убегающие свободно располагаются на площадке. По сигналу ловцы преследуют остальных игроков, стремясь одного из них осалить. Осаленный должен тут же остановиться (замереть на месте) в том положении, в котором его осалили. Того, кто замер, может «освободить» любой игрок, коснувшись его. Игра заканчивается, когда будут осалены все игроки. После этого выбирают новых ловцов и игра продолжается.
|
Правила: осаливать игрока можно, коснувшись ладонью любого места тела, кроме головы. Убегающий, по инерции выбежавший за пределы поля, считается выбывшим из игры.
Марш-бросок (Аршаван)
Это одна из древнейших народных армянских игр, письменные сведения о которой имеются с V в. Участвуют 10-40 детей, преимущественно среднего школьного возраста. Игра проводится на большой площадке, на стадионе.
Описание. На одной стороне площадки чертится линия старта. На противоположной стороне на расстоянии до 100 м устанавливаются два флажка. Все играющие делятся на две команды и располагаются в шеренгу на линии старта. По сигналу руководителя (вожака) игроки команд одновременно двигаются вперед (бегом или быстрым шагом) к флажкам. Дойдя до своих флажков, обходят их и возвращаются к месту старта. Побеждает команда, все игроки которой первыми пересекли линию старта.
Правила: игроки команд двигаются только по сигналу руководителя. Если кто-либо вышел раньше, дается новый старт.
1. Играющие двигаются только установленным способом: шагом или бегом.
2. Команда считается пришедшей к месту старта, когда ее последний игрок пересечет линию старта.
3. Во время марш-броска разрешается помогать своим партнерам и даже, если надо, нести их (например, на скрещенных руках).
Лошадка-лошадка (Дзи-дзи)
Играют мальчики-подростки и юноши, 4-20 человек. На краю площадки проводится стартовая линия.
|
Описание. Половина играющих становится «лошадьми», другая половина - «всадниками». Все выстраиваются в шеренгу у стартовой линии. На противоположной стороне площадки на расстоянии 30-40 м проводится линия финиша.
По сигналу «всадники» садятся на плечи «лошадок», свесив ноги вперед и держась за плечи. По стартовому сигналу руководителя (вожака) «лошадки» со своим грузом бегут к противоположной линии (к финишу). Первый проскочивший финишную линию становится победителем. После того как все пары «всадников» с «лошадками» перебегут финишную линию в парах меняются ролями, т. е. «всадники» становятся «лошадками», а «лошадки» - «всадниками».
Для игры нужен судья, а если играет более 10 человек, то нужен и помощник судьи.
Правила игры: в о время бега не разрешается мешать друг другу.
1. Игра начинается строго по сигналу и заканчивается, когда все пары пробегут финишную линию.
Пленник (Героцик)
Игра проводится на площадке. Играют дети среднего и старшего школьного возраста, от 8 до 40 человек.
Рис. 1 Пленник
Описание. На двух противоположных сторонах площадки на расстоянии
примерно 20-60 м чертятся линии, между ними - средняя (центральная) линия.
У каждой боковой линии с правой стороны - круг диаметром 2-5 м, который называется «местом плена». В нем во время игры размещают «пленных» (рис. 1).
Играющие делятся на две равные команды, и каждая располагается за линией одна против другой. Бросается жребий, какой команде начинать. По сигналу ведущего (руководителя) один из игроков (допустим, из второй команды) начинает игру. Он идет к первой команде и становится перед игроком № 1, который протягивает вперед правую или левую руку. Подошедший игрок имеет право сделать 3 удара по ладони протянутой руки, после чего быстро поворачивается и убегает к своей команде. Вызванный игрок после третьего удара бежит за убегающим, старается поймать его до того, как тот пересечет линию своего дома, и забрать его в «плен» (в круг «пленников» первой команды). Если догоняющему не удастся поймать игрока, вызвавшего его на соревнование, то он подходит к игроку №2 из второй команды и также вызывает его тремя хлопками по ладони. Так поочередно все игроки одной и другой команд принимают участие в игре. «Пленных» можно выручать (см. правила). Когда все игроки примут участие в игре, игра заканчивается. Команда, набравшая больше «пленных», считается победительницей.
|
Правила: вызываемый протягивает руку вперед, не сгибая ее в локте ладонью кверху или книзу. Дотрагиваться выше кисти не разрешается. Во время преследования осаливать можно только открытой кистью. «Пленных» освобождают следующим образом: игрок, приблизившийся к сопернику после третьего удара по ладони, прежде чем побежать назад, может (если он уверен в своих возможностях) подбежать к «пленнику» и подать ему руку. Освобожденный «пленник» быстро бежит к своей команде. «Пленным» не разрешается выходить за черту круга. Один из убегающих назад игроков может войти в круг и освободить несколько игроков, подав поочередно руку партнерам-«пленным». В процессе освобождения и преследования остальные игроки, за исключением вызывающего, не имеют права вмешиваться в процесс игры. Игрок, задумавший освободить «пленных», после того, как коснется 3 раза ладони соперника, может на пути возвращения в свою команду внезапно резко повернуться и побежать в круг «пленных». Это разрешается, если игрок, задумавший освободить «пленного», не пересек центральную (среднюю) линию площадки. Игроки, стоящие в шеренге, не имеют права заступать за линию или наступать на нее.
Разновидность. Эта разновидность игры предназначена для 14-18-летних. Построение - то же, что и в предыдущей игре, но расстояние между шеренгами увеличивается до 60-100 м. Кроме того, добавляются две линии, каждая на расстоянии 5-10 м от лицевой линии (от линии «домов»). Эти линии ограничивают нейтральную зону у каждой команды.
Описание. По сигналу руководителя (вожака) игрок № 1 идет навстречу к игроку другой команды. Пришедший трижды касается руки соперника и быстро убегает от него. Игрок, руки которого коснулся соперник, преследует его до линии нейтральной зоны. Если он не догонит соперника до нейтральной линии, то быстро поворачивается и убегает в свою зону. В этот миг игрок № 2 противоположной команды по сигналу капитана выбегает вперед и преследует игрока противоположной команды до его нейтральной зоны. Таким образом роли игроков меняются: преследователь становится убегающим. Если преследующий не догонит его до нейтральной зоны соперника, то в игру вступает игрок № 2 противоположной команды. Без перерыва все поочередно участвуют в игре. Пойманный в процессе игры становится «пленником». В данной игре «пленников» не выручают. Игра заканчивается, когда все примут участие в ней. Выигрывает команда, в которой больше пленных.
Игры с предметами