Статуя богини Мут-Сохмет




Общая характеристика коллекции искусства Древнего Египта в собрании ГЭ

Зал № 100, 1 этаж Зимнего Дворца (над головой Большой тронный зал Кваренги 1795). Было подсобное помещение до 20 в., египетская создана в 80х годах 20 в Располагается сообразно хронологии истории Египта. Витрины вдоль стен, центр – саркофаги.

Экспозиция 700 экспонатов, всего 7000 экспонатов, находящихся в музее, т.е. 10%, лучшая часть

История формирования коллекции берет начало в 19 веке, Европа открыла ранее в период Наполеоновских походов.

В 1825 г. Россия покупает 1 ую египетскую коллекцию у миланского востоковеда Кастильоне. Помещают в Кунсткамеру. где создан египетский музеум,

Коллекция академика Тураева и Николая Петровича Лихачёва (собирал письменность, рельефы, скульптуры)

В состав входят:

Скульптура, рельефы, надгробные стеллы, саркофаги из дерева и камня, ДПИ (керамика, кость. дерево. камень…) Особое место в коллекции занимают папирусы с литературными текстами Среднего царства – «Сказкой о потерпевшем кораблекрушение», «Поучением для Мерикара» и «Пророчеством Неферти».

Периодизация 4 этапа

- 3 тыс. до н.э. – древнее царство (складывается гос-во)

- С 22 по 18 вв до н. э – среднее царство

- 16-11 вв. до н. – новое царство

- 1 т. до н. э – поздний период.

Древнее

1. Большая каменная плита внутренняя из гробницы в технике рельефа. Изображена ключевая сцена - загробного пира.

2. Молочные сосуды

Витрина с письменностью – тематическая витрина 23, 5 вв. до н. э

Иероглифическая (греч. - «Иеро» священный, «глиф» резать, 700 согласных,вырезались или вертикально или горизонтально, тексты содержащие молитвы, всё что необходимо в загробном мире, вертикальные могли читаться как слева. Так и справа, для обретения направления использовались спец значки - детерменотивы) в к. 4 в до н. э. возникла

Иератика возникает в это же время, более простой вид, рисунок, упрощенное письмо

Демотика - демос народное Использовалось 2 цвета красный (глина) и чёрный (сажа). Отсюда фраза с красной строки.

Среднее царство границы не жёсткие, не строятся роскошные гробницы, финансовый упадок, широко распространены стеллы. Имя, титул. Жертвенные формулы, что просят в загробном мире.

1. Надгробные стеллы – мясо, хлеба и пива, изображение хозяина гробницы (во время пира)

2. Статуя Аменемхет[1] из гранита 19 в до н.э. поза канонична, тело прекрасно. Молодо, идеально, подчеркивает идеальную сущность. лицо портретно

3. Саркофаг женский для египтянки Ид – боком, с юга на север, голову в сторону востока. стороны живых. Есть дверь, глаза, текст

Новое царство

1. Муд-Сохмет[2] могучая дочь Ра с головой льва 1835 г. А. С. Норовым привез в СПб в Академию художеств

Поздний период

1. Клеопатра[3] 7 (из дворца герцогов Лейхтенбергских 1829) – не портретно, были вставлены инкрустированные глаза

2. Статуэтки богов и священных животных

3. Мумия (всего 8 – 6 взрослых, 2 детей) Падий-Ист

 

История Египта прослеживается примерно на 5 тысяч лет назад в прошлое, по результатам археологических раскопок. Известно, что знаменитые пирамиды, усыпальницы египетских фараонов, строились в середине третьего тысячелетия до н. э. Возраст пирамид составляет четыре с половиной тысячи лет. И вся культура Египта, архитектура и искусство овеяны древностью. Для того чтобы систематизировать археологические ценности Египта и сделать историю этой страны доступной широкой публике, в Петербурге был создан Египетский зал Эрмитажа, рассчитанный на массовые посещения. Произошло это событие по инициативе главного архитектора Эрмитажа А. В. Сивкова в 1940 году. Зал находится на первом этаже, в конце анфилады правого крыла. Основу экспозиции составили раритеты египетской культуры, привезенные в Петербург хранителем Эрмитажа В. Г. Боком в 1889 и 1898 годах. Большинство древних предметов были найдены ученым в монастырях города Сохага и в некрополе Багауат. В монастырских подвалах посланцы музея нашли немало сокровищ, имеющих историческую ценность, а в гробницах некрополя покоились многочисленные предметы обихода простых египтян. Специальный сертификат от имени правительства Египта позволил вывезти большую часть экспонатов в Россию и таким образом Египетский зал Эрмитажа получил интересную обширную экспозицию, которая до сих пор привлекает сотни туристов со всего мира. Экспозицию разместили в трех последних залах анфилады, по принципу этнографического деления. Отдельно экспонируется древний Египет, затем Египет птолемеевского периода и, наконец, Египет римский. Часть музея "Эрмитаж" - Египетский зал, фото которого размещены в этой статье, посвящена одной из самых загадочных цивилизаций мира. Посетители музея могут проследить весь ход развития культуры древней страны, эволюцию династий фараонов, основные исторические вехи, войны и мирное созидание египетского народа. На протяжении многих веков культура Египта переплеталась с культурой и искусством других стран: Ирана и Сирии, Греции и Рима. Взаимосвязь всех этих близких по менталитету стран несет в своих экспозициях Египетский зал Эрмитажа, причем эти экспозиции периодически пополняются из запасников музея. Хорошо просматривается период нахождения Египта под игом Византии. Под стеклом выложены сотни монет александрийской чеканки, с изображением византийских правителей. Особую ценность имеют папирусные свитки о выдаче пособия на содержание египетских поселений, и другие документы, свидетельствующие об эксплуатации египтян завоевателями. Разнообразные экспонаты Египетского зала Эрмитажа позволяют проследить эволюцию великой цивилизации в период с IV тысячелетия до н. э. и до III тысячелетия нашей эры. По теме строительства египетских пирамид в музее представлены фотографии, сделанные в разные периоды на протяжении всего 20-го века. По сути дела, Египетский зал Эрмитажа является грандиозной коллекцией, отражающей многовековую историю целой страны. Среди тематических экспозиций - предметы быта, произведения искусства древности, женские украшения, скульптуры, а также саркофаги как символ особой ритуальной принадлежности. В зале Египта есть один уникальный экспонат - это подлинная мумия фараона. Ей четыре тысячи лет, она является доказательством искусства бальзамирования. Также в зале экспонируется каменный саркофаг, в котором лежала эта мумия. Высеченный из цельного камня каменный гроб представляет собой настоящее произведение искусства. Украшенная богатым орнаментом и затейливой резьбой, крышка саркофага свидетельствует о трепетном отношении египтян к памяти усопших.

 

в 1940 г.

Автор проекта

архитектор Александр Владимирович Сивков

Официальный сайт:

Египет — государство древнее, с богатой историей, с удивительными традициями. На весь мир известны огромные пирамиды, величественные сфинксы, расписанные тайными знаками усыпальницы и другие архитектурные творения зодчих прошлого.

Создание Древнеегипетского зала

В 1940 году главный архитектор Государственного Эрмитажа Александр Владимирович Сивков выступил с инициативой — создать в музее Египетский зал для того, чтобы ценности одной из самых загадочных цивилизаций мира были доступны всеобщему обозрению. Власть и общественность поддержали предложение Сивкова, и тематический зал обустроили на месте Главного буфета Зимнего дворца.

Основу экспозиции составили артефакты, которые привозил в Петербург один из хранителей Эрмитажа, писатель по вопросам искусства Владимир Георгиевич Бок в 1889-1898 годах. Многочисленные раритеты, предметы обихода египтян, представляющие огромную ценность, ученому удалось найти в монастырских хранилищах Сохага, а также в гробницах некрополя Багауат. Правительством Египта был выдан специальный сертификат, разрешающий вывоз древних сокровищ.

Постоянная выставка Древнего Египта позволяет посетителям проследить развитие древней цивилизации с конца 4-го тысячелетия до нашей эры до 1-го тысячелетия нашей эры. Экспонаты помогают определить характеристики, присущие древнеегипетской культуре, равно как заимствованные в ходе истории из Греции, Сирии, Ирана, Рима. Они, безусловно, проявляются в представленных наследиях.

Постоянная экспозиция отображает главные вехи развития культуры Древнего Египта. Старое царство представлено фрагментами настенных рельефов из гробниц знати 5–6 династий, а также культовые вещи — стелы, деревянные фигурки слуг, частные статуэтки. Статуя царя 12-ой династии Аменемхета III — лучший портрет правителя. Новое царство характеризуют скульптуры, стелы, предметы художественного ремесла. Во времена правления македонской династии был создан уникальнейший шедевр, который является жемчужиной коллекции, это статуя последней царицы династии Птолемеев — Клеопатры VII.

Статуя Аменемхета Третьего

Царская скульптура Аменемхета Третьего, правившего в девятнадцатом веке до нашей эры, единственная полностью сохранившаяся статуя, которой располагает Эрмитаж. Она являет собой ярчайший образец портретного искусства той эпохи. Правитель изображен на троне, напоминающем куб.

Тщательно проработаны все атрибуты царского костюма. Древний художник передал особенности облика фараона. Черты лица статуи схожи с чертами сфинксов в Таниссе, что позволило египтологу Голенищеву установить что сфинксы являются изображение Аменемхета, а вовсе не Рамсеса Второго, как было принято считать до этого. Рамсес приказал изменить надписи, вписав свое имя.

В своем искусстве египетские мастера старались передать величие и силу царей, ведь они являлись олицетворением могущества страны. На основании памятника вырезаны царские титулы. Этот фараон был одним из самых выдающихся фигур Среднего Царства. При нем было построено множество храмов, один из которых в районе Фаюмского оазиса греки назвали Лабиринтом, и утверждали, что он затмевает пирамиды.

Статуя Аменемхета III, единственная полностью сохранившаяся каменная царская скульптура в собрании Эрмитажа, является ярким образцом древнеегипетского портретного искусства. Аменемхет III, царь XII династии (XIX в. до н.э.), представлен в традиционной позе - сидящим на кубообразном троне, в царском платке-немесе, увенчанном священной коброй. Парадный костюм царя предельно прост и состоит из передника - шендита и пояса. Художник передает своеобразие широкого скуластого лица Аменемхета III, тщательно прорабатывая мускулатуру, постановку глаз, делая взгляд более живым. Обнаженный торс Аменемхета трактован условно, в традиционном идеализирующем стиле. Египтяне стремились подчеркнуть красоту и силу владык, внешний облик которых олицетворял незыблемость и мощь египетского государства. На передней части трона вырезаны надписи, содержащие титулатуру царя. Фиванское происхождение XII династии (XX-XVIII вв. до н.э.) выдвинуло на первое место главного бога Фив - Амона, имя которого включалось в имена царей ("Аменемхет" означает "Амон впереди "). Аменемхет III - один из самых деятельных правителей Среднего царства. В годы его правления строятся уникальные храмы. Комплекс грандиозного заупокойного храма в районе Фаюмского оазиса (соврем. г. Хавара), олицетворение его могущества, власти и богатства, греки назвали Лабиринтом. Историк Геродот пишет, что "Лабиринт превосходил сами пирамиды".

Статуя царицы династии Птолемеев

Клеопатра Седьмая — одна из знаменитейших личностей античного мира. Ей выпала роль царствовать более двадцати лет и стать последней царицей Египта. Она вошла в историю благодаря своему женскому обаянию и любовной связи с Юлием Цезарем и Марком Антонием. От них обоих у нее были дети. Трагическая гибель царицы добавила ее образу романтичный ореол, который остается с ней на протяжении тысячелетий. Статуя царицы украшает зал Эрмитажа.

 

 

 

 

Статуя Царицы Клеопатры VII.
Базальт. Вторая половина III в. до н.э.104.7 см
Древний Египет. Династия Птолемеев
Источник поступления в музей: 1929 г. Дворец М. Лейхтенбергского в Петергофе Клеопатра VII (др.-греч. Κλεοπάτρα, 69 — 30 гг. до н. э.) — последняя царица эллинистического Египта из македонской династии Птолемеев (Лагидов). Клеопатра VII правила Египтом 22 года последовательно в соправительстве со своими братьями (они же по традиции формальные мужья) Птолемеем XIII и Птолемеем XIV, затем в фактическом браке с римским полководцем Марком Антонием. Являлась последним независимым правителем Египта до римского завоевания и нередко, хотя не совсем правильно, считается последним фараоном Древнего Египта. Широкую известность приобрела благодаря любовной связи с Юлием Цезарем и Марком Антонием. От Цезаря имела сына, от Антония двух сыновей и дочь. Клеопатра уже при жизни стала героиней легенд; её трагическая смерть ещё более усилила тенденцию к романтизации образа — так что романтический ореол, созданный древнеримскими авторами, и энтузиазм современных кинематографистов мешает объективному взгляду на царицу — несомненно, самую знаменитую из всех женщин античности. Источники по Клеопатре — Плутарх, Светоний, Аппиан, Дион Кассий, Иосиф Флавий. В большинстве своем древняя историография ей неблагоприятна; существует мнение, что она инспирирована победителем Клеопатры, императором Октавианом Августом и его окружением, стремившимися очернить царицу, представив её опасным врагом Рима и злым гением Марка Антония.
Клеопатра стала одним из наиболее популярных античных персонажей в кинофильмах и литературных произведениях.
С сайта Государственного музея "Эрмитаж": Одним из шедевров древнеегипетской коллекции Эрмитажа является статуя царицы времени династии Птолемеев из черного базальта. (Инв.N#3936, выс. 105 см, поступила в 1929 г. из коллекции герцога Лейхтенбергского.) Она изображает шагающую женщину в длинном облегающем платье, длинном трехчастном парике с тремя уреями (царскими змеями), с рогом изобилия в левой руке и с иероглифом жизни анх в опущенной правой; инкрустация глаз и головной убор (вероятно, солнечный диск между коровьими рогами) утрачены. Статуя полностью закончена, так как поверхность ее прекрасно отполирована, однако не надписана, что делает ее датировку и атрибуцию самостоятельной проблемой. В 1957 г. И.А.Лапис приписала статую Арсиное II, сестре и жене Птолемея II (III в. до н.э.) на основании того, что, судя по изображениям на монетах, хотя рог изобилия был атрибутом нескольких птолемеевских цариц, раздвоенный рог (dikeras) был присущ только ей. Эта атрибуция вошла в каталог египетской скульптуры в Эрмитаже (И.А.Лапис, М.Э.Матье, Древнеегипетская скульптура в собрании Государственного Эрмитажа, Москва, 1969, с.124-125, кат.N 141.), а в последнее время также в каталоги нескольких временных выставок. Однако, эта иконографическая датировка явно противоречит стилю статуи, характерному для заметно более позднего времени, скорее всего I в. до н.э. Для того, чтобы примирить несовпадение иконографии и стиля делалось предположение о том, что статуя может быть посмертной, изготовленной спустя долгое время после смерти Арсинои II, так как ее культ, как известно, был очень продолжительным. В ходе подготовки к большой выставке "Клеопатра Египетская. От истории к мифу" (Рим - Лондон - Чикаго, 2000 - 2002 гг), одна из ее организаторов, Салли-Энн Эштон определила группу ненадписанных статуй в египетском стиле, в том числе и эрмитажную, как изображения Клеопатры VII - той самой царицы, история которой и ее союзов с Цезарем и Антонием давно стали одной из знаменитейших легенд древности. Эта атрибуция основывается на том, что в отличие от Арсинои II, носившей два урея, три урея характерны только для Клеопатры VII, а раздвоенный рог изобилия удалось обнаружить и на монетах последней. Таким образом, Эрмитаж обладает одной из лучших статуй птолемеевского времени, изображающей знаменитейшего персонажа эпохи.

Статуя богини Мут-Сохмет

Древний Египет, Середина XIV в. до н.э.

Огромная храмовая статуя богини Мут-Сохмет, высеченная из черного гранита, входит в галерею шедевров эрмитажного собрания. Сохмет величаво сидит на кубообразном троне с высокой спинкой. Первоначально голову богини венчал солнечный диск со священной коброй. Грива львицы плавно переходит в пряди трехчастного парика. Тонкий стан Сохмет, затянутый в узкое, облегающее тело платье, торжественно выпрямлен. Руки богини спокойно лежат на коленях, в левой - знак жизни "анх" в виде большой петли, завязанной бантом. Спереди на троне вырезаны два столбца иероглифической надписи, содержащие титулатуру царя Аменхотепа III. Сохмет (буквально "Могучая") занимала почетное место среди богов. Грозная львица почиталась как богиня палящего солнца и ярости войны и считалась дочерью бога Ра. В связи с перенесением во II тысячелетии до н.э. столицы Древнего Египта из Мемфиса на юг в Фивы, богиня Сохмет была отождествлена с местной Мут (древнеегипетск. "мут" - мать), изображавшейся как коршуница. Фиванская Триада божеств включала бога Амона-Ра, его супругу Мут-Сохмет и их сына - бога луны Хонсу. Местом пребывания этой Триады считался комплекс в Фивах, который в наши дни называют Карнакским храмом. Статуя происходит из храма Мут-Сохмет, первоначально украшенного 574 двухметровыми изображениями богини. Известный русский путешественник, писатель А.С. Норов (1795-1869) нашел эту статую Мут-Сохмет в руинах святилища и купил ее.

В египетской мифологии было много божеств самого разного уровня. Им поклонялись, им возводили храмы, которые украшались изваяниями. Одна из почитаемых богинь Мут-Сохмет. Она была покровительницей войны и палящего солнца, способного убить все живое на земле. В ее власти было напустить на людей болезни и излечить от них. Она была покровительницей врачей. Традиционно ее изображали с львиной головой.

Это была очень суровая богиня с непредсказуемым характером. Когда над страной нависала угроза в виде нападения врагов, египтяне в едином порыве обращались к небесной покровительнице. В храмах, посвященных Сохмет, священными животными были львы.

В Эрмитаже можно увидеть гранитную статую женщины с львиной головой. Высота изваяния достигает двух метров. Сотрудники музея уверяют, что на коленях статуи может появляться кровь, как предзнаменование тяжелых событий в жизни страны. Последний раз работники Эрмитажа наблюдали это в 1991 году, в преддверии распада СССР.

К числу шедевров зала и всего музея относится огромная, двухметровая, гранитная статуя богини Мут-Сохмет из храма в Фивах (конец XV в. до н.э.). Появлением в Эрмитаже бесценной статуи Мут-Сохмет (XV век до нашей эры), обнаруженной в Карнаке среди развалин мы обязаны Аврааму Сергеевичу Норову, ученому, путешественнику, поэту. А.Норов потерял ногу в Бородинском сражении, когда ему было 17 лет. Тем не менее, он взобрался даже на вершину Большой пирамиды, что нелегко сделать и здоровому человеку.

Он глубоко интересовался историей великой нильской цивилизации.
"Нельзя не удивляться на каждом шагу глубокомыслию этого удивительного народа, который из храмов, чертогов царей и других публичных зданий делал книги для изучения их в продолжении всей жизни, в которых гранитные листы, пережив тысячелетия, могут быть еще прочитаны будущими поколениями..." - писал А.С. Норов. Он писал дневники и иллюстрировал их рисунками.
Особенно поразили Норова Фивы: "Все статуи Рима, Афин, народов Сицилии, даже Бальбака и Пальмира перед Фивами ничтожны!"Из храма в Карнаке А. Норов в 1837 году привез базальтовую статую Сехмет - львиноголовой богини, дочери бога Ра.
Норов обозначил, где нашел статую: знаменитый комплекс богини Мут на берегу озера Ишеру, хотя и ошибся в идентификации статуи, приняв ее за Исиду сначала.Статуй богини Мут на берегу озера было много, но только одна сохранилась, уцелела. Ее-то он и купил у властей, чтобы перевезти на "родной север, не во гнев Исиде и Осирису, но из сожаления к драгоценным остаткам великих Фив".
Во время перевозки статуи, еще в Египте, произошел интересный случай, который Норов описывает так: " Одна арабская дама...проезжала на роскошно убранноом лошаке возле берега, где была причалена моя дагабия; она была поражена видом приобретенной мною в Фивах статуи богини. Остановясь, она попросила позволения войти на дагабию, и мои люди поспешили пригласить ее.Подойдя к статуе, она долго смотрела на нее в большой задумчивости, потом стала на колени, набожно поцеловала ее в грудь и удалилась со слезами на глазах.. Одна женщина из свиты этой дамы сказала, что на молилась о прекращении ее неплодия.
Другие молодые женщины приходили топами прощаться со статуей, пели вокруг нее, и какой-то старик говорил речь".По морю статую доставили в Одессу, а потом, на санях, в Петербург.
Вернувшись в Петербург, Норов рассказал об этом Пушкину. На последнего рассказ произвел сильное впечатление, он сказал: "Какую чудную поэму можно было бы создать из этого эпизода..." и пошел взглянуть на статую, хранившуюся тогда под лестницей в Академии.
После 15-летнего пребывания в Академии Мут-Сохмет перевезли в Эрмитаж, где она и обрела свою вторую жизнь в окружении близких ей произведений искусства далекой для нас страны фараонов.
Сехмет переводится как «могучая» и считается богиней палящего солнца и войны. Также она представляется грозным оком бога Солнца – Ра, целительницей, которая обладает магической силой наводить болезни, а также излечивать их.

Сехмет покровительствовала врачам,считавшимся в то время ее жрецами. Ее характер не поддавался контролю.
Богиня с головой льва, являлась олицетворением разрушительной энергии солнца и солнечного зноя, по этой причине у нее на голове был изображен диск. Богиня считалась довольно суровой.
Согласно мифу, кровожадная богиня решила уничтожить род человеческий.
Боги решили спасти людей: они разлили перед богиней подкрашенное в красный цвет пиво, которое Мут-Сохмет приняла за человеческую кровь. Выпила – и успокоилась.
Миф порожден был реальностью: от засухи избавляют египтян красные, в период разлива, воды Нила. Грозная богиня держит в руках "анх" - знак символизирующий жизнь.
Однако легенда Эрмитажа уверяет, что опасность для людей все еще сохраняется.
Якобы, каждое полнолуние на коленях богини появляется красноватая лужица.
По другой версии – ноги богини покрываются странным красноватым влажным налетом всякий раз, когда Россию ожидают очередные неприятности, беды, катастрофы. Последний раз налет, якобы, был обнаружен в 1991 году.
Есть ли в легенде хоть доля истины? И как можно объяснить странный «кровавый» налет? На эти вопросы ответы пока не найдены.

Она была первой древнеегипетской скульптурой, приобретенной Эрмитажем, привезенная в 1837 г. русским путешественником А. С. Норовым из храма богини Мут в Фивах и сначала находившаяся в Академии Художеств. Египет всегда привлекал русских людей. Паломников влекли святые места Палестины, Иерусалима и Синая. Среди паломников и путешественников было много увлеченных и искренне верующих людей, Таким был и академик А.С. Норов.

SLIDE #3

Авраам Сергеевич Норов - поэт и писатель, храбрый воин, взобрался даже на вершину Большой пирамиды, что нелегко сделать и здоровому человеку который возник в русском обществе с начала XIX в. Путешествие А. С. Норова, и покупка им монументальной статуи древнеегипетской богини, несомненно, стояли в тесной связи с тем широким интересом к памятникам древнего Египта, А.С.Норову мы обязаны появлением в Эрмитаже бесценной статуи Мут-Сохмет (XV век до нашей эры), обнаруженной в Карнаке среди развалин небольшого храма.

Отсюда, из храма в Карнаке Авраам Норов привез колоссальную гранитную статую богини Сехмет. В своем труде Норов упомянул место находки статуи, знаменитый комплекс богини Мут на берегу подковообразного озера Ишеру, хотя и ошибся, идентифицируя статую божества: «Обводной канал, шириною сажени три, доселе наполнен водою; во многих местах сбереглись каменные крыльца, сходившие в канал. Все четыре рамы полуострова были уставлены статуями из черного порфира, изображавшими в настоящий рост сидящую богиню Нейт, с львиною головою… Из всех этих статуй, поверженных и разбитых, я нашел только одну уцелевшую, и решился приобрести ее и перевезти на родной север». Во время перевозки статуи, еще в Египте, неподалеку от Кены, с Норовым произошел интересный случай. «Возвратясь в мою дагабию, я узнал от моих людей любопытное происшествие. Одна молодая арабская дама в сопровождении нескольких саисов проезжала на роскошно убранном лошаке возле берега, где была причалена моя дагабия; она была поражена видом приобретенной мною в Фивах статуи богини Нейт, которая занимала почти всю палубу; остановясь она послала просить позволения взойти на дагабию, и мои люди поспешили пригласить ее. Подойдя к статуе, она долго смотрела на нее в большой задумчивости; потом стала на колени, набожно поцеловала ее в грудь и удалилась со слезами на глазах… Одна старая женщина из свиты этой дамы сказала, что она молилась о прекращении ее неплодия».

Эта двухметровая статуя высечена из базальтового монолита в XV в.до н.э.в г. Фивы. 574 статуи Сохмет украшали храм богини Мут-Сохмет при Аменхотепе. В первой трети 19 в. русский путешественник Авраам Норов увидел одну уцелевшую статую среди разбитых и купил ее. По морю доставили статую до Одессы, а потом на санях в Петербург. Порфировое изваяние лежало полузасыпанное песком, и Норов купил его у местных властей, чтобы увезти "на родной север, не во гнев Исиде и Осирису, но из сожаления к драгоценным останкам великих Фив". Гранитная статуя богини Мут-Сохмет является хорошим образцом монументальной храмовой скульптуры. Она происходит из храма Мут в Карнаке, построенного Аменхотепом III, чьи титулы и имена написаны на передней поверхности трона. В храме находились многие сотни статуй богини, ныне разбросанные по музеям мира. Мут-Сохмет - львиноголовая богиня, дочь бога Ра, божество войны. Считалась защитницей Ра и Осириса, а также покровительницей медицины и врачей.

Статуя хранилась под лестницей в Академии и после 15-летнего пребывания Мут-Сохмет перевезли в Эрмитаж, где она и обрела свою вторую жизнь в окружении близких ей произведений искусства далекой для нас страны фараонов. Сохмет, Сехмет - "могучая", "обладающая силой и властью" - страшная богиня войны, богиня палящего солнечного жара, гнев её приносил эпидемии и мор. Священное животное - львица. Изображалась в виде львицы или в виде женщины с львиной головой. Обычно её одеяния были красного цвета.

Сехмет переводится как «могучая» и считается богиней палящего солнца и войны. Также она представляется грозным оком бога Солнца – Ра, целительницей, которая обладает магической силой наводить болезни, а также излечивать их. Сехмет покровительствовала врачам,считавшимся в то время ее жрецами. Ее характер не поддавался контролю. Богиня с головой льва, являлась олицетворением разрушительной энергии солнца и солнечного зноя, по этой причине у нее на голове был изображен диск. Богиня считалась довольно суровой. В одном позднем мифе, в котором повествовалось про истребление богом Ра непокорного человечества, богиня Сехмет получала наслаждение от вида избиения людей. В этом образе отражено стремление подчеркнуть могущество человека, сопоставив его с силой зверя. Согласно мифу, разгневанная на людей, переставших подчиняться её одряхлевшему отцу и творивших зло, богиня решила испепелить их жаром засухи. И лишь заступничество сжалившихся богов спасло людей от полного истребления. По их совету разлили ночью подкрашенное в красный цвет пиво, которое, приняв за кровь, выпила богиня. Миф порожден был реальностью: от засухи избавляют египтян красные, в период разлива, воды Нила. Грозная богиня держит в руках "анх" - знак символизирующий жизнь.

В некоторых мифах о создании людей богиню называют создательницей азиатов и ливийцев. Она была защитницей людей и хранительницей мира. Египтяне считали, что гнев Сохмет способен принести эпидемии и мор. Поклонения Сехмет происходили в храме Гелиополиса, в котором жрецы содержали священных львов.

И в наше время легенды о богине Сохмет вызывают интерес у посетителей Эрмитажа.. Жуткая легенда музея советует присмотреться к статуе львиноголовой богини войны и палящего зноя Мут-Сохмет. Согласно мифу, однажды эта кровожадная богиня решила истребить весь человеческий род. Спасло людей вмешательство остальных богов, которые решили обмануть Мут-Сохмет. Ночью они разлили перед ней подкрашенное красным пиво. Наутро богиня, приняв пиво за человеческую кровь, выпила его и успокоилась. Прошли тысячелетия. Однако, как рассказывает современная эрмитажная легенда, угроза человечеству до сих пор не исчезла. Правда, не исчезли и силы, его охраняющие. По легенде, раз в году, в полнолуние, на базальтовых коленях львиноподобной богини появляется красноватая лужица, очень напоминающая человеческую кровь или подкрашенное вино. Но незадолго до появления первых музейных посетителей лужица бесследно исчезает. Несомненно, статуя Мут-Сохмет является одной из ярчайших экспонатов и является предметом гордости для Эрмитажа.

 

Мумия жреца Па-ди-иста

В Эрмитаже хранится несколько мумий, но самой знаменитой считается мумия древнеегипетского жреца Па-ди-иста. Возраст, приблизительно, десятый век до нашей эры. Мумия занимает самое видное место в зале Древнего Египта. В Эрмитаж экспонат попал вместе с коллекцией мумий и саркофагов, которую музею преподнес в дар купец Анастас Аверов. Па-ди-иста мумифицировали, что отвечало обычаям того времени. Нам остается лишь диву даваться, насколько высок был уровень мастерства бальзамировщиков Древнего Египта.

В запасниках Эрмитажа хранится не менее пяти мумий, но знаменитой считается именно мумия древнеегипетского жреца Па-ди-иста (по другим источникам – Пе-те-се). Возраст экспоната - ориентировочно X в. до н. э. Находится она в зале Древнего Египта на самом видном месте и считается самым «старым» объектом экспозиции в Эрмитаже. Своего рода «старожил» Музея.

Узнать про историю мумии жреца в Египетском зале Эрмитажа практически невозможно, так как информация в общедоступных источниках отсутствует полностью.

Но одно известно точно: коллекцию мумий и саркофагов музею подарил купец Анастас Аверов. После войны 1812 года он вышел в отставку и много путешествовал, покупая раритетные и уникальные вещи из истории Древнего Египта. И был он в этом не одинок. Путешественник А.С. Норов привез и подарил музею статую богини Сохмет, отставной морской офицер И.П. Бутенев – найденную им в Египте «Книгу мёртвых», статуэтки и камни – плиты. Все это находится в Египетском зале.

При жизни бедолагу звали Па-ди-Ист: «Данный Изидой». Он прожил долгую и интересную жизнь, сделал неплохую карьеру, умерев, был, как положено, похоронен… а через три тысячи лет извлечен из могилы и, в комплекте со всеми саркофагами и погребальными полотенцами, прикуплен русскими царями. Для коллекции.
Древние египтяне готовились к загробной жизни загодя. Согласно их религиозным установкам, лишь полная сохранность тела могла гарантировать владельцу тела, что и после смерти у него все окажется о'кей.
Сохранности мумий здорово повредило то, что в Средние века их использовали как средство от импотенции. Рецепт прост: истолченную в порошок мумию смешать в равных долях с растительным маслом. Встряхнуть, но не взбалтывать. Выпивать коктейль залпом. Жрец Па-ди-иста жил примерно в 10 веке до нашей эры и был похоронен в соответствии с обрядами того времени – его тело было мумифицировано. Сейчас его можно рассматривать как образец работы мастеров «последнего пути» для древнего египтянина.

Следует помнить о некоторых особенностях фотографирования: работники музея неодобрительно относятся к фотовспышкам. Считается, что это вредит сохранности мумифицированного тела. Да и сфотографировать довольно сложно – специальный саркофаг из стекла дает много бликов. Снимается же стекло только во время планового ухода за экспонатом. Ведь мумию жреца Па-ди-иста в Эрмитаже необходимо периодически высушивать и проводить другие действия для сохранности. Затем снова накрывать стеклянным коробом и откачивать из него воздух.

Мумия (араб. и перс.), труп, предохранённый от разложения
искусственным способом. Стремление сохранить тело после смерти у многих народов было связано с представлениями о загробной жизни и о бессмертии души. Мумификация трупов людей и священных животных широко применялась в Древнем Египте. Древнейшая из известных М. — мумия египетской царицы Хетепхерес (3-е тыс. до н. э.). Сохранение трупов умерших путём прокапчивания было известно древним народам Перу, Мексики, Канарских островов. На территории СССР мумии были обнаружены при раскопках Пазырыкских курганов на Алтае (5—4 вв. до н. э.). Погребения с мумиями содержат обычно богатый инвентарь, и их раскопки дают ценные материалы
по быту, культуре, искусству и религии древних обществ. Он лежит под футляром из специального стекла - ему противопоказано
общение с воздухом музея, его нельзя фотографировать - это смертельно
для него. Для жреца созданы особые условия жизни в Эрмитаже. Время от
времени поднимают его футляр, саркофаг "дезинфицируют", проверяют
состояние мумии. Оно зависит и от влажности воздуха, и от туманов или
обилия солнечных лучей, хотя зал Египта находится на первом этаже окнами на север. От всего перечисленного и целой кучи сопутствующих проблем, плесень на его животе то расползается, то уменьшается. Практически всегда жрец улыбается, грустно или насмешливо, а иногда и злобно. "По количеству старинных и не очень старинных мумифицированных трупов Петербург – мировой рекордсмен. Самая же знаменитая петербургская мумия – это, безусловно, замурованное в эрмитажной витрине голое, почерневшее от времени тело древнеегипетского жреца. Но даже после массированной многовековой охоты за ними, иссохших
древнеегипетских тел до нас дошло столько, что мумиями украшена
коллекция практически каждого крупного музея. В Эрмитаже, например, их не меньше пяти. Они хранятся в запасниках музея. Не исключено, что с бирочками на больших пальцах ног. За всех приходится отдуваться одному жрецу. Запрокинув голову и закусив верхнюю губу, жрец Па-ди-ист который год лежит и покрывается пылью в замурованной пуленепробиваемой витрине. Выглядит он усталым. Чтобы толпящиеся вокруг туристы не попортили экспонат, к нему приставлен смотритель. Не все хранящиеся у нас останки могут похвастаться столь древним происхождением. "Жизнь египтянина была подготовкой к загробному существованию, и все его силы были устремлены на то, чтобы обеспечить достойную жизнь души после смерти. Фараоны начинали готовиться к смерти и торжественному погребению, едва взойдя на трон. Знаменитые египетские пирамиды, где хоронили правителей, строились порой не один десяток лет. Практика мумифицирования достигла своего пика в XI и XII веках до н. э. в Фивах, где располагались сохранившиеся и по сей день Луксор и Карнак. Целью мумификации стало сохранение тела невредимым для его транспортировки в загробный мир.

Стела Ипи

Этот артефакт относится к одному из ярчайших произведений древнеегипетской пластики. Стела выполнена из известковой плиты и практически вся ее поверхность занята сценой поклонения сановника по имени Ипи ста



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: