Основные источники клинической психологии




(история возникновения и развития предмета)

Хотя профессия клинического психолога существует чуть более ста лет, ее исторические корни уходят далеко в историческое прошлое. Люди, жившие в древней Греции и Индии, средневековом Лондоне и колониальной Америке, сталкивались, как и наши современники, с проблемами адаптации к социальной среде и трудностями личного характера. В каждой культуре существуют традиционные способы преодоления психологических трудностей, и особые люди, к помощи которых прибегают. Дельфийские оракулы в Древней Греции, старейшины-прорицатели индейских племен, знахари в Центральной Африке, священники и пасторы многие века помогают людям изменить неадекватные психологические установки. Каждый человек усваивает определяемые культурой представления и нормы, и клиницисту при работе с людьми необходимо принимать во внимание эти факторы.

В истории развития клинической психологии можно условно выделить пять этапов.

1. Истоки кл. пс. просматриваются в работах психиатров в конце XIX в. (Э. Кречмер, Э. Крепелин, И. Брайер, З. Фрейд, Ж.-М. Шарко, П. Жане и др.). Они стремились понять природу психической патологии с естественнонаучных позиций, описать ее феноменологию и специфические отличия от нормы.

Клиническая психология складывалась, объединяя лучшие традиции классической психиатрии с новаторскими тенденциями к экспериментированию, открытием уникальных возможностей гипноза как метода проникновения в бессознательное.

Термин «клиническая психология» был введен в научный лексикон Лайтнером Уитмером, американским учеником Вундта. Уитмер основал первую психол. клинику, которая была открыта при университете Пенсильвании в 1896 г. Уитмер отстаивал необходимость тщательного обследования пациентов, которое нужно проводить до начала лечения.

2. Проникновение экспериментального метода в психиатрию и психологию (В. Вундт, Г. Эбингауз, Э. Титченер и др.). При крупных психиатрических клиниках в конце XIX в. начали организовываться психологические лаборатории: Э. Крепелина, в Германии (1879), П. Жане во Франции (1890). Экспериментально психологические лаборатории были открыты при психиатрических клиниках в России – вторая в Европе лаборатория В.М. Бехтерева в Казани (1885), затем в Санкт-Петербурге, лаборатории С.С. Корсакова в Москве (1886), В.Ф. Чижа в Юрьеве, И.А. Сикорского в Киеве, П.И. Ковалевского в Харькове. Лаборатории были организованы в США и Англии.

В 1876 г. И.М. Сеченов в одном из писем сообщал, что приступает к созданию медицинской психологии – своей «лебединой песни» - и констатировал тот факт, что психология становится основой психиатрии. Ученый – в частности его работа «Рефлексы головного мозга» (1863) – оказал значительное влияние на формирование принципов и методов кл.пс. Однако основоположником патопсихологического направления в России стал В.М. Бехтерев, который организовал широкие экспериментально-психологические исследования нарушений психической деятельности.

В 1907 г. В.М. Бехтерев писал в журнале «Образование психиатрии»: «Пренебрегать положениями современной психологии, опирающейся на эксперимент, а не на умозрение, для психиатра уже не представляется возможным». Принятый в школе В.М. Бехтерева принцип качественного анализа нарушений психологической деятельности стал традицией отечественной психологии.

Ученик В.М. Бехтерева – А.Ф. Лазурский, заведующий психологической лабораторией в основанном В.М. Бехтеревым Психоневрологическом институте, организатор собственной психологической школы, внес большой вклад в развитие методологии патопсихологии. В клинику был внедрен разработанный им для нужд педагогической психологии естественный эксперимент. Он применялся при организации досуга больных, их занятий и трудовой деятельности.

Значительным этапом в развитии патопсихологии стала работа Г.И. Россолимо «Психологические профили. Метод количественного исследования психологических процессов в нормальном и патологическом состояниях»(1910). Это была одна из первых попыток тестовых исследований: предлагалась система обследования психических процессов и оценка их по 10- бальной шкале.

С.С. Корсаков придерживался того мнения, что знание основ психологической науки дает возможность правильного понимания распада психической деятельности душевнобольного человека.

А.А. Токарский в статье «О глупости» анализирует структуру слабоумия, подводит к мысли о том, что нарушения интеллектуальной деятельности больных не сводятся к распаду отдельных способностей, речь идет о сложных формах нарушений всей целенаправленной деятельности.

Таким образом, к 20-м гг. XX в. начала формироваться новая область знаний – экспериментальная патопсихология.

3. Изучение индивидуальных различий Ф. Гальтоном, Дж. Кеттеллом в Англии, А.Бине, Ф. Симоном во Франции – начало применения тестов при исследовании психических больных. По окончании Второй мировой войны в западной клинической психологии происходит смещение интереса с тестирования интеллекта на индивидуальные особенности. Растет применение проективных методик в клинике для более глубокого, тонкого понимания бессознательных тенденций личности и их психологического смысла.

4. С 1960-х гг. в клинической психологии формируется антипсихиатрическое течение, характерное проникновение в эту область знаний гуманистических идей. Психотерапия становится основной формой профессиональной деятельности психолога в клинике. Понятие «клиника» изменяется в сторону «клиника жизни», т.е. включает многообразие межличностных проблем, конфликтов, экзистенциальных проблем. Идет расширение границ клинической психологии. Возникает социальная психиатрия, это способствует ускоренному распространению внебольничных форм ведения пациента, в том числе групповой, семейной психотерапии, психологического консультирования. Доминирующий подход – экологический, ориентированный на активацию потенциальных резервов и механизмов выживания, способствующих гармоничному взаимодействию его с социумом.

5. Практическое прикладное значение кл. пс. базируется на прочном фундаменте трудов отечественных психологов – классиков (нейро- и пато- психологов) – В.М. Бехтерева, Л.С. Выготского, Б.В. Зейгарник, А.Р. Лурия, В.Н. Мясищева и др.

Важную роль в становлении патопсихологии сыграли идеи Л.С. Выготского.

Л.С. Выготский высказал тезисы о том, что:

- мозг человека располагает иными принципами организации, нежели мозг животного;

- развитие высших психических функций не предопределено одной лишь морфологической структурой мозга; психические процессы не возникают в результате одного лишь созревания мозговых структур, они формируются прижизненно в результате обучения, воспитания, общения и присвоения опыта человечества;

- поражение одних и тех же зон коры имеет разное значение на разных этапах психического развития.

Л.С. Выготский своими экспериментальными исследованиями положил начало изучению распада мышления.

В.Н. Мясищев стремился к сочетанию психиатрии и психологии и внедрению объективных методов исследования больных в психиатрические клиники.

В конце XX в. теории и методы исследований, используемые клинической психологией, продолжали развиваться. Особенно важным шагом явилась разработка современной техники нейровизуализации – получения снимков мозга, позволяющей глубже понять особенности его функционирования. Некоторые методы сканирования мозга явились развитием техники электроэнцефалографии, отображающую электрическую активность мозга, а также развитием использования ультразвуковых методов или методов визуализации нейрохимических процессов. Появились новые психотропные препораты. Особое внимание надо обратить на работы по картографированию генетических характеристик (Проект исследования генома человека, Human Genom project) – генетические исследования, обещающие в недалеком будущем совершить революцию в психологии.

Современные кл.пс. внесшие большой вклад в развитие кл. пс. – Е.Д. Хомская, Б.С. Братусь, Ю.Ф. Поляков, В.В. Николаева, Е.Т. Соколова, Л.И. Московичуте и др.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: