РАЗДЕЛ 1. Вопросы к квалификационному экзамену
По профессиональному модулю «Организация и проведение учебно-тренировочных занятий и руководство соревновательной деятельностью спортсменов в избранном виде спорта» и профессиональному модулю «Методическое обеспечение организации физкультурной и спортивной деятельности»
1. Силовые способности в избранном виде спорта и методика их воспитания. Тесты, оценивающие уровень развития силовых качеств в избранном виде спорта. Составить комплекс упражнений для развития силовых качеств в избранном виде спорта (6 упражнений).
2. Выносливость в избранном виде спорта и методика ее воспитания. Тесты, оценивающие уровень развития выносливости в избранном виде спорта. Составить комплекс упражнений для развития выносливости в избранном виде спорта (6 упражнений).
3. Гибкость в избранном виде спорта и методика ее воспитания. Тесты, оценивающие уровень развития гибкости в избранном виде спорта. Составить комплекс упражнений для развития гибкости в избранном виде спорта (6 упражнений).
4. Скоростные способности в избранном виде спорта и методика их воспитания. Тесты, оценивающие уровень развития скоростных качеств в избранном виде спорта. Составить комплекс упражнений для развития скоростных качеств в избранном виде спорта (6 упражнений).
5. Координационные способности в избранном виде спорта и методика их воспитания. Тесты, оценивающие уровень развития координационных качеств в избранном виде спорта. Составить комплекс упражнений для развития координационных качеств в избранном виде спорта (6 упражнений).
6. Учебно-тренировочное занятие (определение, виды, характеристика составных частей учебно-тренировочного занятия). Основные факторы и условия, влияющие на их структуру; зависимость содержания и форм построения тренировочных занятий от их задач, места в структуре микроциклов тренировки.
|
7. Типы и организация тренировочных занятий (в зависимости от поставленных задач; по направленности; по величине нагрузки). Методика составления плана-конспекта тренировочного занятия.
8. Многолетняя подготовка спортсмена и избранном виде спорта на различных этапах подготовки (этапы начальной подготовки, учебно-тренировочный, спортивного совершенствования, высших достижений), решаемые задачи, используемые средства.
9. Физическая подготовка в избранном виде спорта. Определение физической подготовки. Виды физической подготовки. Задачи, средства, методы. Критерии оценки физической подготовленности. Взаимосвязь физической подготовки с уровнем развития технической, тактической, психологической подготовки.
10. Техническая подготовка в избранном виде спорта. Определение технической подготовки. Виды технической подготовки. Её задачи, средства и методы. Критерии оценки техники. Основные факторы, обусловливающие совершенствование технического мастерства.
11. Тактическая подготовка в избранном виде спорта. Ее определение и задачи. Факторы, определяющие уровень тактического мастерства. Формы и виды тактики. Средства и методы тактической подготовки. Последовательность обучения тактическим действиям и их совершенствования. Критерии тактического мастерства спортсменов в избранном виде спорта.
|
12. Психологическая подготовка в избранном виде спорта. Определение психологической подготовки. Виды психологической подготовки. Их задачи, средства и методы. Психологические качества в структуре соревновательной деятельности спортсмена в избранном виде спорта. Критерии психологической готовности. Связь психологической подготовки с другими видами подготовки спортсмена.
13. Теоретическая подготовка в избранном виде спорта. Повышение интеллектуального уровня как фактор неуклонного повышения спортивного мастерства в системе многолетней тренировки. Общие и специальные вопросы теоретической подготовки. Задачи, содержание и методы теоретической подготовки на всех этапах многолетней работы со спортсменами в избранном виде спорта.
14. Контроль за факторами внешней среды в тренировочной исоревновательной деятельности в избранном виде спорта.Учет факторов, влияющих на тренировочную и соревновательную деятельность (местность, климат, состояние спортивных сооружений, качество спортивного инвентаря и оборудования, объективность судейства и бытовые условия).
15. Отбор в процессе многолетней подготовки спортсмена в избранном виде спорта. Начальный отбор для занятий видом спорта. Критерии отбора.
16. Углубленный отбор с дифференциацией спортсменов (по видам, функциям и т.д.) на основе изучения индивидуальных особенностей спортсмена. Задачи, методы, организация и критерии отбора.
17. Отбор в сборные команды и для участия в ответственных соревнованиях. Задачи, методы, организация и критерии отбора.
18. Организация и проведение соревнований в избранном виде спорта. Значение соревнований, классификация соревнований (по решаемым задачам; по рангу; по характеру организации и системе проведения; по возрастным категориям участников).
|
19. Организационные мероприятия по проведению соревнований. Системы проведения соревнований: круговая, олимпийская, смешанная. Положение о соревнованиях. Разработать положение о соревновании.
20. Задачи и содержание процесса подготовки в ДЮСШ в избранном виде спорта. Основные задачи подготовки (физической, технической, тактической, психологической и интегральной) юных спортсменов в ДЮСШ на различных этапах многолетней подготовки. Программы для спортивных школ. Планирование учебно-тренировочного процесса и контроль.
21. Документы планирования и учета учебно-тренировочного процесса в избранном виде спорта. Учебный план. Учебная программа, составленная на основе учебного плана и определяющая объем знаний, умений и навыков.
22. Многолетний перспективный план (групповой и индивидуальный) подготовки спортсменов. Годичный план-график подготовки спортсмена (на основе календарного плана соревнований). Рабочий план, определяющий конкретное содержание занятий. План-конспект тренировочного занятия.
23. Разминка в избранном виде спорта. Характеристика, особенности. Влияние разминки на спортивный результат.
24. Травматизм в избранном виде спорта. Причины, особенности спортивного травматизма в избранном виде спорта. Внешние и внутренние факторы спортивного травматизма.
25. Скоростно-силовые способности в избранном виде спорта и методика их воспитания. Тесты, оценивающие уровень развития скоростно-силовых качеств в избранном виде спорта. Составить комплекс упражнений для развития скоростно-силовых качеств в избранном виде спорта (6 упражнений).
26. Современные тенденции развития избранного вида спорта. Особенности организации и проведения соревнований по избранному виду спорту. Правила соревнований по избранному вид спорта. Динамика результатов выступления спортсменов.
27. Особенности спортивной тренировки женщин в избранном виде спорта. Морфофункциональные особенности женского организма. Особенности двигательных и вегетативных функций и развития физических качеств у женщин. Аэробные и анаэробные возможности женщин. Изменения функциональных возможностей организма в процессе тренировок. Влияние биологического цикла (ОМЦ) на физическую работоспособность женщин. Факторы, лимитирующие спортивную работоспособность женщин.
28. Особенности спортивной тренировки юных спортсменов в избранном виде спорта. Возрастно-половые особенности физического развития, функций нервно-мышечного аппарата и вегетативных систем (система крови, кровообращения, дыхания, обмен веществ). Возрастные особенности формирования двигательных навыков и развития физических качеств.
29. Характеристика современного этапа развития методики тренировки в избранном виде спорта (характеристика объемов тренировочных и соревновательных нагрузок, применяемых средств и методов тренировки, материально-технического и научного обеспечения). Основные направления интенсификации тренировочного процесса.
30. Особенности требований медицинских и педагогических наблюдений за спортсменами в современных условиях тренировочной и спортивной деятельности.
31. Самоконтроль спортсмена. Дневник спортсмена, значение самонаблюдений за состоянием здоровья и тренировочной деятельности. Оценка динамики субъективных и объективных показателей самоконтроля.
32. Понятие о восстановительных процессах и восстановительном периоде. Основные педагогические восстановления в избранном виде спорта. Активный отдых, аутогенная тренировка, релаксация.
33. Медико-биологические методы восстановления работоспособности у спортсменов после физических нагрузок. Физические факторы восстановления: аппаратная физиотерапия, бальнеотерапия, массаж.
34. Общие требования безопасности в процессе учебно-тренировочной и соревновательной деятельности в избранном виде спорта. Требования безопасности перед началом, во время и по окончании учебно-тренировочных занятий и соревнований.
Особенности соревновательной деятельности в избранном виде спорта. Структура соревновательной деятельности. Особенности соревновательной деятельности в избранном виде спорта на различных этапах многолетней подготовки.
36. Определяющие черты и закономерности методики построения спортивной тренировки в избранном виде спорта в различные периоды большого цикла подготовки (подготовительный, соревновательный, переходный).
37. Определяющие черты и закономерности построения микроциклов в избранном виде спорта. Основные факторы и обстоятельства, обусловливающие вариативность структуры микроциклов в процессе спортивной тренировки; типы микроциклов.
38. Методика построения мезоциклов в избранном виде спорта, типы мезоциклов, их характеристика. Особенности построения мезоциклов в зависимости от этапов многолетней подготовки.
39. Требования к санитарно-гигиеническим условиям проведения учебно-тренировочного и соревновательного процессов в избранном виде спорта.
40. Оказания первой медицинской помощи на учебно-тренировочных занятиях и соревнованиях в избранном виде спорта.
РАЗДЕЛ 2. Практические задания к квалификационному экзамену
По профессиональному модулю «Организация и проведение учебно-тренировочных занятий и руководство соревновательной деятельностью спортсменов в избранном виде спорта» и профессиональному модулю «Методическое обеспечение организации физкультурной и спортивной деятельности»
1. Перечислить и описать методику проведения тестов, оценивающих уровень развития силовых качеств в избранном виде спорта
2. Перечислить и описать методику проведения тестов, оценивающих уровень развития скоростных качеств в избранном виде спорта
3. Перечислить и описать методику проведения тестов, оценивающих уровень развития скоростно-силовых качеств в избранном виде спорта
4. Перечислить и описать методику проведения тестов, оценивающих уровень развития выносливости в избранном виде спорта
5. Перечислить и описать методику проведения тестов, оценивающие уровень развития гибкости в избранном виде спорта
6. Перечислить и описать методику проведения тестов, оценивающих уровень развития координационных качеств в избранном виде спорта