Курсовая работа должна иметь органичную структуру, которая обеспечивала бы последовательное и логичное раскрытие темы. Каждый элемент работы имеет свою специфику и отличается друг от друга. Содержание структурных элементов курсовой работы представлено ниже.
Титульный лист. На нем необходимо указать название работы, фамилию, имя, отчество автора, а также фамилию, имя, отчество научного руководителя и его ученую степень (см. Приложение А).
Содержание. Включает наименование всех разделов (глав), подразделов (параграфов), пунктов и отражает основные структурные части курсовой работы (введение, заключение, список литературы, приложения) с указанием страниц. Содержание необходимо располагать на отдельной странице.
Введение. Многие студенты совершают ошибку, начиная работу с написания введения. Эту структурную часть работы логичнее выполнять после того, как подготовлены основные разделы (главы) курсовой работы. Это необходимо делать, чтобы избежать несоответствия между поставленными целями, задачами и содержанием основной части.
Введение имеет свою внутреннюю логику и состоит из нескольких элементов. Первым элементом является актуальность темы. В этой части автор обосновывает важность темы, избранной им для исследования. Ссылаясь на остроту, экономическую значимость и практическую ценность избранной проблематики, он должен доказательно и аргументированно объяснить (кратко, емко, логично), почему эта тема занимает важное место в финансовой науке. Помимо этого, следует указать, какие проблемы и закономерности она отражает. В этой части автор при доказательстве актуальности может вполне обоснованно сослаться на труды известных и авторитетных ученых применительно к этой теме. Объем этой части введения не должен превышать 0,5 – 1 страницы текста.
|
Следующий элемент введения – состояние научной разработки темы. Сначала должно быть показано, как освещалась в научных публикациях данная проблематика.
При этом необходимо:
· показать какими причинами и обстоятельствами это вызывалось;
· определить особенности освещения темы в различных монографиях, статьях и учебниках;
· указать, какие исследователи более углубленно, на взгляд автора, изучали те или иные аспекты проблематики и каков их научный вклад.
Смысл этой части введения состоит не только в том, чтобы изложить публикации по данной теме. Главное – выявление тех аспектов или проблем, которые в силу определенных обстоятельств не нашли полного отражения в науке.
Следующий элемент введения – цели и задачи исследования. На основании актуальности темы, а также выявленного состояния изученности темы формируются цели и задачи. Цель, однако, может быть и одной. Студенту следует избегать постановки всеобъемлющих целей, они должны быть точными, краткими и конкретными.
Конкретизируя поставленную цель, студент определяет несколько задач. Обычно это теоретические и практические вопросы, исследование которых и означает видение им данной проблематики.
Рассмотрим пример постановки цели и определения задач курсовой работы по теме «Антикризисное управление предприятием» (на примере ОАО «УАЗ»).
Целью данной курсовой работы является рассмотрение теоретической базы вопроса антикризисного финансового управления, его практическая реализация на примере конкретного предприятия – ОАО «УАЗ». В рамках проблемы финансового кризиса предприятия и его антикризисного управления проводится финансовый анализ предприятия с помощью программы «Финансовый анализ. Версия 3.0», построения экономико-математических моделей и решения их экономико-математическими методами.
Это делается с целью определения глубины кризиса, чтобы в дальнейшем оптимально можно было разработать, а потом и реализовать программу антикризисного управления.
|
Основная задача работы заключается в том, чтобы показать, что банкротство предприятия – это еще не означает, что оно должно быть ликвидированным. В условиях своевременного и правильного антикризисного управления даже на самой последней стадии банкротства предприятие еще может быть сохранено как самостоятельная финансово-хозяйственная единица, а в дальнейшем, с восстановлением платежеспособности и финансовой устойчивости, стать высоко конкурентным, прибыльным предприятием.
Хронологический период исследования. В этой части введения студент должен обосновать временные рамки, в которых исследуется избранная тема, чтобы иметь возможность сконцентрировать внимание на конкретном отрезке времени.
Объект, предмет и методы исследования. Во введении должно быть указано, что именно является объектом и предметом изучения, а также какие методы использовались в ходе проведения исследования. Объектом исследования могут являться конкретные экономические структуры, коммерческие предприятия, общественные, бюджетные организации и т. д.; предметом – финансово-хозяйственная деятельность этих объектов исследования. Можно обосновать, почему именно взяты для изучения этот объект и предмет исследования.
|
Рассмотрим пример указания объекта, предмета и методов исследования в курсовой работе по теме «Антикризисное управление предприятием» (на примере ОАО «УАЗ»).
Объектом анализа является ОАО «УАЗ». Предметом анализа является финансово-хозяйственная деятельность данного предприятия.
В ходе анализа предприятия были использованы методы диагностики, аналитические методы, динамическое программирование; оценка кредитоспособности по методикам Сбербанка, коммерческих банков; проведение финансового анализа по методике Федеральной службы России по финансовому оздоровлению.
Следующий раздел введения – источниковая база исследования. В процессе работы над курсовой работой студент изучает значительное количество статистических материалов, научной литературы, статей в периодической печати и др. Представленный автором круг источников позволяет сделать заключение об объеме проработанного теоретического и практического материала.
Во введении должно быть указано, в чем состоит практическая значимость исследования. Каждая курсовая работа должна содержать обобщения, выводы и предложения по конкретным экономическим проблемам. Поэтому в этой части введения важно указывать, что именно было внесено автором в разработку проблемы, какие процессы и явления экономической жизни были впервые или по-новому исследованы или проанализированы.
Разделы (главы) курсовой работы. В них раскрывается основное содержание курсовой работы. Практика показывает, что обычно курсовая работа включает в себя 2 – 3, в крайнем случае 4 раздела (главы) с 2 – 4 параграфами.
При этом студенту необходимо придерживаться требования того, что все разделы (главы) примерно равны по объему.
Названия разделов (глав) должно логично раскрывать содержание общей темы, а названия подразделов (параграфов) должны раскрывать содержание данной главы. Таким образом, структура курсовой работы формируется по следующей схеме.
Первый раздел (глава). Содержит теоретические основы и краткую историю поставленной проблемы. Исследование теоретических вопросов должно быть увязано с практической частью и должно служить базой для дальнейшего изучения темы, способствуя выработке итоговых рекомендаций и предложений.
Изложение теоретического материала, содержащегося в научной литературе, периодических публикациях журналов, газет, сборниках и других источниках, представляет для автора курсовой работы определенную трудность. Довольно часто он ограничивается лишь простым приведением тех или иных теоретических подходов известных ученых и специалистов. Более грамотным является оценочный метод.
Другими словами, необходимо не просто изложить какой-либо аспект теории темы работы, а дать свою собственную оценку. Обоснование следует вести с помощью цифр или количественных выкладок указанием мнения одного или нескольких теоретиков данной проблематики.
Раскрытие теоретических положений темы курсовой работы должно быть логичным и последовательным. Поэтому не следует описывать всю проблему в целом, гораздо рациональнее излагать теоретическую часть путем последовательного перехода от одного аспекта к другому. Но, раскрывая их содержание, необходимо все время подводить итог или показывать авторское видение рассматриваемого вопроса. Подобное вызвано тем, что в процессе исследования постоянно идет накопление материала, который сразу трудно связать в одну цельную схему. И для того, чтобы была возможность логично структурировать содержание раздела (главы), необходимо подводить краткий итог каждому рассматриваемому аспекту проблемы.
Второй раздел (глава). В аналитическом разделе курсовой работы дается характеристика и оценка основных показателей деятельности объекта исследования, его финансового состояния. Материалы этой главы базируются на всестороннем и глубоком анализе статистической, экономической и финансовой информации, собранной по конкретному объекту исследования.
Аналитическая часть курсовой работы должна содержать общие выводы, характеризующие выявленные особенности и недостатки применительно к исследуемой проблеме. Эти выводы являются основанием для разработки рекомендаций и предложений, соответствующих современному уровню развития экономической науки. В этой части должны приводиться соответствующие графики, схемы, таблицы и другие иллюстративные материалы.
Если раскрывается нормативно-правовая база исследуемой области, то при этом следует придерживаться правила, что в курсовой работе не обязательно должны в полном объеме приводиться выдержки из юридических документов или конкретных решений и постановлений. Главное – смысловое содержание той или иной статьи закона, нормы или положения применительно к теме курсовой работы. В связи с этим можно излагать их не целиком, а только необходимую часть.
Третий раздел (глава). Эта часть курсовой работы – предлагаемые рекомендации, мероприятия, проекты по решению поставленной проблемы и их обоснование – разрабатывается на основе результатов анализа, изложенных во втором разделе (главе) курсовой работы.
Каждое рекомендуемое предложение или мероприятие включает:
· обоснование целесообразности осуществления предложения, описание его сущности и содержания;
· конкретизацию проектируемых предложений и рекомендаций.
Курсовая работа считается цельной и завершенной, если все разделы (главы) тесно взаимосвязаны и логически завершены. В связи с этим структурные части исследования, содержащие практический анализ рассматриваемой проблемы, обязательно должны основываться на теоретическом и нормативно-правовом материале, должны подтверждать основополагающие положения, или наоборот, доказывать (если этому есть обоснование) ошибочность и неприемлемость того или иного научного положения, нормы, статьи и т. п. Иначе говоря, сама философия практической части курсовой работы – это цепь логичных и аргументированных доказательств как в виде текста, так и в виде таблиц, диаграмм, графиков.
В конце каждого раздела (главы, параграфа) необходимо обязательно подводить обобщенные итоги. Например, в чем состоит содержание рассматриваемой проблемы, какие аспекты проработаны, какие еще требуют научного, правового или практического осмысления и анализа.
Обычно итоговое изложение дается в виде нескольких выводов или пунктов
(во-первых, во-вторых, в-третьих и т. д.). Умение свести проблематику вопроса к обобщенным положениям и выводам – показатель способности автора курсовой работы пользоваться теоретическим, правовым и практическим материалом.
Заключение. В нем содержатся результаты исследования по избранной теме, обосновываются выводы и предложения. Здесь должны быть отражены следующие аспекты:
· на основе выполненного исследования подтверждена актуальность избранной темы, ее роль и значение;
· приведены аргументированные, подтвержденные наиболее характерными примерами и обоснованиями выводы по всем рассмотренным в курсовой работе проблемам и вопросам;
· сформулированы тенденции и направления в проблематике темы, особенности их проявления и действия;
· указаны малоисследованные или требующие решения вопросы и проблемы теоретического и практического характера;
· высказаны и сформулированы умозаключения автора исследования по развитию теории рассмотренных вопросов;
· предложены конкретные практические рекомендации по оптимизации деятельности объекта исследования.
Список литературы. Это составная часть курсовой работы показывает степень изученности проблемы. В списке литературы должно быть не менее 20 – 25 источников – законодательных актов, нормативов и инструктивных документов, научных монографий, учебников и практических пособий, статей из периодической печати, в том числе более половины должны составлять издания последних двух лет.
Приложения. В этот раздел курсовой работы включают графический материал; официальную статистическую и финансовую отчетность, репрезентативные выборки из них; таблицы более одной страницы; программную реализацию практической части на компьютере; другие материалы, размещение которых в текстовой части работы нецелесообразно. Необходимость внесения тех или иных материалов в приложения согласовывается с руководителем курсовой работы.
Правила оформления курсовой работы приведены в «Требованиях к оформлению курсовых и дипломных работ (проектов)».