ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ГЛОБАЛЬНОЕ СОПОСТАВЛЕНИЕ И РЕГИОНАЛЬНАЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ




RESEARCH OF THE LEVEL OF INNOVATIVE DEVELOPMENT OF THE RUSSIAN FEDERATION: GLOBAL COMPARISON AND REGIONAL DIFFERENTIATION

 

 

В работе затронут актуальный вопрос измерения уровня инновационного развития Российской Федерации, как в глобальном международном масштабе, так и внутри страны. Проведен обзор структуры определения глобального инновационного индекса и описано положение России в рейтинге стран. Исследованы различные методики определения уровня инновационного развития регионов нашей страны, посредством которых выявлены сложившиеся закономерности функционирования современной отечественной экономики.

Ключевые слова: инновации, инновационное развитие, инновационная деятельность, рейтинг инновационного развития, региональная экономика, развитие регионов

The paper deals with the actual issue of measuring the level of innovative development of the Russian Federation, both on a global international scale and within the country. The structure of the definition of the global innovation index is reviewed and Russia's position in the ranking of countries is described. Various methods of determining the level of innovative development of the regions of our country are studied, through which the established patterns of functioning of the modern domestic economy are revealed.

Keywords: innovation, innovation development, innovation activity, innovation development rating, regional economy, regional development

Сегодня перед мировым сообществом стоит множество жизненно важных вопросов, решение которых позволит достичь определенного прогресса в достижении благополучия граждан и повышении качества их жизни [1]. Вместе с тем, особого внимания заслуживает гармоничное развитие и взаимодействие технических и социальных систем [2]. Современные тенденции функционирования социально-экономических систем в условиях шестого технологического уклада обусловлены необходимостью грамотного применения достижений науки и техники, цифровых технологий и инновационных продуктов в различных сферах экономической деятельности для достижения стратегических целей, поставленных перед государством [3,4]. Таким образом, инновационное развитие национальной экономики является важнейшей задачей для государства, как в вопросах достижения внешних (глобальных) индикаторов, так и определенных метрик внутренней экономики.

Современной научное и профессиональное сообщество активно занимается определением уровня инновационного развития различных государств, регионов, городов. Ежегодно подводятся итоги общемировых тенденций инновационного развития посредством составления рейтинга стран с помощью вычисления «Глобального инновационного индекса» («Global Innovation Index»), разработанного Корнельским университетом (США), Школой бизнеса INSEAD (Франция) и Всемирной организации интеллектуальной собственности. В основе индекса лежит анализ 80 показателей, объединенных в 2 субиндекса: ресурсы инноваций и результат инноваций. Отношение данных субиндексов формирует коэффициент эффективности. Среднее значение субиндексов образует итоговый показатель глобального инновационного индекса (ГИИ). В общем виде структура ГИИ представлена на рисунке 1 (составлен на основе данных [1]).

Институциональная инфраструктура должна быть направлена на обеспечение защиты и создание условий результативного развития инноваций, формируя гибкое законодательство и механизмы стимулирования. Уровень образования и научно-исследовательской деятельности в экономике являются основными детерминантами инновационного потенциала страны [1], таким образом значительная часть бюджета государств должна быть направлена на развитие человеческого капитала, именно граждане являются носителями труда, как физического, так и интеллектуального, во многом определяя уровень конкурентоспособности и инновационной активности государства. Коммуникационная, транспортная и энергетическая инфраструктура способствует производству и обмену идеями, услугами и товарами и питает инновационную систему за счет повышения производительности и эффективности, снижения трансакционных издержек, улучшения доступа к рынкам и устойчивого роста [1]. Без сомнений уровень развитости банковской системы, доступность кредитов и инвестиционный климат прямым образом влияют на инновационную среду, характеризующуюся высокими рисками и требующую значительного объема финансирования. Завершающий показатель первого субиндекса во многом коррелируется с показателем «человеческий капитал и наука».

 

 

Рис. 1. Структура глобального инновационного индекса

 

Второй субиндекс характеризуется агрегированием информации, которая характеризует результаты инновационной деятельности, а именно количество заявок на патенты и полезные модели, количество научных статей, количество рабочей силы, занятой в высокотехнологичных сферах, создание творческих цифровых продуктов и т.д.

В 2020 году составление рейтинга инновационного развития стран произошло уже в 13-й раз. Лидирующие позиции заняли Швейцария, Швеция и США. Российская Федерация оказалась на 47 строчке из 131 представленных стран. Динамика позиций РФ в рейтинге ГИИ представлена в таблице 1 (составлена на основе данных [2].)

Таблица 1

Динамика позиций России в ГИИ (2015-2020 гг)

 

Год            
ГИИ            
Ресурсы инноваций            
Результаты инноваций            
Количество исследуемых стран            

Изучив значения показателей таблицы 1 можно сделать вывод о том, что в течение последних пяти лет наша страна демонстрирует стабильно средние показатели в настоящем рейтинге.

Рис. 2. Позиции РФ в ГИИ по элементам инновационного индекса [2]

Согласно данным [2] человеческий капитал и наука, а также уровень развития бизнеса характеризую сильные составляющие значения показателя ГИИ в РФ. Институциональная среда и инфраструктура имеют сравнительно низкие значения в данном вопросе.

Для более детального выявления факторов, отрицательно сказывающихся на инновационном развитии РФ, обратимся к данным отчета, подготовленного Высшей школой экономики [3].

Рис. 3. Рейтинг факторов, препятствующих инновациям [3]

В числе факторов, которые препятствуют инновациям выделяются такие закономерности, как недостаток собственных денежных средств, недостаток финансовой поддержки со стороны государства, высокая стоимость нововведений, высокий экономический риск, низкий инновационный потенциал организаций и др.

Перейдем от глобального уровня оценки инновационного развития страны в целом к внутренним региональным особенностям данного вопроса. Высшей школой экономики разработан так называемый «Рейтинг инновационного развития субъектов Российской Федерации», который формируется путем определения «Российского регионального инновационного индекса». Структура индекса включает в себя сравнение субъектов страны по пяти укрупненным метрикам:

1. Социально-экономические условия инновационной деятельности

- Основные макроэкономические показатели;

- Образовательный потенциал населения;

- Потенциал цифровизации.

2. Научно-технический потенциал

- Финансирование научных исследований и разработок;

- Кадры науки;

- Результативность научных исследований и разработок.

3. Инновационная деятельность

- Активность в сфере технологических и нетехнологических инноваций;

- Малый инновационный бизнес;

- Затраты на технологические инновации;

- Результативность инновационной деятельности.

4. Экспортная активность

- Экспорт товаров и услуг;

- Экспорт знаний.

5. Качество инновационной политики

- Нормативная правовая база инновационной политики;

- Организационное обеспечение инновационной политики;

- Бюджетные затраты на науку и инновации;

- Участие в федеральной научно-технической и инновационной политике.

В 2020 году оценка регионов в соответствии с данным индексом была проведена уже в шестой раз, оценивались данный по состоянию на 2017 год. Наибольшее значение в рейтинге оказалось у Москвы (0,58), наименьшее у Чукотского автономного округа (0,12). В совокупности регионы страны были разделены на 4 группы. Лидирующей группой стали 8 субъектов, в числе которых Москва, Татарстан, Санкт-Петербург, Томская область, Нижегородская область, Московская область, Свердловская область и Новосибирская область. Вторая группа представлена 42 регионами, которые отстают от первой группы на 20%-40% в значении индекса. Еще 29 субъектов страны составляют третью группу с отставанием от лидеров на 40%-60%. Завершающая категория оставшихся шести регионов РФ демонстрирует в более чем 60%. Таким образом, в соответствии с отчетом, представленным ВШЭ, более половины субъектов уступают Москве в инновационном развитии [3].

Интересным представляется опыт формирования «Ассоциацией Инновационных регионов России» и Министерства экономического развития рейтинга «Инновационных регионов России» [4]. В основе методики определения инновационной составляющей развития субъектов РФ лежат 29 индикаторов, объединенных в 4 категории:

1. научные исследования и разработки;

2. инновационная деятельность;

3. социально-экономические условия инновационной деятельности;

4. инновационная активность региона [4].

При формировании данного рейтинга в 2018 году были обозначены 5 групп регионов: «сильные инноваторы», «средне-сильные инноваторы», «средние инноваторы», «средне-слабые инооваторы», «слабые инноваторы». «Сильные инноваторы» представлены восьмью субъектами: Санкт-Петербург, Татарстан, Москва, Томская область, Московская область, Новосибирская область, Калужская область, Нижегородская область. Стоит отметить, что 7 из 8 представленных регионов также занимают лидирующие позиции и в описанном ранее в настоящем исследовании рейтинге.

Рис. 4. Распределение субъектов РФ по группам рейтинга «Инновационных регионов России» [5]

Распределение субъектов по группам инновационного развития представлено на рисунке 4. Подчеркнем, что доля «средне-слабых инноваторов» и «слабых инноваторов» составляет 37,6% в общем объеме регионов, что является весьма высоким показателем, характеризующим отставание данных регионов в контексте инновационного развития.

Рассмотрим еще один рейтинг, характеризующий инновационное развитие регионов нашей страны под названием «Инновационный бизнес в регионах». Настоящий рейтинг составлен Российской академией народного хозяйства и государственной службы совместно с «Ассоциацией Инновационных регионов России». Структура рейтинга представлена на рисунке 5.

Рис. 5. Структура рейтинга «Инновационный бизнес в регионах» [6]

Как отмечено в отчете о результатах формирования данного рейтинга, его уникальность заключается в том, что в нем применяются абсолютные значения ресурсной обеспеченности и результатов деятельности высокотехнологичных компаний. Соответственно, рейтинг не предполагает ранжирование регионов от «хороших» к «плохим» либо от «развитых» к «развивающимся», а лишь показывает, какая доля российских ресурсов (и результатов) сконцентрирована в том или ином регионе. Таким образом, позволяя сделать вывод о потенциальных точках несырьевого роста экономики [6].

Рис. 6. Результаты рейтинга «Инновационный бизнес в регионах» [6]

На основании данных, представленных на рисунке 6, можно резюмировать о том, что 28,7% ресурсов развития инновационных организаций находится в Москве, 5,8% приходится на Санкт-Петербург, Московская область, Татарстан, Нижегородская область традиционно занимают лидирующие позиции, хоть и с значительно меньшими показателями. В соответствии с настоящим рейтингом другие субъекты РФ обладают крайне малыми объемами ресурсов.

Подводя итог проведенного в исследовании анализа ряда рейтингов, связанных с определение уровня инновационного развития субъектов РФ, можно сделать вывод о том, что основная часть инновационного потенциала страны сосредоточена в лишь в нескольких регионах, инновационно развитие происходит неравномерно. Для преодоления столь существенного «инновационного неравенства» могут быть сформированы следующие направления развития инновационной политика страны:

1. Пристальное исследование социально-экономических особенностей и инновационного потенциала тех или иных регионов с целью выявления условий и возможностей для наиболее благоприятного и экономически эффективного развития конкретных рынков инноваций, присущих данным субъектам.

2. Пересмотр структуры бюджетов и объемов финансирования научно-исследовательской и инновационной деятельности в разрезе регионов.

3. Формирование межрегионального сотрудничества в вопросах инноваций на уровне правительственных структур, научного сообщества и представителей технологического предпринимательства.

4. Разработка мер прямого и косвенного государственного регулирования инновационной деятельности, позволяющих обеспечить стимулирование инновационной деятельности определенных регионов.

На взгляд авторов именно гармоничное инновационное функционирование субъектов РФ позволит сформировать синергетический эффект, направленный не только на пропорциональное развитие регионов и различных видов экономической деятельности, но и положительно отразиться на достижении Россией общемировых показателей, характеризующих инновационную деятельность.

Литература

1. Гераськина И.Н., Цветков Ю.А. Некоторые аспекты управления энтропийными процессами в региональной экономике // Вестник НИИ гуманитарных наук при Правительстве Республики Мордовия. 2020. № 3 (55). С. 147-154.

2. Цветков Ю.А. Цифровые технологии и общество в концепции умного города // В сборнике: ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА: СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ЦЕЛИ И ПЕРСПЕКТИВЫВ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ. материалы XXVII ежегодной научно-практической конференции. Северо-Западный институт управления РАНХиГС при Президенте РФ. 2019. С. 121-125.

3. Асаул В.В., Кощеев В.А., Цветков Ю.А. Оценка конкурентоспособности организаций в условиях цифровой экономики // Вопросы инновационной экономики. 2020. Т. 10. № 1. С. 533-548.

4. Цветков Ю.А. Государственное регулирование инновационной деятельности в строительстве // В сборнике: Проблемы и перспективы развития научно-технологического пространства. Материалы III Международной научной интернет-конференции. В 2-х частях. 2019. С. 143-150.

5. Global innovation index URL: https://www.globalinnovationindex.org/gii-2020-report# (дата обращения: 12.02.2021)

6. Глобальный инновационный индекс – 2020 URL: https://issek.hse.ru/news/396120793.html (дата обращения: 12.02.2021)

7. Рейтинг инновационного развития субъектов Российской Федерации URL: https://www.hse.ru/primarydata/rir (дата обращения: 12.02.2021)

8. Рейтинг инновационных регионов России. URL:

https://i-regions.org/reiting/rejting-innovatsionnogo-razvitiya/ (дата обращения: 12.02.2021)

9. Рейтинг инновационных регионов России URL: https://4science.ru/articles/Reiting-innovacionnih-regionov-Rossii (дата обращения: 12.02.2021).

10. Рейтинг инновационный бизнес в регионах России https://duma.tomsk.ru/upload/files/Rejting_Innovacionnyj_biznes_v_regionakh_Rossii.pdf (дата обращения: 12.02.2021).

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-06-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: