Классификация детей с ОВЗ




Классификация детей с ОВЗ ориентирована на процесс обучения и рассматривает особенности их развития с этой точки зрения. Многие нарушения, вызванные проблемами здоровья, преодолеваются в результате образовательной и коррекционно-воспитательной работы школы.

Рассмотрим сводную классификационную таблицу «Категории детей с ОВЗ и их особенности»

Категория Восприятие Мышление Речь Память Внимание Движения Поведение
Нарушение зрения ●незрячие и слабовидящие ●органическое поражение зрительного анализатора ●не могут использовать зрение в ориентировочной и познавательной деятельности.   ● нет полноты, целостности ●осязательно-двигательное и двигательно-слуховое   ●сужены понятия ●нет целостности ●не имеют обоснованных суждений и заключений ●словесно-логическое у незрячих и наглядно-образное у слабовидящих ●практически-действенное при действии с предметами ●медленное развитие ●несоответствие слов и образов ●формализм ●быстрое забывание ограниченный объем ●медленное запоминание ●плохая долговременная и хорошая кратковременная, слуховая, осязательная ● разитая словесно-логическая ●преобладание нероизвольного ●переключение на второстепенные объекты и рассеянность ●утомляемость ●низкий объем ●хаотичность и отсутствие целенаправленности ●трудность в пространственной ориентировке и формировании двигательных навыков ●снижена двигательная активность ●нет точности и координации ●двигательная расторможенность ●отсутствие целеустремленности и сдержанности●суетливость низкая дисциплина и неорганизованность конфликтность возможен невроз в виде неврастении    
Нарушение слуха ●глухие и слабослышащие ● двустороннее нарушение слуховой функции ●речевое общение затруднено или невозможно ●нарушен вестибулярный аппарат ●доминирует зрительное ●развито восприятие тонко дифференцированных структур устной речи, мимики, жестов ●дополнительный канал: кожный анализатор и вибрационная чувствительность ●снижены аналитические способности ●неумение выделять свойства и отношение объектов, их название ●наглядно-действенное ●отсутствие внутренней речи ●отсутсвие речи при планировании ●нет логичности и последовательности ●выделение не главного, а частностного ●хорошая наглядно- образная ●отсутствие слуховой ●отсутствие слухового внимания ●концентрация на губах говорящего ●устойчивость зависит видов деятельности ●трудность переключения   ●плохая координация и неуверенность●медленное овладение двигательными навыками ●трудность в сохранении статического и динамического равновесия ●не развита пространственная ориентировка●медлительность ●проблемы с мелкой моторикой ●нет согласованности и переключаемости ●ригидность, импульсивность, эгоцентричность ●аккуратность, трудолюбие  
Задержка психического развития (ЗПР) ●замедлен темп формирования высших психических функций ● стойкое состояние незрелости эмоционально-волевой сферы ● интеллектуальная недостаточность   ●нет целостности и последовательности ●затруднения при новых ракурсах   ●снижена познавательная активность ●наглядно-действенное ●нарушены пространственные представления ●преобладание анализа ●инертность и регидность ●смещение с главного на частности ●бессвязность, нет логики, ясности ●бедность лексики     ●низкий объем и скорость ●преобладание наглядной ●непродуктивность непроизвольная ●нарушена механическая ●неустойчивость и отвлекаемость сниженная концентрация ●трудность переключения и распределения   ●замедленное развитии ●нечеткость и нарушение регуляции ●импульсивность и резкая расторможенность ●плаксивость ●негативизм ●агрессивность
Нарушение интеллектуального развития ●умственной отсталость (олигофрения – синдром врожденного психического дефекта, деменция – распад психики) и интеллектуальное недоразвитие (идиотия, имбецильность дебильность) ●органическое поражение головного мозга ведет к нарушению высших познавательных процессов и стойкому необратимому нарушению интеллектуального развития ●искажение образов ●отсутствие перестройки ●нет осмысленности, целостности, избирательности ●поверхностность   ●вялость процессов ●нет обобщений, сравнений, оценки ●снижено наглядно-действенное, наглядно-оборазное словесно-логическое ●анализ беден и фрагментарен ●отсутствие внутренних взаимосвязей ●неразвиты фонетическая, лексическая, грамматическая стороны ●задержка понимания речи ●дефицит слов ●трудности звукобуквенного анализа и синтеза при понимании     ●слабая, ●лучше запоминают многократно повторяемую, яркую информацию   ●низкая устойчивость●трудность распределения и замедленность переключения быстрая отвлекаемость   ●затруднена пространственная ориетровка ●задержка формирования двигательных навыков ●низкая двигательная активность ●нет точности и координации ●двигательная расторможенность ● безынициативность, неумение самостоятельно действовать●импульсивность ●повышенная возбудимость ● подчиненность ● слабость собственных намерений ●стереотипность ●сниженная самооценка диструктивность
Тяжелые нарушения речи ●нарушения коммуникативной и познавательной (обобщающей) функций речи (алексия – отсутствие речи, неспособность к ее усвоению, ,дислексия – трудность овладения чтением; заикание) ●разные психофизические отклонения ●нарушение слухового, речевого, зрительного и кинестетического ●трудность восприятия при усложненных условиях ●снижена целостность ●поверхностность ●отставание словесно-логического ●трудность анализа и синтеза, сравнения и обобщения   ● отсутствие речи или невнятность ●неправильность произношения звуков ●расхождение между звуком произносимого слова и его образом   ●снижена вербальная ●сохранена логическая и смысловая ●низкая продуктивность   ●неустойчивость ●ограниченность в распределении   ●нет координации и ловкости ●медлительность ●нарушения тонкой и мелкой моторики   ●заниженная или неадекватно завышенная самооценка ●раздражительность и обидчивость ●смена интересов
Нарушения опорно-двигательного аппарата: ●ДЦП и поражение спинного мозга. ●органическое поражение двигательных центров головного или спинного мозга ведет к невозможности или частичному нарушению движений.   ● трудность восприятия формы и объема ● сложность с абстрактными и прстранственно-временными понятиями ● замедленность ●нарушена артикуляция ●искажение фонетического произношение звуков или их замена нарушен анализ звукового состава слов: не могут различить звуки на слух, повторить слоги и выделить звуки медленное увеличение лексики ●недоразвитие устной речи ●слабая образная ●хорошая механическая ●трудность опосредованного запоминания ●плохая сосредоточенностьи концентрация   ● патология перераспределения мышечного тонуса ●снижение силы мышц ●нарушение взаимодействия между категориями мышц ●движения неловкие, несоразмерные, неполные по объему   ● повышенная эмоциональная возбудимость, руководство эмоциями удовольствия ●чрезмерная впечатлительность, склонность к страхам ●инфантилизм и эгоцентричность неподчинение требованиям коллектива
Расстройство поведения и общения: ●разнородная группа, в т.ч расстройство аутического спектра (РАС) и синдром дифицита внимания и гиперактивности (СДВГ) ●психологические особенности ведут к нарушению развития средств коммуникации и социальных навыков РАС ●дезорганизовано ●фрагментарно, нет целостности СДВГ ●неполная обработка входящей информации РАС ●не понимают подтекста ●осмысление с одного ракурса ●трудности обобщения и абстрагирования СДВГ ●цикличность:периоды активности и восстановления ●при восстановлении перестают осмысливать информацию РАС ●иногда не понимают значение ●богатая лексика, но мало используется ●затруднения с диалогами ●повторяют только что сказанное другим («эхолалия») ●говорят, не слушая других СДВГ ●задержка развития ●недостаточная артикуляция ●замедление или ускорение речи РАС ●мехническое запоминание СДВГ ●снижена ●забывание информации в период восстановления РАС ●развитое непроизвольное и минимум произвольного ●лучше воспринимают обращение к другим ●замедленность ● нет концентрации СДВГ ●нет концентрации ●легко отвлекаются   РАС ●трудности ориентации в пространстве и с равновесием ●нет согласованности движений двух строн тела ●непроизволные движения СДВГ ●нарушение тонкой и мелкой моторики ●низкая координация и неуклюжесть   РАС ●стереотипность ● избегание контактов ●отрешенность от мира ●закрытость ●агрессивность СДВГ ●говорливость и суетливость ●конфликтность ●негативизм ●низеая самооценка  
Комплексное нарушение развития. Имеют сочетание двух или более первичных нарушений ●те же что в имеющихся первичных нарушениях


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-09-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: