Глава 1 Информационные технологии в образовании




Методика решения математических задач с применением компьютерных технологий

Уровень высшего образования магистратура

Направление подготовки 44.04.01 Педагогическое образование

Направленность (профиль) Преподавание математики в средних и высших учебных заведениях

Выполнил

обучающийся гр. 3675 Фамилия Имя Отчество

 

Научный руководитель

канд. физ.-мат. наук Бельман Светлана Александровна

 

Рецензент:

канд. пед. наук Шуйцев Александр Михайлович

 

Рязань, 2019

 

Содержание

Введение ……………………………………………………………………  
Глава 1 Информационные технологии в образовании………………….  
1.1 Роль информационных технологий в образовательном процессе…  
1.2 Информационные технологии на уроках математики………………  
1.3 Применение информационно - коммуникационной образовательной среды в преподавании математики………………………………………..  
1.4 Классификация информационно-коммуникационных технологий…  
Глава 2 Методические рекомендации по применению информационно компьютерных технологий на уроках математики………………………  
2.1 Особенности применения информационно-компьютерных технологий на уроках математики………………………………………..  
2.2 Здоровье сберегающие технологии применения информационно-компьютерных технологий………………………………………………….  
2.3 Оценка эффективности использования информационных технологий в преподавании математики…………………………………..  
2.4 Примеры применения информационных технологий в школе………  
Глава 3 Применение компьютерных технологий на уроках математики 5 класса……………………………………………………………………….  
3.1 Анализ учебника «Математика 5 класс» А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир………………………………………………………  
3.2 Элементы применения компьютерных технологий на уроках математики………………………………………………………………….  
3.3 Возможности применения программы Learning Apps.org на уроках математики 5 класса…………………………………………………………  
Заключение ………………………………………………………………….  
Список использованной литературы……………………………………….  

Введение

В настоящее время наблюдается все большее увеличение влияния медиа-технологий на человека. Особенно это сильно действует на ученика, который с большим удовольствием посмотрит телевизор, чем прочитает книгу. Мощный поток новой информации, рекламы, применение компьютерных технологий на телевидении, распространение игровых приставок, электронных игрушек и компьютеров оказывают большое внимание на воспитание ребенка и его восприятие окружающего мира. Ранее информацию по любой теме ученик мог получить по разным каналам: учебник, справочная литература, лекция учителя, конспект урока.

Сегодня, учитывая современные реалии, учитель должен вносить в учебный процесс новые методы подачи информации. Возникает вопрос, зачем это нужно. Мозг ученика, настроенный на получение знаний в форме развлекательных программ по телевидению, гораздо легче воспримет предложенную на уроке информацию с помощью медиа средств.

Необходимо научить каждого ученика за короткий промежуток времени осваивать, преобразовывать и использовать в практической деятельности огромные массивы информации. Очень важно организовать процесс обучения так, чтобы он активно, с интересом и увлечением работал на уроке, видел плоды своего труда и мог их оценить.

Помочь учителю в решении этой непростой задачи может сочетание традиционных методов обучения и современных информационных технологий, в том числе и компьютерных. Ведь использование компьютера на уроке позволяет сделать процесс обучения мобильным, строго дифференцированным и индивидуальным.

Сочетая в себе возможности телевизора, видеомагнитофона, книги, калькулятора, современный компьютер является для ученика равноправным партнером, способным очень тонко реагировать на его действия и запросы, которого ему так порой не хватает. С другой стороны, этот метод обучения весьма привлекателен и для учителей: помогает им лучше оценить способности и знания ученика, понять его, побуждает искать новые, нетрадиционные формы и методы обучения.

Конечные цели информатизации образования - обеспечение качественно новой модели подготовки будущих членов информационного общества, для которых активное овладение знаниями, гибкое изменение своих функций в труде, способность к человеческой коммуникации, творческое мышление и планетарное сознание станут жизненной необходимостью. Такое глубинное влияние на цели обучения опирается на потенциальные возможности компьютера как средства познавательно-исследовательской деятельности, средства, обеспечивающего личностно-ориентированный подход к обучению, способствующего развитию индивидуальных способностей обучаемых как в гуманитарных, так и в точных науках.

Бурное развитие средств телекоммуникации и информационных технологий, формирование мирового информационного пространства предъявляет новые требования к современному обществу и его важнейшего института – системы образования.

Одним из приоритетных направлений информатизации общества является процесс информатизации образования, который предполагает широкое использование информационных технологий обучения.

В настоящее время компьютеры и интернет стали максимально доступны большинству населения в различных регионах России, что позволяет внедрять разрабатываемые информационные технологии обучения в образовательный процесс, совершенствуя и модернизируя его, улучшая качество знаний, повышая мотивацию к обучению, максимально используя принцип индивидуализации обучения. Информационные технологии обучения являются необходимым инструментом на данном этапе информатизации образования.

Информационные технологии не только облегчают доступ к информации и открывают возможности вариативности учебной деятельности, ее индивидуализации и дифференциации, но и позволяют по-новому организовать взаимодействие всех субъектов обучения, построить образовательную систему, в которой ученик был бы активным и равноправным участником образовательной деятельности.

Формирование новых информационных технологий в рамках предметных уроков стимулируют потребность в создании новых программно-методических комплексов направленных на качественное повышение эффективности урока. Поэтому, для успешного и целенаправленного использования в учебном процессе средств информационных технологий, преподаватели должны знать общее описание принципов функционирования и дидактические возможности программно прикладных средств, а затем, исходя из своего опыта и рекомендаций, "встраивать" их в учебный процесс.

Изучение математики в настоящее время сопряжено с целым рядом особенностей, если не сказать трудностей развития школьного образования в нашей стране. Роль математики как учебного предмета чрезвычайно велика в плане формирования мировоззрения и творческого мышления учащихся не только в области естествознания, но и в самом общем смысле. Знания, твердые основы которых формируются при изучении математики в школе, должны быть максимально приближены к реальной жизни и повседневной практике. Изучение математики должно осуществляться так, чтобы учащиеся видели науку в постоянном историческом развитии и, желая изучать ее, испытывали удовлетворение и радость от процесса познания.

Изменения, происходящие сегодня в современном обществе, в значительной степени определяют особенности и необходимость внесения изменений в деятельность педагога. В современных условиях, в образовательной деятельности важна ориентация на развитие познавательной самостоятельности учащихся, формирование умений исследовательской деятельности, индивидуализация целей образования.

Для решения проблемы повышения качества знаний учащихся, развития их творческих способностей, нужно использовать информационные технологии.

Использование ИКТ, мультимедиа в обучении позволяет ученикам не только смотреть и слушать, но и активно участвовать в процессе получения знаний.

Согласно психологическим исследованиям у детей преобладает образное мышление, повышенная способность узнавания и точность запечатления увиденного. Это является прекрасным условием для внедрения ИКТ в образовательный процесс, в том числе на уроках математики и позволяет от образного мышления перейти к логическому, используя принцип наглядности.

Внедрение ИКТ в обучении позволяет сократить разрыв в ценностных ориентациях разных поколений, в частности, между учителем и учеником.

Цель исследования: выяснить возможности использования ИКТ в учебном процессе на уроках математики, с целью повышения качества знаний, умений и навыков учащихся.

Объект исследования является преподавание математики в 5-6 классах.

Предметом исследования является использование ИКТ на уроках математики в 5-6 классах.

Гипотеза исследования: Внедрение компьютерных технологий на уроках математики создаст предпосылки для интенсификации образовательного процесса, будет способствовать раскрытию, сохранению и развитию личностных качеств обучаемых.

В соответствии с поставленной целью и избранной гипотезой решаются следующие задачи:

· Изучить существующий опыт использования ИКТ на уроках математики.

· Повысить уровень познавательных способностей учащихся через использование ИКТ.

· Повысить интерес и мотивацию учащихся к математике с помощью ИКТ.

· Изучить использование видеоуроков, презентаций на различных этапах урока, тестов, самостоятельных работ.

· Определить роль и влияние ИКТ на формирование знаний, умений и навыков учащихся по математике в 5-6 классах.

· Повысить эстетическую привлекательность урока.

При выполнении работы были применены следующие методы исследования:

- анализ методической и учебной литературы по философии, психологии, дидактике и методике преподавания математики;

- создание и использование собственных и созданных другими баз данных математических задач, видеоуроков, презентаций, тестов для учащихся 5-х графических программных продуктов;

- наблюдение учебного процесса.

Научная новизна исследования состоит в следующем:

- изучены и обобщены многие возможности применения компьютерных технологий для решения математических задач;

- предложена методика работы с олимпиадными интернет ресурсами.

Практическая значимость результатов исследования состоит в том, что для будущих учителей математики даны практические рекомендации по применению ИКТ на уроках математики 5 класса, рассмотрены возможности применения программы Learning Apps.org на уроках математики.

Обоснованность и достоверность результатов исследовании обеспечивается опорой на научно-методические исследования в области теории и методики преподавания математики в школе.

На защиту выносятся следующие положения:

1) наличие взаимосвязи курса элементарной математики и компьютерных технологий;

2) анализ учебника «Математика 5 класс» А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир;

3) элементы применения компьютерных технологий на уроках математики;

4) возможности применения программы Learning Apps.org на уроках математики 5 класса.

Результаты исследования излагались в виде доклада на
I Всероссийской молодежной конференции «Счастлив быть учителем!» (2018 г).

Структура и объём диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.


 

Глава 1 Информационные технологии в образовании



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: