ОДНА ДОРОГА НА ДВОИХ
Курсовая работа
Студентки 2 курса,
очной формы обучения,
направления подготовки 100400.62
"Туризм"
Останькович М.А.
Проверила
Старший преподаватель _______________________ Фирсова А.В.
Пермь 2013
Содержание
ВВЕДЕНИЕ. 3
Актуальность исследования. 3
Материалами исследования стали: 4
ГЛАВА №1: Методика разработки экскурсионного продукта: основные положения. 5
1.1.Сущность, признаки, принципы, функции и специфика экскурсии. 5
Специфика экскурсионного метода познания действительности. 8
Методические приемы показа. 9
1.2 Традиции свадебных катаний. 13
ПРИЛОЖЕНИЕ.. 15
ГЛАВА №2: Контрольный текст экскурсии «Одна дорога на двоих». 18
2.1. Понятие контрольный и индивидуальный текст экскурсии. Требования, предъявляемые к названию и контрольному тексту экскурсии. 18
2.2. Контрольный текст экскурсии «Одна дорога на двоих». 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 25
Список использованных источников: 26
Приложение 1. 27
Приложение 2. 28
Приложение 3. 29
ВВЕДЕНИЕ
Экскурсионный туризм – один из видов историко-культурного туризма.
Современный туристский рынок требует нового подхода к организации экскурсионной деятельности как к одному из основных туристских продуктов. Туроператоры, создающие экскурсионный продукт, должны иметь свою оригинальную марку, учитывать потребительский спрос и дифференциацию обслуживания. Рождение новых маршрутов ведет к появлению новых экскурсионных объектов, разнообразию продукта.
Экскурсионная услуга может существовать как самостоятельно, так и включаться в структуру какого-либо события или обряда. В настоящей работе мы разрабатываем экскурсионную прогулку для молодоженов в Перми.
Актуальность исследования.
Свадьба и сейчас остается особенным событием в жизни большинства людей. Для этого торжества можно разрабатывать новые маршруты, главное, чтобы появлялись новые места, и был спрос на них, а он будет всегда.
Молодожены ищут места для фотосъемок и совершения свадебных обрядов, отличающихся от обыденных мест, но многие придерживаются традиционных, популярных, находящихся в центре города. На выбор места проведения могут влиять различные факторы, в частности выбор дня свадьбы (времени года). При разработке маршрута могут учитываться и погодные условия, отсюда и возникают новые места, необходимость использования приспособлений и декораций.
В этой теме большой простор для фантазии.
Цель нашей работы – разработка экскурсии «Одна дорога на двоих». Поставленная цель предполагает решение ряда задач:
- изучить традиции свадебной прогулки, ее социально-культурное значение;
- ознакомиться с теорией экскурсионного дела;
- отобрать экскурсионные объекты и объединить их в маршрут;
- составить технологическую карту;
- создать индивидуальный текст экскурсии «Одна дорога на двоих».
Объект исследования – экскурсионный туризм в Перми.
Предмет исследования – экскурсия свадебной тематики.
Материалами исследования стали:
· учебные пособия по экскурсоведению:
Емельянова Б.В., Савиновой Н.В., Седовой Н.А., Столярова Б.Н., Хуусконена Н.М., Глушанок Т.М., Шестаковой Е.Н., Скобельциной А.С., Шарухина А.П., Долженко Г.П.
· журналы:
«Мир экскурсий», «Свадебный марш»
· интернет сайты различных фотографов, которые дают рекомендации, рассказывают про места фотосъемок и делятся опытом. Также сайты свадебных агентств, где есть разделы: традиции, обряды, приметы свадьбы на Руси.
ГЛАВА №1: Методика разработки экскурсионного продукта: основные положения
Сущность, признаки, принципы, функции и специфика экскурсии
Разработка качественной экскурсии требует специальных знаний – теории.
Экскурсоведение – комплексная гуманитарная дисциплина, которая требует знаний географии, истории, искусствоведения, педагогики, психологии. Дисциплина тесно связана с туризмом, краеведением, музееведением.
Основа экскурсоведения – экскурсионная теория, которая определяет сущность экскурсии, формулирует закономерности и особенности экскурсии (важной формы обучения и воспитания человека).
Экскурсия – методически продуманный показ достопримечательностей, памятников истории и культуры, в основе которого лежит анализ объектов, находящихся перед глазами экскурсантов, а также умелый рассказ о событиях, связанных с ними.
Существует 4 задачи, по решению которых экскурсовод в ходе экскурсионного процесса помогает:
1. Экскурсантам увидеть объекты
2. Услышать об этих объектах необходимую информацию;
3. Ощутить величие подвига, значение исторического события;
4. Овладеть практическими навыками самостоятельного наблюдения и анализа экскурсионных объектов.
Поэтому, для экскурсии как метода характерны следующие признаки:
· протяженность во времени (от 45 мин. до двух суток);
· наличие экскурсионной группы;
· наличие экскурсовода;
· наглядность, зрительное восприятие, показ экскурсионных объектов на месте их расположения;
· целенаправленность показа, наличие определенной темы;
· активная деятельность (моторность) участников (наблюдение, изучение, исследование, обход объектов).
Отсутствие хотя бы одного из названных выше признаков лишает права называть проводимое мероприятие экскурсией.
Отрицательное явление – «гидизм» - бессистемный осмотр достопримечательностей. Экскурсия и беглый осмотр объектов с помощью гида – разные понятия.
Чтобы экскурсия была успешной, она должна выполнять ряд функций:
· научная пропаганда и информация
· организация культурного досуга;
· расширение культурного кругозора;
· формирование образа культурного ландшафта;
· формирование интересов человека;
· отдых и коммуникация.
Основой любой экскурсии являются следующие принципы:
· научность, правдивость, установка на факты;
· идейность (личная убежденность, жизненная позиция);
· связь теории с практикой (жизнью);
· доступность изложения (с учетом аудитории);
· убедительность.
В нашей экскурсии основной темой будет свадьба как переход из одного статуса в другой.
Каждая экскурсия предполагает подбор экскурсионных объектов.
Экскурсионный объект - это предмет, дающий представление о характерных чертах определенной эпохи, развития природы, общества, науки, культуры, искусства и вызывающий познавательный интерес экскурсанта.
К экскурсионным объектам относятся:
· Места, связанные с историческим событием;
· Здания и сооружения, связанные с ЖЗЛ;
· Произведения архитектуры и градостроительства, оригинальные инженерные сооружения;
· Экспозиции государственных и народных музеев;
· Памятники искусства;
· Природные объекты;
· Памятники археологии;
· Сакральные объекты;
· Литературные места.
Соответственно, каждый объект раскрывает определенную тему, поэтому существуют различные тематические и другие классификации экскурсии по разным основаниям: по содержанию, по составу участников, по способу передвижения, по форме проведения.
1. По содержанию: обзорные и тематические
2. По тематике: архитектурно-градостроительные, искусствоведческие, литературные, исторические, религиозные, производственные, природоведческие.
3. По составу участников: присутствует возрастной и географический принцип;
4. По месту проведения: городские, загородные, музейные, ландшафтные, производственные, комплексные;
5. По форме проведения: массовка, прогулка, лекция, концерт, спектакль, урок, консультация, демонстрация, рекламная, учебная, трассовая;
6. По способу передвижения: пешеходные, транспортные, комбинированные;
7. По цикличности: единичные, циклы.
Наша экскурсия будет цикличной тематической свадебной прогулкой с комбинированным передвижением, ориентированной на дружескую, семейную аудиторию, проходящей в центре города.
Основа методики проведения экскурсий – это сочетание показа и рассказа. Главное – умение показать объекты, соблюдая принцип ведения от показа к рассказу.
Требования, предъявляемые экскурсионной методикой:
· Первичность показа над рассказом
· Сочетание показа с рассказом
· Выбор эффективных методических приемов
· Обеспечение непрерывности экскурсии как процесса познания
· Обеспечить внимание к теме на протяжении всей экскурсии