Модульная Рабочая программа по курсу
"ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"
Рабочая программа по курсу "Психофизиология профессиональной деятельности" разработана в соответствии с государственным образовательным стандартом для студентов 4 курса дневной формы обучения факультета "Экономика труда и управление персоналом", обучающихся по специальности 062100 «Управление персоналом». Данная рабочая программа реализует принципы модульного обучения.
Составитель: к.э.н., доцент О.А. Ахалая
Цели и задачи курса
Целями данного курса являются:
- изучение основных понятий психофизиологии профессиональной деятельности;
- изучение и приобретение навыков в использовании методов психофизиологических исследований;
- приобретение умений в сфере диагностики на определение личной направленности субъекта труда;
- усвоение методов и приемов, позволяющих осуществить описание профессиональной деятельности в соответствии с профессиографической схемой;
- изучение студентами различных классификаций профессий;
- приобретение умений в сфере диагностики на определение предпочтительного типа профессии и профессионально ориентированного типа личности;
- приобретение умений в составление психологической характеристики профессии с помощью модульного подхода;
- изучение студентами отечественных и западных теорий профессионального становления;
- изучение студентами кризисов профессионального становления и способов их разрешения; профессиональных деформаций;
- изучение студентами стадий изменения работоспособности в течение рабочей смены (дня);
- усвоение мероприятий по восстановлению после профессионального утомления.
|
- изучение студентами приемов управления функциональными состояниями (организационные, психические, гигиенические, фармакологические, физические).
- приобретение умений в сфере диагностики определения стрессоустойчивости и социальной адаптации, уровня эмоционального «выгорания», выявления доминирующего способа мышления субъекта труда;
- приобретение умений в сфере диагностики субъекта труда с позиции профессиональной пригодности.
Распределение учебных часов
Наименование темы | Количество часов | ||||
Всего | Лекции | Практика | Самост. работа | ||
Модуль 1. Сущность и научные основы психофизиологии профессиональной деятельности | |||||
Тема 1. Основы психофизиологии профессиональной деятельности | |||||
Тема 2. Методы психофизиологических исследований | |||||
Модуль 2. Основы профессиографии и профессиональное становление личности. | |||||
Тема 3. Психофизиологические основы построения профессии и основы профессиографии | |||||
Тема 4. Профессионализация персонала. | |||||
Тема 5. Психофизиология профессионального подбора и профпригодности. | |||||
Модуль 3. Психофизиология субъекта профессиональной деятельности. | |||||
Тема 6. Психофизиологические компоненты работоспособности. | |||||
Тема 7. Психофизиологические функциональные состояния. | |||||
Тема 8. Психофизиологические детерминанты адаптации человека к экстремальным условиям деятельности | |||||
Тема 9. Психофизиология психических процессов. | |||||
ИТОГО |
|
Форма контроля полученных знаний – экзамен.
Содержание курса
Модуль 1. Сущность и научные основы психофизиологии профессиональной деятельности.
Цели: усвоение основных понятий дисциплины, значение профессиональной деятельности в жизни человека, методов психофизиологических исследований.
Входной контроль: дискуссия «Зачем необходимо изучать психофизиологию профессиональной деятельности?».
Тема 1. Основы психофизиологии профессиональной деятельности.
Психофизиология профессиональной деятельности как научная дисциплина, ее задачи и место среди других научных дисциплин. Основные понятия: субъект, объект, предмет, средства, условия труда. Основные принципы психологии в психофизиологии профессиональной деятельности. Деятельность, ее свойства. Роль профессиональной деятельности в жизни человека. Трудности изучения профессиональной деятельности в условиях современной России.
Тема 2. Методы психофизиологических исследований.
Классификация методов психофизиологического исследования. Эмпирико-познавательные методы. Эксперимент. Наблюдение, виды наблюдений. Опросные методы. Метод изучения документации. Биографический метод. Трудовой метод. Метод анализа продуктов деятельности. Тестовый метод. Метод консультирования.
Практика, самостоятельная работа.
|
Обсуждение задач психофизиологии профессиональной деятельности и ее место среди других научных дисциплин.
Рассмотрение таких понятий, как субъект, объект, предмет, средства, условия труда на примере конкретных профессий.
Обсуждение роли трудовой деятельности в жизни человека.
Рассмотрение основных принципов психологии в психофизиологии профессиональной деятельности.
Рассмотрение методов психофизиологического исследования.
Выходной контроль.
Проведение тестирования на определение личностной направленности «на себя, на общение, на дело».
Таблица методов психофизиологического исследования, их достоинства и недостатки.