Пояснительная записка
Перспективный план воспитательно-образовательного процесса в младшей группе (дети 1,5-3лет) составлен, согласно Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программе дошкольного образования, на основе принципа комплексно-тематического построения образовательного процесса.
Организационной основой реализации комплексно-тематического принципа построения Программы является выделение ведущей темы недели. Тематика недель ориентирована на все направления развития ребенка дошкольного возраста и посвящена различным сторонам окружающей действительности:
- предметному окружению (овощи, фрукты, одежда, обувь, игрушки, транспорт и др.);
- окружающей природе (птицы, животные, растения и др.);
- явлениям общественной жизни (труд людей, государственные и общественные праздники).
Ведущая тема недели рассматривается через все виды детской деятельности (игра, труд, художественное творчество, чтение художественной литературы и др).
Решение образовательных задач осуществляется в процессе совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов.
Ежедневно с детьми организуются игры-занятия согласно сетке занятий. Перечень и количество игр-занятий определены на основе комплексной программы, реализуемой в ДОУ и в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (СанПин).
Игры-занятия сгруппированы по основным направлениям развития детей с учетом специфических задач и содержанию работы.
Основные направления развития | Занятия, в соответствии с Учебным планом |
Познавательно-речевое развитие | Развитие речи. Художественная литература |
Ребенок и окружающий мир | |
Формирование элементарных математических представлений | |
Конструирование. | |
Художественно-эстетическое развитие | Рисование |
Аппликация | |
Лепка | |
Музыкальное | |
Физическое развитие | Физкультурное |
|
Перспективный план рассчитан на период с 15 сентября по 15 мая учебного года.
С 1 по 15 сентября и с 15 по 31 мая проводится промежуточный мониторинг достижения детьми планируемых результатов освоения Программы.
В середине учебного года (январь) организуются недельные каникулы, во время которых проводятся занятия только эстетически-оздоровительного цикла (музыкальные, спортивные, изобразительного искусства).
Основная, комплексная общеобразовательная программа дошкольного образования
- Программа воспитания и обучения в детском саду/Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. – М.: Мозаика-Синтез, 2007.
Методические пособия
Основные направления развития | Занятия, в соответствии с Учебным планом |
Познавательно-речевое развитие | 1. Гербова В. В. Занятия по развитию речи в младшей группе детского сада. Конспекты занятий. – М.: Мозаика – Синтез, 2009 2. Ушакова О.С., Гавриш Н.В. Знакомим дошкольника с художественной литературой: Конспекты занятий. – М.: ТЦ «Сфера», 1998. 3. Развитие речи детей 3 – 4 лет: программа, методические рекомендации, конспекты занятий, игры и упражнения / Авторы-составители О.С. Ушакова, Е.М, Струнина. – М.: Вентана-Граф, 2010 4. Н.В. Рыжова «Развитие речи в детском саду» /Ярославль, Академия развития, 2008 г./; 5. «Развитие речи детей 3 – 4 лет» Р.А. Жукова /Волгоград «Корифей», 2008г./. |
1. Новиковская О.А. Конспекты комплексных занятий с детьми младшего дошкольного возраста (3 - 4 лет). – СПб.: Паритет, 2008 2. Соломенникова О.А. Занятия по формированию элементарных экологических представлений в младшей группе детского сада. Конспекты занятий. – М.: Мозаика – Синтез, 2009 3. Кравченко И.В., Долгова Т.Л. Прогулки в детском саду. Младшая и средняя группы: Методическое пособие / под ред. Г.М. Киселевой, Л.И. Пономаревой. – М.: ТЦ Сфера, 2008. | |
1. Помораева И.А., Позина В. А. Занятия по формированию элементарных математических представлений в младшей группе детского сада. Конспекты занятий. – М.: Мозаика – Синтез, 2008 | |
1. Куцакова Л.В. Занятия по конструированию из строительного материала в младшей группе детского сада. Конспекты занятий. – М.: Мозаика – Синтез, 2008 | |
Художественно-эстетическое развитие | 1. Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в младшей группе детского сада. Конспекты занятий. – М.: Мозаика – Синтез, 2008 2. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Младшая группа. – М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2007. 3. Колдина Д.Н. Рисование с детми 3 - 4 лет. Конспекты занятий. – М.: Мозаика-Синтез, 2009. |
Социально-нравственное развитие | 1. Губанова Н.Ф. Развитие игровой деятельности. Система работы в младшей группе детского сада. Конспекты занятий. – М.: Мозаика-Синтез, 2009. 2. Комратова Н.Г., Грибова Л.Ф. Патриотическое воспитание детей 3 – 4 лет: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2007. |
Физическое развитие | 1. Пензулаева Л.И. Подвижные игры и игровые упражнения для детей 3 – 5 лет. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. 2. Харченко Т.Е. Утренняя гимнастика в детском саду. Упражнения для детей 3 – 5 лет. – М.: Мозаика-Синтез, 20007. |
Развитие речи. Художественная литература.
|
|
В планировании представлены занятия:
- по воспитанию звуковой культуры речи; объем речевого материала, который используется на этих занятиях, позволяет параллельно решать задачи по активизации словаря детей, формированию диалогической речи;
- ознакомлению с художественной литературой (чтение детям русских народных сказок, стихотворений, упражнение в драматизации, заучивание наизусть);
- рассматриванию сюжетных картин; эти занятия включают дидактические игры и упражнения, рассматривание книжных иллюстраций, игры-инсценировки.
Тематический план
№ п/п | Тематика занятий | Количество занятий |
Звуковая культура речи. Звуки [у], [а]. Составление рассказа по игрушке «Моя кукла» | ||
Рассматривание картины «Семья петушка» | ||
Составление рассказа об осени по серии картин. | ||
Звуковая культура речи. Звук [о]. | ||
Рассказывание русской народной сказки «Репка» | ||
Составление рассказов о фруктах. | ||
Звуковая культура речи. Звук [и]. | ||
Чтение стихотворения А. Барто «Девочка чумазая» | ||
Составление рассказа по сюжетной картине: «Дети одеваются» | ||
Составление рассказа на тему: «Обувь» | ||
Итоговое занятие: «Вот и осень прошла» | ||
Рассматривание картины «Зимний лес» | ||
Звуковая культура речи. Звук. [э]. | ||
Составление рассказа по игрушке. (лиса) | ||
Звуковая культура речи. Звуки [м] [п]. | ||
Чтение стихотворения С. Капутикяна «Маша обедает» | ||
Составление рассказа с опорой на мнемотаблицу по теме: «Мебель» | ||
Чтение русской сказки «Гуси - лебеди» | ||
Составление рассказа по картине «Кошка с котятами» | ||
Звуковая культура речи: звуки: [т], [п], [к]. | ||
Итоговое занятие «Прощай зима холодная» | ||
Чтение стихотворения Е. Благининой «Посидим в тишине» | ||
Составление описательного рассказа по комнатным растениям. | ||
Рассказывание по сюжетной картине | ||
Звуковая культура речи: звуки [б], [бь] | ||
Составление рассказа по игрушке «Машина легковая и грузовая» | ||
Звуковая культура речи: Звуки [ф], [с]. | ||
Рассказывание сказки «Лиса, заяц и петух» | ||
Рассматривание сюжетной картины: «Дети кормят курицу и цыплят» | ||
Составление предложений по сюжетным картинкам «Луговые цветы» | ||
Звуковая куль тура речи. Звук [з] [ц]. | ||
Итоговое занятие: «На весеннем на лугу!» | ||
Итого |
Ребенок и окружающий мир
Раздел «Ребенок и окружающий мир» состоит из трёх составляющих: Предметное окружение. Явления общественной жизни. Мир природы.
Каждая составляющая раздела имеет свою базовую основу.
Введение в предметный мир предполагает формирование представлений о предмете как таковом, и как о творении человеческой мысли, и результате трудовой деятельности.
В ознакомлении детей с явлениями общественной жизни стержневой темой является жизнь и труд людей.
В основе приобщения к миру природы лежит помощь ребенку в осознании себя как активного субъекта природы.
Тематический план