Все началось с 19 Кислева - Новый Год хасидизма...




НОВЫЙ ГОД ХАСИДИЗМА

 

 

"Девятнадцатое Кислев... праздник, который

Выкупил с миром душу нашу, и свет и

Жизненность души нашей были даны нам.

Этот день - Новый Год хасидизма..."

(Из письма ребе Шолом Дов-Бера).

 

Введение

Восемнадцатого Элула 5505 (1746) года родился рабби Шнеур-Залман из Ляд, известный среди хасидов под именем Алтер ребе (Старый ребе). От своего учителя, Мезерического Магида (рабби Дов-Бера из Мезерич), он принял руководство возникшим в конце семнадцатого века в Восточной Европе хасидским движением. Учение, полученное Мезерическим Магидом от основоположника хасидизма рабби Исроэля Баал-Шем-Това (БеШТа), получило путь к распространению во многом благодаря книге Алтер Ребе "Танья", впервые вышедшей в свет в 5557 (1797) году. Книга излагала философские основы хасидизма и давала возможность каждому еврею, вне зависимости от его природных способностей и учености, наиболее полно реализовать себя в Служении Б-гу, сделать свое Служение радостным и полным.

 

***

Общеизвестно, что наряду с Письменной Торой на горе Синай Все-вышний вручил Мейше-рабейну Устную Тору, передававшуюся впоследствии из уст в уста на протяжении поколений. Часть Устной Торы стала "нигле" - Торой "открытой". В будущем знание, относящееся к "нигле" было записано и широко распространено.

Вторая же часть в течение жизни многих поколений оставалась "нистар" - скрытым, тайным знанием, также известным под названием "каббола". В книге "Зоар" говорится: "...евреи, Тора и Все-вышний связаны один с другим. В каждом из них есть явное и скрытое". Связь между евреями и Все-вышним раскрывается при помощи Торы и заповедей. Открытая Тора - "нигле", называемая "телом Торы", раскрывает внешние аспекты б-жественной души и связывает их с раскрытыми аспектами Все-вышнего - Б-жественности.

"Внутренняя", тайная Тора - "нистор", носящая также название: "душа Торы", - раскрывает то, что скрыто в самих глубинах души - ее сущность, "частицу Б-га свыше по простому смыслу этих слов", о которой упоминал ребе, раскрывает ее и связывает с самой Сущностью Все-вышнего. Она не занимается отдельными законами, через которые в материальности мира раскрывается Б- жественная Воля, а говорит о самой Б-жественности, самой душе.

 

* * *

Согласно традиции, передача из поколения в поколение учения каббалы началась еще со времен первого человека, Адам-аРишон. "Сейфер Ецира" - книга, содержащая глубочайшие тайны Торы, достигла от него Авраам-авину, а от него дошла до нас.

В передаче этого знания можно отдельно выделить этапы, описанные Мишной: с Синая - Мойше; от него - Йегошуа, от Йегошуа - старцам (руководителям поколений, следующих за поколениями Моше и Йегошуа); от старцев - к пророкам, от них - к мудрецам Великого собрания; от них - к мудрецам Мишны.

Впоследствии то же знание было передано мудрецам Геморы, а от них - гаонам Вавилона и далее - единицам, достигшим полноты знания в "нигле" и достойным прикоснуться к сокровенным б-жественным тайнам бытия, которые находились в каждом из поколений. Однако вплоть до определенного момента это происходило в глубочайшей тайне, в соответствии с принципом: "Раскрывают только скромным", как объясняет Рамбам в "Мишне Тейро" [раздел "Основы Торы" 2:12; 4:11].

Начиная с раскрытия святой книги "Зоар", составленной, согласно преданию, мудрецом Мишны рабби Шимоном бар Йохаи и следующими за ним, начался процесс раскрытия тайной Торы народу Израиля. Рабейну Бахья, Рамбан, включили в свои комментарии Торы объяснения, основанные на кабболе. Они раскрыли свои знания в этой области многим ученикам, которые включились в процесс постижения тайной мудрости, что привело, в конце концов, к тому, что тайная Тора стала достоянием многих.

В средние века центром изучения тайной Торы стала Испания. Ее величайшим мудрецом был рабби Меир бен Габай, написавший множество книг, посвященных тайной Торе. Эти книги получили широкое распространение у него на родине, а в результате изгнания евреев из Испании попали в Италию, Францию, Богемию и Польшу - еврейские центры того времени, где были восприняты с огромным интересом. Начался активный рост числа ешив, в которых изучалась тайная Тора.

Основателями подобных ешив были величайшие мудрецы тех времен: Маарал из Праги, рабби Элийоу Баал-Шем из Вормса, последовавшие за ними рабби Йеэйль Баал-Шем из Замощ, рабби Одом Баал-Шем из Ропщиц.

Стратегия, взятая ими на вооружение с целью не усиливать возникшие разногласия в отношении возможности и необходимости изучения каббалы, заключалась в создании сообществ тайных праведников - "нисторим", скрывающих свою принадлежность к кругу изучающих тайную Тору, кочующих с места на место и поддерживающих в еврейском народе, несмотря на все тяготы и невзгоды, чистую веру во Все-вышнего и преданность Ему.

В одном из таких сообществ и начал свой путь Исроэл Баал- Шем-Тов (БеШТ).

 

***

Однако общий подход, избранный БеШТом, отличался от подхода, принятого у других "нисторим". С объяснения низости и отвратительности греха он перенес акцент на разъяснение великого смысла Службы евреев Все-вышнему, любви Б-га к его Народу, света, заключенного в выполнении заповедей и изучении Торы.

Свое учение, обладающее формой, доступной даже простым людям, Баал-Шем-Тов основал на двух принципах: познание Творца и любовь к каждому еврею. Это привело к тому, что за пятнадцать лет работы Баал-Шем-Това по распространению Торы к его движению приблизились тысячи простых евреев, большинство из которых стало знающими Тору, а некоторые - великими мудрецами.

Подход, предлагаемый БеШТом, поначалу не был одобрен "Святым Братством" нисторим, но вскоре, увидев его эффективность, многие не замедлили принять этот путь.

В течение 10 лет к Баал-Шем-Тову являлся святой Ахъя-аШелейни, учитель пророка Элийоу, и передавал ему тайное знание до тех пор, пока Баал-Шем-Тову не наступило время раскрыться и основать движение, получившее имя хасидизма. Это произошло 18 элула 1734 года в тот день, когда БеШТу исполнилось 36 лет. В тот день БеШТ раскрылся в полноте своего величия и осветил мир, готовя его к приходу праведного избавителя - Мошиаха.

В одном из своих объяснений Любавический ребе говорит: Баал-Шем-Тов (и его Тора) - выше, чем Ари ЗаЛ (автор направления в каббале, на котором основывается учение Баал-Шем-Това). Известно, что учителем Ари ЗаЛя был являвшийся к нему пророк Элийоу, учителем которого, в свою очередь, был Ахья-аШелейни - учитель Баал-Шем-Това. Таким образом, БеШТ получил знание тайной Торы с более высокой ступени ее передачи, и это означает, что принадлежащее ему раскрытие Торы - раскрытие более высокой ступени во внутренней Торе, нежели даже каббала Ари ЗаЛя.

 

***

В чем же заключалось то новое, что совершил Баал Шем-Тов раскрытием своего учения? Он сообщил евреям, что все - это лишь Б-жественность, а Б-жественность - все. Он показал им Б-жественность, заключенную в колыхании травинки на ветру или в рыночном торговце. Он подчеркнул, что еврейство в равной степени является достоянием и простого еврея, и мудреца, что именно в простом еврее душа светит в своей сущностной чистоте. И это проявляется в непорочности, простоте, принятии того, к чему обязывает воля Б-га безо всякого расчета, способность к самопожертвованию во имя Торы и заповедей, даже без обладания их глубоким пониманием. Всем, слышавшим его, БеШТ подарил безграничность Торы - раскрытие того, что в каждой детали ее есть внутреннее содержание, в котором можно раскрыть еще более внутренние аспекты, и так - до бесконечности.

Раскрытие Торы хасидизма Баал-Шем-Товом было чудесным Б-жественным раскрытием, прорвавшим преграду между внутренним, сущностью, и внешним, выведшим глубинное наружу.

 

 

***

Через два поколения после Баал-Шем-Това мир осветила новая звезда - появился человек, которому было суждено шагнуть еще дальше в раскрытии внутренней Торы, совершить первый и, может быть, главный шаг, выводящий еврейский народ на прямую, в конце которой уже брезжит сегодня свет Мошиаха. Им был ученик ученика БеШТа, Мезерического Магида, человек, не имевший кровного родства с БеШТом, но называвший его дедом - Алтер ребе.

В чем же заключался этот шаг? Что принесла нам Тора Алтер ребе? Чем отличается она от Торы его святого учителя - Баал Шем- Това?

Баал Шем-Тов показал евреям Б-жественность, но не объяснил, каким образом она пронизывает мироздание, не выразил это доводами разума.

Душа еврея не нуждается в доказательствах существования Б-га и объяснениях того, что Он из себя представляет. Для нее, которая сама - Б-жественность, доводы разума - ничто. Так, когда еврей отдает свою жизнь за веру, этот поступок он совершает не на основе решения, принятого разумом и одетого в чувства. В нем говорит Сущность, перед которой все остальное - замолкает. Баал-Шем-Тов вывел на поверхность существования еврея Сущность б-жественной души, и разум и эмоции подчинились ей. Под воздействием раскрытий, совершенных БеШТом, еврей получил возможность служить Творцу всеми силами души, однако сами "внешние" [по отношению к Сущности] силы души - разум и эмоции - участвовали в этом Служении, будучи растворены, поглощены Сущностью. Б-жественность не могла спуститься в понимание разума и глубину эмоций и изменить их. Разум и эмоции подчинились сущности, но остались сами собой.

Алтер ребе показал евреям, как внедрить раскрытие Сущности Б-жественности внутрь сил души. Его учение давало путь к тому, чтобы сам разум осмыслил, понял Б-жественность, сами чувства возбуждались ею, в той же и бесконечно большей степени, как они возбуждаются под влиянием мыслей о деньгах и славе... В этом и есть принципиально новое, раскрытое Алтер ребе: "БеШТ показал "ЧТО". Алтер ребе показал "КАК".

Подобное не является одним, наряду со многими другими, раскрытием Торы, сделанным на основе разума. Только раскрытие, черпающее свой источник в Сущности Б-жественности, находящейся выше всяких ограничений, в силах раскрыть Б-жественность в самой глубине человека, пронизать его Б-жественностью целиком, начиная от самых высоких и кончая самыми низкими сферами человеческого существования. Внести внутрь Творения Сущность Все-вышнего. Добиться того, чтобы материальность еврея и материальность мира постигли и почувствовали, что "Нет места свободного от Него" и "Нет ничего, кроме Него".

    Однажды Алтер ребе задали вопрос: - Что творится у хасидов в отношении изучения Торы? - У женатых хасидов есть установленные уроки по изучению Торы, - ответил Алтер ребе. - Ну, так и у тех, кто не является хасидом, точно так же! - удивились те, кто задал вопрос. - Да, действительно, - ответил ребе, - единственная разница заключается в том, что у хасидов уроки установлены не только по времени, но и в сердце.

 

***

От рождения еврей наделен чистой верой в Б-га, и достоинство этой веры трудно переоценить. Но "...и вор...молится Все-вышнему, о том, чтобы его не поймали", - говорит Талмуд. - Не от рождения вера получает способность проявиться в жизни еврея, изменить его существование, определять все его поступки, речи, мысли. Это дается трудом. Хасидизм Хабад подчеркивает обязанность человека работать над собой, через тяжелый труд прийти к тому, чтобы разум постиг величие Все-вышнего и заставил чувство стремиться к Б-жественности.

Совсем не просто прийти к постижению Б-жественности. Тем более непросто достигнуть состояния, когда ради Нее человек был бы готов отказаться от всего на свете. Только изнурительным трудом добившись от себя способности к размышлению о величии Все-вышнего, еврей способен, в результате, прийти к такому состоянию, когда все аспекты его души, начиная от сущности души и заканчивая силами материального действия, признают и почувствуют, что Все-вышний - действительно Один, и нет никого и ничего, кроме Него.

И это путь хасидизма Хабад, которым следуют уже в течение двухсот лет миллионы хасидов и открытием которого мы обязаны Алтер ребе. Это и есть тот единственный инструмент, с помощью которого можно ускорить раскрытие праведного Мошиаха, с чьим именем связано обещание Все-вышнего: "Новая Тора выйдет от Меня" - Тора Мошиаха.

В том и заключается величие Торы хасидизма Хабад, что она смогла, взяв источники Торы Баал-Шем-Това, распространить их наружу, соединив несоединимое - тайное Б-жественное знание и человеческий разум, Б-жественную сущность и повседневные дела, - самый "верх" и самый "низ", проложив, тем самым, путь для Б-жественных раскрытий прихода Мошиаха, Избавления еврейского народа из Изгнания, построения третьего Иерусалимского Храма и воскрешения из мертвых.

Из сихот Любавического Ребе:

Идея беседы сводится к тому, что хасидизм – это часть той самой мудрости полученной более 3 тысяч лет назад на горе Синай, Моше Рабейну, а также изучение и распространение хасидизма сегодня оживляет мир и приближает освобождение.

- 1 -

У всех времен и периодов есть собственные идеи. Про шесть дней Творения говорится в книге "Зоар": "Каждый день делал работу Свою". - Каждый день создавались творения, обладающие связью именно с данным днем. Рамбан говорит о "шести тысячах лет существования мира", о том, что они соответствуют шести дням Творения, а Мителлер ребе [второй любавический ребе, ребе Дов-Бер] объясняет эту связь:

Первая тысяча лет соответствует первому дню. - Подобно тому, как в первый день был сотворен свет, идеей которого является хесед (доброта, стремление к распространению, расширению), так и люди, жившие в первом тысячелетии "получали питание по милости Святого, благословен Он", - то, что им необходимо, Всевышний давал, не считаясь с духовным состоянием жителей тех поколений.

Вторая тысяча лет соответствует второму дню. - Подобно тому, как на второй день были, как известно, сотворены вещи, связанные с качеством "гвура" (суда, силы, сжатия), так во втором тысячелетии свершился потоп, и это же тысячелетие стало началом недобрых вещей.

Третье тысячелетие соответствует третьему дню, определяя качество которого, Все-вышний дважды говорит: "Ибо хорош". - В третьем тысячелетии произошло дарование Торы, а про Тору сказано: "Хороша для Небес и хороша для творений". Тора объединяет Б-жественность и творения, что является абсолютным добром. То же имеет отношение к остальным тысячелетиям, каждое из которых соответствует одному из шести дней Творения.

- 2 -

Для того чтобы идеи каждого периода осуществлялись в подходящее для них время, необходимо, чтобы сперва она выразилась в идеях Торы, поскольку каждая вещь для того, чтобы обладать способностью проявиться в мире, должна сперва обладать корнем в Торе, как сказано: "Смотрел в Тору и творил мир".

Это станет также понятным через рассуждения о временах Изгнания и разрушения. Во времена первого Храма "луна существовала в полноте" - это было время полного раскрытия Б-жественности. После этого, во времена второго Храма раскрытие Б-жественности стало обладать изъяном. Вслед за этим произошло разрушение и второго Храма, (пусть третий Храм будет построен вскоре в наши дни), - и в мире свершилось великое сокрытие Б-жественности. - Все сокрытия в мире связаны с сокрытиями, произошедшими в Торе.

- 3 -

Первоначально, Тора находилась в полном раскрытии, без каких бы то ни было сокрытий. Не существовало никаких сомнений и разногласий. Если в отношении какого-либо вопроса Торы появлялось расхождение во мнениях, - "не сходили с места" до тех пор, пока не разрешали это противоречие по большинству мнений.

Между Шаммаем и Илеллем существовало всего три расхождения во мнениях. Основные разногласия начались между их учениками - "ДОМОМ Шаммая" и "ДОМОМ Иллеля". После этого наступило еще большее сокрытие в Торе, поскольку "уменьшились сердца" и раби Йехуда Анаси написал Мишну.

Вплоть до того, что начался период Геморы, и "В темноте посадил ты меня - это Вавилонский Талмуд", когда, по причине сокрытия света, начался период множества кушиет [противоречий], и иногда многие из них оставались противоречиями: "тийувтой [сильное противоречие]" и "тейку [противоречием, которое разрешит лишь пророк Элийогу, когда придет возвестить о приходе Мошиаха]".

При всем том, и тогда не было тьмы "умноженной и еще раз умноженной", которая наступила в мире после завершения составления Талмуда.

Известно, что до Равино и рав Аши все мудрецы имели смиху каждый от предыдущего вплоть до Мейше-рабейну. На них, Равино и Рав-Аши, это закончилось.

В соответствии с типом и порядком сокрытий в Торе, происходило изменение в общем поведении мира, - каждая вещь - в ее время, как говорилось выше. Все это определяясь процессом спускания, падения.

- 4 -

С началом приближения времен Освобождения, подобно тому, как сокрытия Изгнания начались с сокрытий в Торе, так раскрытие света Освобождения начинается с раскрытия Торы [...] Ари Залем и предшествующими ему, то есть с раскрытия мудрости Кабболы - тайной Торы.

Первоначально порядок был таков, что: "Не толкуют маасе меркава... (не объясняют устройство колесницы, виденной пророком Иехезкелем, - не толкуют устройство высших миров)".

Во времена Ари Заля "эту мудрость" начали раскрывать, и по мере времени, это раскрытие нарастало вплоть до того, что Баал Шем-Тов начал раскрывать Тору хасидизма, а позже Алтер ребе основал Тору хасидизма Хабад (он привел вышеупомянутые идеи в понимание и постижение так, что появилась возможность осмыслять их не только разумом Б-жественной души, но даже разумом души животной).

- 5 -

Главное в этом последнем из упомянутых раскрытии началось 19 Кислев.

Известна разница между майморим хасидизма, произнесенными Алтер ребе до заключения в Петербурге, и майморим, которые он начал раскрывать после Петербурга: Майморим "предшествующие Петербургу" были "горящими как огонь, вечно поднимающийся вверх, уносящимися из мира". Майморим же, произнесенные ребе после заключения в Петербурге были более связаны с миром, в большей мере одевались в человеческий разум.

Посему ныне главной работой является занятие тем, о чем сказано: "распространятся источники твои - источники Хасидизма - наружу", а за счет этого приблизится раскрытие в мире времен Освобождения полного и истинного, вскоре, в наши дни, омейн!.

 

***

Все известно, как все было… В 5559 (1797) году под конвоем, какого заслуживал опасный преступник, в Петропавловскую крепость был доставлен раввин. Доносом ему вменялись в вину все основные смертные грехи, вплоть до подрыва государственного устройства России. Раввин, подрывающий устои Империи…

Лучше начать чуть раньше… Шестого Сивана 2448 года от сотворения мира евреи получали от Все-вышнего Тору.

Когда-то ребе Моараш сказал, что шуршащий под ногами осенний листок переворачивается под дуновением ветра с одной стороны на другую с предопределенной ему целью. Тайный смысл слов Торы не был игрушкой, забавным факультативом, подаренным Б-гом для развлечения мудрецам. Сама Тора, Тора от слова "гораа (наставление)", - не столько книга, сколько инструмент, с помощью которого евреям дано воздействовать на мир, привлекать в него Б-жественность - отблеск промелькнувшего когда-то у горы Синай, толкнуть мир к раскрытию сущности Все-вышнего - временам Мошиаха. Знание, скрывающееся под простыми словами Торы, - острая грань этого инструмента, яркий свет, тысячи лет ожидавший своего часа для того, чтобы быть использованным по назначению - осветить мир Б-жественностью.

Рабби Шимон бар-Йохаи, составитель основополагающей книги по каббале - "Зоар", Ари ЗаЛ, рабби Хаим Виталь, Баал Шем из Замощи начали раскрытие тайной Торы. Однако прошло немало лет прежде, чем появился человек, который смог показать, как она может стать основой служения, как по-прежнему являющееся достоянием немногих знание способно воплотиться не только в изучении Торы и выполнении заповедей, но и в повседневной жизни еврея. Таким человеком стал последователь основателя хасидизма БеШТа - Алтер ребе, он же рабби Шнеур-Залман из Ляд, принявший руководство хасидизмом после Мезерического Магида.

Его-то и везли в сопровождении конвоя в Петропавловку. И человек, издавший книгу, в силах которой было разрушить стены галута и смести с лица Земли любую царскую власть, кроме власти Все- вышнего, заслуживал конвоя. Значит, не так уж глупы были составители доноса.

Через два года после издания книги "Танья", получившей название письменной Торы, Алтер ребе был заключен в Петропавловскую крепость. Нелепые обвинения в шпионаже, денежной поддержке врага России Турции и распространении среди еврейской молодежи антимонархических воззрений - внешний и не имеющий отношения к делу антураж. По дороге в Петербург и позже, находясь в одиночной камере Петропавловки, ежедневно вызываемый на многочасовые допросы ребе думал о том, какие духовные закономерности были подлинной причиной его заключения.

Ждать ответа пришлось недолго. В камеру ребе явились его учителя БеШТ и Мезерический Магид с известием о том, что произошедшее - следствие обвинения, вынесенного свыше за то, что слишком большие и высокие тайны Алтер ребе раскрыл еврейскому народу, слишком сильное оружие против зла вложил ему в руки.

- Что же делать теперь? Прекратить начатое и повернуть вспять? - Следует не только не останавливаться на достигнутом, но больше и больше раскрывать знание, которым ты обладаешь, - ответили учителя. 19 Кислева полностью оправданный Алтер ребе вышел на свободу. История с заключением в Петропавловке привела к открытому им пути в Служении Все-вышнему тысячи новых хасидов.

Все началось с 19 Кислева - Новый Год хасидизма...

Алтер ребе, ребе аЭмцои, ребе "Цемах-Цедек", ребе Моараш, ребе Рашаб, ребе Раяц. Шесть поколений работы по раскрытию и распространению внутренней Торы, очищению мира и превращению его в сосуд, способный вместить в себя раскрытие Мошиаха.

Седьмое поколение, в котором количество должно перейти в качество, - мы с Вами. Семь поколений отделяют нашего отца Авраама, одного посреди целого поколения постигшего Все-вышнего, от Мейше- рабейну, получившего от Все-вышнего Тору. Это начало пути. Семью поколениями Любавических ребе завершается история изгнаний, продолжавшихся почти 2000 лет. Семь поколений разделяют Алтер ребе - человека, впервые показавшего, как может еврей наполнить себя Б-жественностью так, чтобы ни для чего другого не осталось места, и Мошиаха, нашего Любавического ребе, который построит Храм и соберет евреев в земле Израиля.

  В своей книге "Танья" (в конце 39 главы) Алтер ребе пишет, что каждый еврей "обязательно, в конце концов, совершит тшуву (вернется ко Все-вышнему), - в этом воплощении его души в материальное тело или в следующем, - поскольку сказано: "Никого не отторгнет Он от себя бесповоротно"". Один из преподавателей хасидизма в ешиве "Томхей- Тмимим" давал своим ученикам регулярный урок по книге "Танья". Когда он доходил до этого места, он произносил голосом, дрожащим от подступивших слез: - Ребятки! Ведь каждый еврей в конце концов обязательно совершит тшуву! Если так, зачем же это откладывать?! Надо делать тшуву сейчас же, без промедления!

Заключение

Известно, отношение к Алтер Ребе в Петропавловке было особым. Очень скоро чиновники, занимавшиеся расследованием, поняли, что имеют дело с незаурядным человеком. Понимание Ребе устройства мироздания, взгляд на происходящие события, сила его внутренней позиции производили впечатление.

В протоколах допросов Ребе содержатся вопросы, которые, кажется, не всегда связаны с выяснением истинности обвинений, содержащихся в доносе. Создается впечатление, что подчас следователю просто хотелось узнать, как смотрит на те или иные понятия еврейский праведник, что он знает о достижениях науки, как оценивает политическую обстановку в мире. Представители высшего петербургского общества искали встречи с Ребе в его камере в Петропавловке. Некоторые вопросы, заданные ему, известны, об остальных остается только догадываться…



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: