Наталья Посаднова
Конспект квест-игры «По дорогам русских народных сказок» по речевому развитию в подготовительной к школе группе по ФГОС
Цель: закрепить и систематизировать знания детей о русских народных сказках посредством квест-игры.
Задачи:
Образовательные: учить узнавать сказку по иллюстрациям, загадкам, эпизодам; закрепить умение работы с мнемотаблицами, мнемодорожками; закрепить навыки детей пересказа сказок. Расширить словарный запас; закрепить названия русских народных сказок.
Развивающие: развивать речевую и познавательную активность детей, умение сравнивать, обобщать, делать выводы и умозаключения; развивать мышление, воображение, зрительную память, наблюдательность.
Воспитательные: воспитывать интерес к русским народным сказкам. Формировать навык сотрудничества, доброжелательности.
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие », «Познавательное развитие », «Художественно-эстетическое развитие », «Социально-коммуникативное развитие », «Физическое развитие ».
Предварительная работа: чтение русских народных сказок, беседы по их содержанию; рассматривание иллюстраций к сказкам; просмотр мультфильмов; слушание аудиозаписей со сказками; выставка книг по теме «Русские народные сказки »; игры-драматизации по сказкам; использование мнемотехники (мнемотаблицы, мнемодорожки); разгадывание загадок, ребусов; просмотр презентаций по теме «Русские народные сказки ».
Оборудование и материалы: ноутбук, мультимедийная система (проектор, экран, аудиозапись мелодии «В гостях у сказки », аудиозапись физкультминутки, план-карта, мяч, мнемотаблицы, мнемодорожки, стол-лабиринт, карточки-буквы, карточки-загадки, конверты с карточками «Собери сказку », карточки с отрывками из сказок, корзина, книга «Сборник русских народных сказок », блокноты.
|
Методическая и художественная литература:
«От Рождения до Школы. Основная образовательная программа дошкольного образования » / под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. -М.:МОЗАЙКА-СИНТЕЗ,2015.
Гербова В. В. «Развитие речи в детском саду: Подготовительная к школе группа. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. -112с.
Программа подготовки к обучению грамоте и конспекты НОД с использованием здоровьесберегающих технологий для детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет) / авт. - сост. Н. М. Сертакова. - СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2017. -192с.
Русские народные сказки (в обработке): «Лисичка-сестричка и серый волк», «Петушок и бобовое зернышко», «Гуси-лебеди», «Зимовье зверей», «Лисичка со скалочкой», «По щучьему велению», «Заюшкина избушка», «Вершки-корешки», «Колобок», «Теремок», «Маша и медведь», «Три медведя», «Курочка-Ряба», «Царевна-лягушка», «Лиса и журавль», и др.
А. В. Аджи «Открытые мероприятия для детей подготовительной группы детского сада. Образовательная область «Развитие речи » » - Воронеж: ООО «Метода» 2015г.
Ход занятия:
Дети под музыку «В гостях у сказки » входят в группу и встают в круг:
- В круг вставайте веселей,
Утро начинается,
И от всей души мы с вами,
Дружно улыбаемся!
- Ребята, к нам в детский сад, пришло электронное письмо. А хотите узнать от кого? - Внимание - на волшебный экран (на экране изображен «Петрушка» и текст письма). Читаем письмо: «Здравствуйте, дорогие мои друзья! Я обращаюсь к вам с большой просьбой. У меня исчезла очень важная вещь, без которой я не могу обходиться. На том месте, где эта вещь была, я обнаружил карту. Следуя плану, который на ней изображен, я понял, что я смогу найти эту вещь, если преодолею все трудности и препятствия. Я знаю, что вы очень дружные ребята, и все всегда делаете все вместе. Помогите мне, пожалуйста, найти эту вещь. Отправляю вам план-карту. Всего вам доброго, до встречи! Ваш Петрушка».
|
- Вот карта, где показаны задания, которые нужно выполнить. Давайте ее рассмотрим. (Дети рассматривают план-карту). Какая карта? Что на ней изображено? Правильно, на ней изображены отрывки из русских народных сказок. После выполнения каждого задания вы будете получать букву, когда вы соберете все буквы, вы должны будете составить слово. Слово – это «вещь», которая исчезла. А найдем мы ее после того, как отгадаем загадку. В загадке будет указано место, где «вещь» находится.
- Ребята, вы готовы помочь Петрушке?
Дети садятся.
- А сейчас первое задание.
Игра «Что лишнее?» (приложение1)
- Рассмотрите четыре картинки, угадайте сказку, уберите лишнюю картинку и объясните, почему она лишняя (назовите сказку).
Дети отгадывают.
- Молодцы, с первым заданием вы справились. Вы получаете первую букву. Какая буква? Назовите ее.
Дети получают карточку-букву «И».
- А сейчас мы с вами немного разомнемся. (Дети встают в круг). Для этого нам понадобится мяч. У многих сказочных героев двойные имена, например: Кощей - Бессмертный. Я вам бросаю мяч, и произношу первую половину имени сказочного героя, а вы мне мяч возвращаете и говорите вторую половину. (приложение2)
|
- Вот мы и размялись.
Дети садятся.
- Второе задание: «Какая сказка спряталась в таблице?» На столе лежит для каждого из вас таблица. Каждый должен отгадать, какая сказка изображена на таблице.
Дети рассматривают и отгадывают названия сказок по мнемотаблицам:
«Лисичка-сестричка и серый волк»
«Петушок и бобовое зернышко»
«Гуси-лебеди»
«Зимовье зверей»
«Лисичка со скалочкой»
«По щучьему велению»
«Заюшкина избушка»
«Вершки-корешки»
- Отлично! Вы отгадали все сказки, и получаете следующую букву.
Дети получают карточку-букву «А».
- А теперь, нам с вами нужно отдохнуть.
Дети выходят и встают в круг. Выполняют движения в соответствии с текстом.
Физкультминутка (включаем аудиозапись).
- Третье задание. Герои сказок часто попадали в безвыходные ситуации, прямо в настоящие лабиринты, отгадывали разные загадки, чтобы преодолеть трудности и все испытания. Для того, чтобы выполнить следующее задание, необходимо пройти «Сказочный лабиринт », отгадать ребусы и загадки. С помощью считалки, дети выбирают того, кто будет проходить лабиринт.
Дети проходят «Сказочный лабиринт », где изображены герои сказок и предметы из сказок (стол-лабиринт, отгадывают ребусы и загадки. (приложение 4)
- Очень хорошо, вы справились с этим заданием и получаете еще одну букву. Дети получают карточку-букву «Н».
- Следующее задание. Игра «Собери сказку ». (приложение 5) На каждом столе лежит конверт с картинками. Нужно разложить картинки по порядку, то есть собрать сказку, а затем ее рассказать. Вы будете работать в парах. У каждой пары своя сказка. Какая сказка, вы узнаете, когда разложите картинки перед собой.
Русские народные сказки:
«Колобок»
«Заюшкина избушка»
«Теремок»
«Маша и Медведь»
Дети собирают сказки, затем кто-то из детей, одну из сказок рассказывает.
- Молодцы, ребята! И это задание вы выполнили. Вы получаете следующую букву.
Дети получают карточку-букву «К».
- А теперь у нас с вами гимнастика для глаз. Наши глаза устали и им нужно отдохнуть. На экране мы будем с вами следить глазами за появляющимися частями: бабочки, цветочки, лучики. Мы повторяем с вами движения вверх, вниз и т. д.
Физкультминутка с офтольмотренажером: «Бабочки».
- И у нас осталось последнее задание, которое называется «Назови сказку ». (приложение 6)
- Я прочитаю вам отрывки из русских народных сказок, а вы должны отгадать, что это за сказка.
Дети отгадывают названия сказок по отрывкам из сказок.
- Все сказки угадали, и вот вам последняя буква. Дети получают карточку-букву «Г».
- Молодцы! Все буквы мы собрали и теперь низ них нужно сложить слово, и мы наконец-то узнаем, что же за «вещь» исчезла у Петрушки.
Дети складывают слово «КНИГА».
-Для того, чтобы узнать, где эта книга находится, мы должны отгадать загадку (приложение 7):
Дети отгадывают загадку, находят в группе спрятанную корзину и достают оттуда книгу «Сборник русских народных сказок ».
- Вот, что пропало у Петрушки – «Книга». Конечно же, книга необходима Петрушке для проведения праздников и развлечений. Поэтому он так переживал, без нее ему никак не обойтись. Как вы заметили, для вас, тоже небольшие подарки-блокноты. Скажите, пожалуйста, вам понравилась игра? А трудности были? Спасибо, ребята, вам большое за помощь! До новых встреч!
Приложение 1
Дидактическая игра «Что лишнее?»
Цель: Закрепление знания сказок и сказочных персонажей, развитие речи, внимания, памяти, мышления.
Материал: используются картинки сюжетов разных сказок.
Ход игры:
На столе картинки сюжетов из сказок и одна лишняя (из другой сказки). Дети должны назвать что лишнее.
Приложение 5
Дидактическая игра «Собери сказку »
Цель: закрепление знания сказок; расширение словарного запаса, развитие связной речи, внимания, памяти.
Материал: картинки с изображением сюжетов, выбранной сказки.
Ход игры: Ребёнок должен сложить последовательно сюжетные картинки от начала до конца сказки, затем рассказать сказку с опорой на сюжетные картинки.
Приложение 2
Дидактическая игра «Я назову, а вы продолжите».
Цель игры: развитие речи, закрепление знания сказок, развитие внимания, мышления, памяти.
Ход игры:
Змей ….– Горыныч
Василиса…. Прекрасная
Мальчик …. с пальчик
Сестрица …. Аленушка
Крошечка…. Хаврошечка
Иван…-Царевич
Братец … Иванушка
Елена …. Премудрая
Приложение 6
Дидактическая игра «Назови сказку (по отрывку) »
Цель игры: развитие речи, закрепление знания сказок, развитие внимания, мышления, памяти.
Ход игры: по отрывку из сказки дети отгадывают сказку.
Бывало сядут друзья за стол - не нахвалятся.
Воробей говорит:
- Эх, щи так щи, до чего хороши да жирны!
А блин ему в ответ:
- А я, блин масленый, окунусь в горшок, да вылезу - вот щи и жирные.
(русская народная сказка "Крылатый, мохнатый да масленый").
Шёл бык лесом, попадается ему навстречу баран.
-Куда, баран, идешь? - спрашивает бык.
- От зимы лето ищу, - говорит баран.
Пойдем со мною!
Вот пошли они вместе.
(русская народная сказка "Зимовье зверей").
Журавль хлоп-хлоп носом, стучал, стучал, ничего у него не выходит! А лисица в это время лижет себе да лижет кашу, так всю сама и скушала.
(русская народная сказка "Лиса и журавль").
Петя-петушок оставался дом стеречь. Уйдет кот на охоту, а петушок все в избушке приберет, пол чисто подметет,вскочит на жердочку, песни поет и кота ждет. Бежала как-то лиса,услыхала, как петух песни поет, захотелось ей петушиного мяса попробовать.
(русская народная сказка "Кот, петух и лиса").
Приложение 4
Ребусы и загадки:
Цель: развитие аналитико-синтетического мышления, учить детей соотносить описание сказки (или персонажа) с загадкой.
Летательный аппарат Бабы Яги? – Ступа.
На конце какого предмета находится смерть Кощея Бессмертного. – На конце иглы.
Как зовут огромного динозавра с тремя головами? – Змей Горыныч.
Сказочный воздушный вид транспорта. – Ковер-самолет.
Что за овощ - гигант вырос в огороде. – Репка.
Кто проучил колобка за хвастовство. – Лиса.
Как звали девочку, которая жила в избушке медведя? – Маша.
Кто помог вытащить репку? – Мышка.
Какая жительница болота стала женой Ивана – царевича? – Лягушка.
Сколько козлят было у мамы Козы? – Семеро козлят.
Кто сломал теремок? – Медведь.
В какое домашнее животное превратился братец Иванушка? – В козленочка.
Приложение 7
Загадка:
Она удобна и легка,
Её название недлинно,
В хозяйстве служит нам века,
Есть в слове этом имя ЗИНА.
С ней можно по грибы ходить,
А можно ягоды собрать,
Её нетяжело носить,
И очень запросто сломать!
Из прутьев, лыка их плетут,
Скажите, как её зовут?
(Корзина).