ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«СТАВРОПОЛЬСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ»
МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
КАФЕДРА ДЕТСКИХ ИНФЕКЦИОННЫХ БОЛЕЗНЕЙ
«УТВЕРЖДАЮ»
Заведующая кафедрой
д.м.н., проф. М.В. Голубева
«26» августа 2011 г.
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
к практическому занятию № 4 для студентов
по учебной дисциплине «Детские инфекционные болезни»
студентов 6 курса специальности 060103 – Педиатрия
Раздел 5 Врожденные инфекции
Тема № 36 «Токсоплазменная инфекция у детей.
Врожденный токсоплазмоз»
Обсуждена на заседании кафедры
«26» августа 2011 г.
Протокол № 1
Методическая разработка составлена
доцентом, к.м.н. Погореловой Л.В.
Ставрополь, 2011
1. План -хронокарта практического занятия по теме: «Токсоплазменная инфекция у детей. Врожденный токсоплазмоз» - общая продолжительность 300 мин.
2. МОТИВАЦИЯ
Токсоплазмоз - врожденное или приобретенной паразитарное заболевание с длительным, нередко хроническим течением, характеризирующееся весьма частым поражением ЦНС, глаз, печени и других органов и систем.
Уникальными свойствами токсоплазмы являются убиквитарность, поликсенность и пантропизм.
Пораженность или инвазированность населения в разных районах мира колеблется от единиц % до практическим поголовной. На территории нашей страны, по неполным данным, инфицировано около 30% населения. Большинство случаев первичного поражения токсоплазмозом приходится на детский возраст.
Врожденный токсоплазмоз является серьезной проблемой перинатальной инфекционной патологии. Частота врожденного токсоплазмоза составляет 2-8 на 1000 родившихся живыми. Врожденный токсоплазмоз нередко является причиной всего спектра антенатальной патологии. Установлено, что от 5 до 10% детей с неонатальным токсоплазмозом умирают, у 8-10% выявляются поражения головного мозга и глаз, у 10-13% отмечаются нарушения зрения, а у большинства внешне здоровых детей (60-70%) заболевание проявляется в более поздние возраста. Первичная паразитемия у неиммунной беременной женщины приводит к инфицированию плода в 30% случаев.
Таким образом, очевидна актуальность проблемы токсоплазмоза у детей, необходимость ранней диагностики, проведение грамотной профилактики заболеваний, рационального лечения матерей для предупреждения внутриутробного инфицирования плода и новорожденного, своевременной и адекватной терапии для снижения хронизации процесса и инвалидизации детей.
3. ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: Уметь диагностировать различные формы приобретенной и врожденной токсоплазмозной инфекции с учетом особенностей проявления при заражении плода в различные сроки внутриутробного развития. Знать критерии лабораторной диагностики (в антенатальном и постнатальном периоде), принципы лечения и профилактики.
4. СТУДЕНТ ДОЛЖЕН УМЕТЬ:
1. Соблюдать основные правила поведения у постели больного и этику взаимоотношений с родителями и родственниками.
2. Выявить жалобы, собрать и проанализировать анамнез (социальный, акушерский, наследственный, эпидемиологический, заболевания, жизни).
3. Осмотреть больного и выявить патологические симптомы со стороны различных органов и систем.
4. Отразить данные анамнеза и результатов осмотра в истории болезни с последующим обоснованием предварительного диагноза.
5.Составить план дополнительного обследования матери и ребенка.
По показаниям сделать спинно-мозговую пункцию и оценить результаты исследования жидкостью.
6. Оценить результаты цитологического обследования.
7. Обосновать клинический диагноз.
8. Назначить лечение с учетом клинической формы заболевания, фазы заболевания.
9. Написать этапный и выписной эпикриз с оценкой результатов обследования, лечения, прогнозом, рекомендациями по реабилитации.
5. СТУДЕНТ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ:
1. Определение болезни и место в структуре инфекционной заболеваемости населения. История изучения.
2. Биолого-экологическую характеристику возбудителя, формы существования токсоплазм.
3. Свойства возбудителей, имеющие практическое значение.
4. Жизненный цикл токсоплазм.
5. Эпидемиологические особенности токсоплазмоза. Роль домашних животных и птиц в поддержании циркуляции токсоплазм. Эпидемиологическая значимость представителей семейства кошачьих.
6. Механизмы и пути инфицирования матери и плода. Эпидемиологическое значение беременных женщин с различными (манифестными, латентными) формами инфекции.
7. Течение и исход беременности в зависимости от сроков внутриутробного заражения плода.
8. Современные представления о патогенезе врожденного и приобретенного токсоплазмоза. Особенности иммунитета.
9. Патоморфологические изменения в различных органах и тканях при токсоплазмозе.
10.Клиническую классификацию врожденного и приобретенного токсоплазмоза.
11.Клиническую симптоматику различных вариантов инфекций (приобретенной и врожденной форм).
12.Варианты течения токсоплазмоза: острый, подострый, хронический, латентный. Прогноз в зависимости от формы заболевания.
13.Методы лабораторной диагностики (цитологический, паразитологический, биологический, серологический, иммунологический, молекулярно-биологический, инструментальный). Их диагностическая ценность. Возможность пренатальной диагностики.
14.Клиническое значение определения специфических иммуноглобулинов класса Ig M и IgG при приобретенном и врожденном токсоплазмозе.
15.Дифференциальный диагноз внутриутробных инфекций.
16.Принципы лечения: этиотропная, патогенетическая и симптоматическая терапии. Иммунотерапия. Диспансерное наблюдение за больными.
17.Профилактику внутриутробного инфицирования. Серологический мониторинг беременных. Санитарно-гигиенические и ветеринарно-санитарные мероприятия в профилактике токсоплазмоза.
18.Морально-этические аспекты работы педиатра при установлении диагноза «токсоплазмоз».
5. ВОПРОСЫДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ:
а). По базисным знаниям:
1. Дайте характеристику кишечной и внекишечной фаз жизненного цикла токсоплазм.
2. Укажите биологические свойства токсоплазм.
3. Назовите возможные пути передачи инфекции при врожденной и приобретенной формах, расположите их по эпидемиологической значимости.
4. Оцените неврологический статус новорожденного (физиологические и патологические рефлексы).
б). По теме занятия:
1. Какова распространенность токсоплазмоза инфекции среди населения, статистика внутриутробного инфицирования, показатели летальности.
2. Эпидемиологические особенности врожденного токсоплазмоза. Назовите наиболее значимые пути заражения плода и новорожденного при токсоплазмозе.
3. Охарактеризуйте основные звенья патогенеза приобретенного и врожденного токсоплазмоза (локальные изменения в месте входных ворот, лимфогенная и гематогенная фазы диссеминациии возбудителя. Возможность вторичной генерализации процесса).
4. Клиническая классификация приобретенной и врожденной форм токсоплазмозной инфекции.
5. Какие клинические формы врожденного токсоплазмоза выявляются в различных возрастных группы?
6. Клинические симптомы генерализованной и энцефалической форм врожденного токсоплазмоза.
7. Клинико-лабораторная характеристика резидуальной формы токсоплазмоза..
8. Морфологические изменения при токсоплазмозе.
9. Лабораторная лиагностика врожденного токсоплазмоза (пре- и постнатальная).
10. Укажите принципы лечения: а) токсоплазмоза (беременных, новорожденных).
11. Дифференциальная диагностика внутриутробных инфекций.
12. Профилактика врожденного токсоплазмоза.
8.Рекомендуемая литература:
Основная
1. Учайкин, В.Ф., Нисевич Н.Н., Шамшева О.В. Инфекционные болезни и вакцинопрофилактика у детей. М. – «ГОЭТАР-Медиа», 2007. - 687 с.
2. Внутриутробные инфекции и патология новорожденных / под редакцией К.В.Орехова. – Ставрополь, 2006 – 307 с.
3. Шабалов Н.П. Неонатология в 2 т., учебное пособие, 3 изд. Дополненное. – М., Медпрессинфо, 2006. - 608, 650 с.
Дополнительная
1. К методологии диагноза в педиатрии. – Ставрополь. – 2006, 42 с.
2. Рациональная фармакотерапия детских заболеваний / под ред. А.А.Баранова, Н,Н, Володина, Г.А.Самсыгиной, - М. – 2007. – в 2 книгах.
3. Цинзерлинг, А.В., Мельникова В.Ф. Перинатальные инфекции, М., 2002.
- Нисевич, Л.Л., Талалаев А.Г., Каск Л.Н. и др. Врожденные вирусные инфекции у маловесных детей.//Вопросы современной педиатрии.- 2002 - Т.1 - №4 -9-13С.
- Нисевич, Л.Л., Талалаев А.Г., Туманова Е.Л и др. Внутриуробные инфекции: мать-плацента-плод.// Детские инфекции. – 2008. - № 2. – 9-14 С.
- Нисевич, Л.Л., Бахмут Е.В., Амирова А.А. и др. Лабораторная диагностика врожденных вирусных инфекций.// Детские инфекции. – 2006. - № 2. – 6-12 С.
- Учайкин, В.Ф. Диагностика инфекционных болезней на современном этапе //Детские инфекции. – 2005. - № 4. – 3-6 С.
- Антонов, О.В., Антонова И.в., Добаш О.В. Внутриутробные инфекции и врожденные пороки развития у плода и новорожденных детей. //Детские инфекции. – 2005. - № 2. – 64-67 С.
- Новые патогенетические закономерности в диагностике токсоплазменной инфекции у детей. // Детские инфекции. – 2005. - № 4. – 7-10 С.
- Барычева, Л.Ю. Особенности врожденного токсоплазмоза. //Российский вестник перинатологиии педиатрии. – 2004. -№ 2. -55-56 С.
- Коренева, М.Ю., Коровина Н.А., Заплатников А.И и др. Состояние здоровья внутриутробно инфицированных детей. //Российский вестник перинатологиии педиатрии. – 2005. -№2. -48-52 С.
- Василенко, Л.В., Зрячкин Н.И., Рогожина И.С. и др. Влияние внутриутробного инфицирования на состояние здоровья детей раннего возраста. //Российский педиатрический журнал.– 2008. -№ 4. -26-30 С.
- Андреева, И.М. Врожденный токсоплазмоз. //Эпидемиология и инфекционные болезни. - 2006. - №1. – 43-49 с.