ОСОБЕННОСТИ ТЕХНОЛОГИИ
ЛЕПКИ ИЗ СОЛЕНОГО ТЕСТА
(практические советы и рекомендации)
Техника работы с соленым тестом несложная. Она не требует значительных денежных затрат, не занимает много времени и не нуждается в специальном оборудовании для обработки готовых изделий. Из соленого теста можно создать бесконечное множество образов, каждый раз находить новые варианты и способы лепки. Однако, его возможности становятся практически неограниченными при условии, если удастся правильно вымесить тесто.
Рецепт теста.
Смешайте в миске 2 стакана муки с 1 стаканом мелкой соли и 1 стакан воды (лучше недолить, чем перелить).
Хорошо вымесите. Тесто должно быть мягким и очень пластичным, приятным на ощупь.
Хранение теста.
На открытом воздухе тесто быстро обветривается и становится хрупким. Обязательно нужно его положить в полиэтиленовый пакет. А если предполагается хранить его несколько дней, то поместить в холодильник.
Окрашивание теста при замешивании.
После того как мука смешана с солью, нужно получившуюся массу разделить на несколько порций и в каждую добавить подкрашенную воду. Окрашивая разными цветами порции смеси, мы получаем различную окраску соленого теста. Можно в качестве красителя использовать пищевую краску, гуашь или акварель. После замеса тесто следует разложить в полиэтиленовые пакеты или пластиковые емкости по цветам.
Окрашивание поделок после того, как они высохли.
После полного высыхания изделия из соленого теста можно раскрасить, используя гуашевые, акриловые или акварельные краски. Перед покраской поделки можно покрыть тонким слоем клея ПВА, универсальной грунтовкой или белой гуашью. Удобно прямо в краски добавлять клей ПВА. Тогда высохшая краска держится прочно, не смазывается, не растирается.
|
Пока тесто сырое — цвета яркие, а когда оно высыхает, цвета блекнут. В этом случае готовое изделие можно покрыть акриловым лаком.
Особенности лепки.
Прежде чем начать лепить, кусочек теста хорошенько разминают в руках. Приемы изготовления поделок из соленого теста очень схожи с приемами работы с пластилином: фигурки лепят и украшают, вытягивая отдельные детали, свивая жгуты, соединяя части и т.д. Но нужно учитывать, что тесто более нежный материал и отдельные детали примазывать не надо, а просто место соединения смочить водой. Скрепить детали также можно следующим образом: насадить на каркас из трубочки, палочки, проволоки; сделать надрез (разрез) стекой, вставить в него деталь и плотно сжать; положить на шов жгутик и разгладить и т.д.
Вылепленное изделие может сушится в духовке при низкой температуре и с открытой дверцей, на воздухе или комбинированным способом (сначала поделку выдерживают 1-2 дня на воздухе, затем досушивают в духовке).
Время запекания в духовке варьируется в зависимости от размеров изделия. Для сушки толстых изделий требуется несколько часов, другие изделия могут быть готовы после недолгого периода запекания.
Если изделие перед запеканием смазать яичным желтком, разведенным с одной-двумя столовыми ложками воды, то тесто приобретет красивый золотистый оттенок.
Хранение и реставрация готовых поделок.
Поделки из соленого теста следует хранить в сухом месте, иначе они напитаются влагой и раскрошатся.
|
Обращаться с ними нужно осторожно.
Однако, если какой-то элемент отломается, его можно приклеить клеем ПВА или Титаном.
Если по изделию пошли трещины, их можно заделать продолговатыми кусочками теста и смачивая водой.
Уход за поделками из соленого теста.
Пыль, оседающую на изделия, необходимо удалять с помощью фена для сушки волос или толстой мягкой кисточки.
Поделки из соленого теста можно время от времени просушивать в духовке.
Инструменты и дополнительные материалы, необходимые для лепки из соленого теста:
· Доски формата А4, обернутые фольгой или файлом;
· скалки для раскатывания теста;
· линейка;
· различные стеки или предметы их заменяющие:
ручки, карандаши, зубочистки, палочки, пластиковые ножи;
· инструменты для нанесения рисунка на поверхность теста: расчёски, зубные щётки, пластиковые вилки, ложки, палочки от чупа-чупсов;
· печатки и штампики для нанесения рисунка: соломинки от коктейля, крупные пуговицы, монеты, колпачки фломастеров, пробки, камушки, ракушки и т.д.;
· клей Титан;
· пластиковые крышки от аэрозолей, колпачки шариковых ручек, бумажные шаблоны, соломинки от коктейля;
· соединительные детали: соломинки от коктейля, использованные стержни от шариковых ручек, палочки;
· природный материал ( ракушки, перья, шишки, каштаны, жёлуди, перья, зёрна, травки, семена, косточки и т.д.);
· бросовый материал (пробки, спички, коробки, катушки из-под ниток, втулки из-под скотча, пенопласт, кусочки ткани, нитки и т.д.);
· пуговицы, бисер, блестки, фольга и др.;
|
· клей ПВА;
· кисточки разных размеров, краски акварельные, гуашь, фломастеры.
· маленькое ситечко;
· чесноковыжималка;
· маникюрные ножницы.
Полезные советы
1. Сделать кусты или волосы для фигурки из теста можно, пропустив тесто через дуршлаг или чесноковыжималку.
2. Лопаточка для жаренья рыбы очень удобна для переноса фигурок без повреждений или перекладывания фигурок с противня.
3. Лопаточкой можно наносить рисунок на поверхность теста.
4.Линейкой удобно делит тесто на части.
5.Ножницы нужны для того, чтобы обозначить иголки ежа или сделать фигурке рот и т. д.
6.В процессе лепки объемной скульптуры следует сначала сформировать основу из фольги, затем облепить ее соленым тестом. В качестве основы можно использовать футлярчики киндер-сюрпризов.
7.Для более четкой передачи образа к тесту можно добавить дополнительные материалы. Так тесто отлично комбинируется с бисером, ракушками, нитками, сухоцветами и т.д.
8.Из ниток выходят замечательные волосы, из лески - усы, из меха – борода. Из пластмассовых палочек от чупа-чупсов или зубочисток получаются чьи-нибудь белоснежные зубы или бивни. А из бисера, бусинок, перца горошком, мелких пуговиц – глаза.
9.Если изделие получилось очень объемным, то сушить его нужно долго, для миниатюрного изделия времени для просушки надо меньше. Чем меньше игрушка, тем больше шансов, что она не растрескается в духовке.
10. Высушивая работы в духовке, нужно быть внимательным, так как они могут подгореть, и вид у поделок будет непривлекательным.
Создание картины из соленого теста.
Подготовка основы.
Лепка рельефной картины всегда начинается с подготовки основы. Это может форма из соленого теста. Такую форму сначала нужно раскатать в лепешку, а затем обрезать до нужного размера.
По размеру рамки можно вырезать плотный картон и наклеить на него обои или однотонную ткань. Картонную основу также можно покрыть раствором клея ПВА, затем загрунтовать тонким слоем соленого теста или посыпать манной крупой.
Оригинальные работы получаются, если в качестве основы использовать диски или пластинки.
Создание рельефного изображения.
Сначала карандашом набрасывается эскиз на основу.
Затем следует определить хотя бы примерную последовательность работы, и то какие элементы будут сделаны из теста.
Можно прямо на эскизе выполнять лепку композиции в полном объеме и затем сушить картину на теплом воздухе.
Можно, соблюдая размеры, каждый элемент лепить отдельно.
Готовые детали сушить в духовке, затем клеем прикрепить их к основе картины.
Детали будущего панно дети могут слепить с помощью различных трафаретов и шаблонов.
Цветовая обработка готового изображения.
Если тесто не было окрашено при замесе, вы без особого труда раскрасите уже готовую работу.
Последние штрихи.
Полученную картину вставляем в рамку.
Если нет подходящей рамки, сделать ее можно самим из соленого теста, ракушек, палочек, соломинок от коктейля и т.д.
Картину и рамку из соленого теста можно украсить бисером, бусинами, кружевом, лентами, пуговицами или природным материалом: ракушками, камушками, различными семенами, колосками и сухими травинками, сухоцветами.
Красками дополняем недостающие элементы и покрываем произведение лаком или раствором клея ПВА.