по проекту закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации № 885214-7




Комитета Государственной Думы по государственному строительству

И законодательству

по проекту закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации № 885214-7

«О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации публичной власти»

внесен Президентом Российской Федерации

 

Проектом закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации № 885214-7 «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации публичной власти» (далее также - Проект) в целях развития политической системы и усиления механизмов защиты конституционных прав и свобод предлагаются поправки в положения двадцати двух статей глав 3-8 Конституции Российской Федерации.

1. В целях развития конституционных гарантий исполнения государством своих социальных обязательств предложены поправки в статью 75 Конституции РФ: устанавливается, что минимальный размер оплаты труда не может быть ниже прожиточного минимума, и закрепляется обязательная индексация пенсий, пособий и иных социальных выплат. На конституционном уровне определяется, что система пенсионного обеспечения формируется на основе принципов всеобщности, справедливости и солидарности поколений.

2. Для обеспечения приоритета действия Конституции РФ на территории Российской Федерации предложена поправка в статью 79 Конституции РФ, устанавливающая, что не подлежат исполнению в Российской Федерации решения межгосударственных органов, принятые на основании положений международных договоров РФ в истолковании, противоречащем Конституции РФ. При этом данный вопрос подлежит вынесению на рассмотрение Конституционного Суда РФ (поправки в статью 125 Конституции РФ).

3. Проектом предусматривается закрепление в Конституции РФ обязательных требований к лицам, осуществляющим публичную власть, полномочия которых непосредственно связаны с обеспечением безопасности страны и суверенитета государства, а именно: к Председателю Правительства РФ и его заместителям, федеральным министрам, иным руководителям федеральных органов исполнительной власти, высшим должностным лицам субъекта РФ, руководителям федеральных государственных органов, членам Совета Федерации (сенаторам Российской Федерации), депутатам Государственной Думы, судьям в части возрастного ценза и отсутствия у них гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего права на постоянное проживание на территории иностранного государства (поправки в статьи 77, 78, 95, 97,110, 119 Конституции РФ).

Проектом усиливаются требования к кандидату на должность Президента РФ. В статье 81 Конституции РФ предлагается закрепить требование о постоянном проживании кандидата на территории России не менее 25 лет (сейчас – не менее 10 лет), а также об отсутствии у него иностранного гражданства или вида на жительство или иного документа, подтверждающего права на постоянное проживание на территории иностранного государства, причем не только на момент участия в выборах, но и ранее. Данные требования не будут распространяться на граждан, ранее имевших гражданство иностранного государства, которое или часть которого была принята в Российскую Федерацию. Проектом устанавливается, что одно и то же лицо не может занимать должность Президента РФ более двух сроков.

4. В целях развития политической системы проектом предлагается новая процедура формирования Правительства Российской Федерации. Речь идет, прежде всего, о расширении полномочий Федерального Собрания при сохранении Президентом РФ контроля за деятельностью Правительства РФ.

Согласно проекту Государственная Дума:

а) Утверждает кандидатуру Председателя Правительства РФ, кандидатуру которого предлагает Президент РФ (сейчас Государственная Дума лишь дает согласие Президенту РФ на назначение Председателя Правительства). Президент РФ назначает утвержденного Государственной Думой Председателя Правительства РФ.

Если Государственная Дума трижды отклонила кандидатуру Председателя Правительства, то сохраняется действующая процедура, согласно которой Президент РФ назначает Председателя Правительства самостоятельно, без утверждения парламентом. В этом случае глава государства распускает Государственную Думу и назначает новые выборы (статья 111 Конституции РФ).

б) Кандидатуры заместителей Председателя Правительства РФ и федеральных министров будут утверждаться Государственной Думой по представлению Председателя Правительства РФ (за исключением федеральных министров, руководство деятельностью которых осуществляет Президент РФ, и назначение которых будет производиться напрямую Президентом РФ после консультаций с Советом Федерации). Президент РФ будет обязан назначить указанных лиц на должности. В настоящее время члены Правительства назначаются Президентом РФ без участия Государственной Думы.

При этом дополнительного обсуждения требует ситуация, если Государственная Дума не утверждает представленные Председателем Правительства РФ кандидатуры. Кроме того, дополнительной проработки требует вопрос о возможности Государственной Думы ставить вопрос о прекращении полномочий утвержденных ею членов Правительства РФ.

Согласно проекту Президент РФ вправе освободить от должности Председателя Правительства РФ от должности без удаления Правительства РФ в отставку (поправки в статьи 83, 111 Конституции РФ). В этом случае сохраняется прежняя структура федеральных органов исполнительной власти (поправки в статьи 83, 112 Конституции РФ).

Согласно проекту усиливается роль Совета Федерации:

а) Для обеспечения прозрачности работы силовых ведомств, независимости органов прокуратуры в субъектах РФ особая процедура назначения предусмотрена для руководителей федеральных органов исполнительной власти (включая федеральных министров), ведающих вопросами обороны и безопасности, внутренних дел, юстиции, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций, а также для прокуроров субъектов РФ. Они будут назначаться Президентом РФ по итогам консультаций с Советом Федерации;

б) К полномочиям Совета Федерации предлагается отнести прекращение по представлению Президента РФ полномочий судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, судей кассационных и апелляционных судов в случае совершения ими поступков, порочащих честь и достоинство судьи, а также в иных, предусмотренных федеральным конституционным законом случаях, свидетельствующих о невозможности осуществления судьей своих полномочий.

5. Согласно проекту Президент РФ формирует Государственный Совет Российской Федерации в целях «обеспечения согласованного взаимодействия органов государственной власти, определения основных направлений внутренней и внешней политики». Статус Государственного Совета будет определяться специальным федеральным законом.

6. Согласно проекту законотворческая процедура в отношении федеральных конституционных законов и федеральных законов дополняется возможностью Президента РФ обратиться в Конституционный Суд РФ с запросом о проверке конституционности одобренного парламентом закона до его подписания.

В случае подтверждения конституционности закона, Президент РФ его подписывает. Если же Конституционный Суд РФ не подтвердит конституционность федерального конституционного закона или федерального закона, то глава государства возвращает закон в Государственную Думу без подписания. В отношении федеральных конституционных законов право обратиться в Конституционный Суд РФ появляется у Президента РФ сразу после поступления к нему одобренного парламентом закона. А в отношении федеральных законов – в случае, если закон уже был отклонен Президентом РФ, и после повторного рассмотрения парламентом одобрен в ранее принятой редакции.

7. В целях развития принципа конституционной законности непосредственно в Конституции устанавливается, что Конституционный Суд РФ – высший судебный орган конституционного контроля. Количество судей Конституционного Суда РФ сокращается с 19 до 11 судей. Конституционному Суда РФ предоставляется право по запросу Президента РФ проверять конституционность законов субъекта РФ.

8. Проектом предлагается установить в Конституции РФ принцип единства публичной власти (поправки в статью 132 Конституции РФ) и закрепить, что систему публичной власти составляют органы государственной власти и органы местного самоуправления.

9. Статья 2 законопроекта определяет, что рассматриваемый проект выносится на «общероссийское голосование». Полагаем необходимым ко второму чтению проекта определить порядок и процедуру проведения соответствующего голосования.

Учитывая вышеизложенное, Комитет Государственной Думы по государственному строительству и законодательству рекомендует Государственной Думе одобрить в первом чтении проект закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации № 885214-7 «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации публичной власти», внесенный Президентом Российской Федерации.

 

Председатель Комитета П.В.Крашенинников



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: