Показ– система целенаправленных действий экскурсовода и экскурсантов, наблюдение объектов под руководством специалиста по определенной методике. Предполагает анализ объектов, самостоятельную работу экскурсантов, активность восприятия.
Существует три уровня показа:
1. предварительный осмотр, ориентировка экскурсантов на местности
2. выделение объекта из совокупности других объектов
3. детальное наблюдение объекта.
При этом должны учитываться некоторые условия показа:
· Правильно выбранные точки
· Время, выгодное для показа
· Использование движения экскурсантов как методического приема показа
· Возможность отвлечь внимание от объектов далеких от темы
· Умение и навыки экскурсовода
· Готовность экскурсантов к наблюдению
Дополнением к показу является рассказ.
Рассказ – звучащий индивидуальный текст, исполненный с соблюдением требований предъявляемых к публичной речи, по форме – монолог, по сути – скрытый диалог.
Задачи рассказа:
1) определить объект;
2) описать;
3) охарактеризовать;
4) «нарисовать» картину событий.
Основные требования к рассказу: тематичность, конкретность, связность, логичность, краткость, убедительность, доступность, научность, связь с показом.
Некоторые особенности рассказа:
1. Зависимость от скорости передвижения группы;
2. Подчиненность рассказа показу.
3. Использование в рассказе зрительных доказательств, адресность рассказа. Экскурсовод должен «заставить заговорить объект»;
4. Четкий композиционный план, обусловленный конкретной темой, включающей несколько подтем (конкретность рассказа);
5. Адресность рассказа. Он всегда посвящен объекту;
6. В рассказе значим текст и подтекст;
7. Рассказ строится методом индукции или дедукции.
Методические приемы рассказа.
Рассмотрим только те, которые будут использованы при проведении разработанной экскурсии.
1. Экскурсионная справка - сжатое изложение сведений об объекте.
2. Объяснение - подробное изложение материала об объекте, причинах и условиях его возникновения.
3. Цитирование - цитата в экскурсии направлена на то, чтобы вызвать яркий зрительный образ.
4. Прием вопросов-ответов - активизация внимания.
5. Прием заданий - активизация мыслительной деятельности, восприятия, воспоминания, анализа.
6. Прием индукции в рассказе - переход от частных единичных случаев к общей картине
7. Прием дедукции в рассказе - переход от характеристики общего к частному.
8. Антиклимактерический прием - вначале наиболее интересные факты и объекты, интерес к теме разбужен в начале мероприятия и позволяет знакомиться с менее интересными объектами.
Сочетание рассказа и показа.
Соотношение показа и рассказа меняется во время экскурсии.
Мы можем выделить 5 уровней ступеней взаимодействия показа и рассказа:
I. «Простейшая экскурсия»;
II. Преобладает рассказ-лекция;
III. Рассказ равен показу;
IV. Показ занимает ведущее место, рассказ второстепенное;
V. Оптимальное сочетание показа и рассказа.
На нашей экскурсии мы будем придерживаться последнему методу - оптимальное сочетание показа и рассказа.
Место экскурсионного туризма в индустрии путешествий.
Он занимает лидирующее место, так как это наиболее доступное средство для познания окружающего мира.
Инновации в экскурсионном туризме.
Наступила эра мобильности. На данный момент более 1,5 млрд. мобильных устройств с навигационным функционалом. С помощью мобильных устройств люди узнают: где они находятся, и что есть вокруг. Есть несколько видов мобильных путеводителей: на экскурсионном, авто-, мото-,вело-транспорте, пешеходные. Мультимедийные описания и комментарии запускаются в ручном или в автоматическом режимах в зонах, заданных на электронной карте GPS-координатами. Например, вблизи достопримечательностей.
Раньше нормой считались экскурсии в виде исторических лекций, но современный турист хочет больше развлечений, впечатлений, живых эмоций, познания нового. Основные впечатления туристу дают экскурсии. Признано, что в современном мире способность дать туристу впечатления стала важным фактором конкурентоспособности и ключом к будущему росту турнаправлений и самих турфирм. Инновационные технологии позволят включить в экскурсию: аудио, изображения и видео для иллюстраций и образности. Мультиязычная GPS-экскурсионная система - автоматический запуск трансляции аудиокомментариев по маршруту одновременно, а также видеотрансляция на экран в салоне. Современное экскурсионное оборудование помогает привлечь клиентов, развлекая их, и к тому же доносить интересный и профессионально подготовленный контент экскурсии.
Поэтому и наша экскурсия может быть интересна не только для носителей русского языка, но и для иностранных туристов, желающих провести день свадьбы в городе Перми.