ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ
Направление подготовки: 44.03.01 Педагогическое образование, профиль подготовки: начальное образование
для заочной формы обучения
группа 4Ноб-01-32зп
4Ноб-01-33зп
Составители:
Е.В. Яковлева,
зав. каф НООиСП,
д.п.н., профессор
Череповец
ВВЕДЕНИЕ
В современных социокультурных условиях России развитие системы образования в значительной степени определяется тем, насколько эффективно осуществляется управление всеми ее звеньями.
Школа сегодня становится все более сложной системой, ей приходится действовать в изменяющемся мире, предъявляющем к ней возрастающие требования. Вместе с тем и внутри школы появляются педагогические, управленческие новшества, создающие возможности для качественных изменений в способах и результатах ее работы. Все это приводит к усложнению задач управления школой.
УММ предназначены для студентов, изучающих дисциплины: «Педагогический менеджмент», «Управление образовательными системами», «Право в сфере образования».
Данные дисциплины направлены на изучение студентами теоретических основ и методов построения организационных структур управления школой, планирования учебно-воспитательного процесса, формирования социально-психологической структуры коллектива, оценки деятельности педагогов, внутришкольного контроля. Освоение содержания курсов позволит подготовить выпускника к умению управлять процессами обучения, воспитания и развития; умению анализировать собственную деятельность с целью ее совершенствования и повышения своей квалификации; умению выполнять методическую работу, позволит иметь целостное представление об управлении образовательными системами, о педагогическом менеджменте, а в дальнейшем сформировать собственную управленческую концепцию.
|
Цель: познакомить студентов с основами теоретических знаний в области управления педагогическими системами; вызвать интерес к проблемам современного управления и менеджмента в области образования; сформировать образ эталонного руководителя.
Студент должен
знать
- основные положения Федерального закона РФ «Об образовании в РФ», регламентирующие деятельность образовательных организаций;
- основные положения Национальной доктрины образования в РФ;
- основные цели и задачи государства в сфере образования;
- принципы государственной политики в сфере образования;
- основные понятия научного управления и педагогического менеджмента;
- основные функции педагогического управления;
- принципы управления педагогическими системами;
- особенности управления школой как педагогической системой и организацией;
- нормативно-правовые и организационные основы деятельности образовательных организаций.
уметь:
- реализовывать функции управления;
- работать с нормативными документами в школе.
Приобрести:
- практические навыки по управлению системой начального образования.
Изучение курсов проходит во время лекционных и практических занятий, в процессе самостоятельной работы студентов.
На лекционные занятия выносятся наиболее общие теоретические вопросы, обеспечивающие целостное понимание основных проблем теории управления, закладывающие методологические и научные основы для дальнейшей самостоятельной работы студентов.
|
Практические занятия предусматривают обсуждение основных положений внутришкольного управления, что способствует осмыслению теоретического материала, формированию готовности к его использованию в школьной практике.
Самостоятельная работа студентов связана с поиском, отбором, анализом, обобщением, самостоятельной интерпретацией имеющихся управленческих подходов и проектов.
Учебно-методические материалы предназначены для организации самостоятельной работы студентов очной и заочной форм обучения, для преподавателей.
Содержание разделов дисциплины
Общие понятия теории управления и педагогического менеджмента. Предмет теории управления образовательными системами. Категориальный аппарат: менеджмент, организация, управление, администрирование, система, образовательная система, управление образовательной системой. Педагогическая система как разновидность социальной системы. Управление педагогическими системами как разновидность социального управления. Общие закономерности и принципы управления педагогическими системами и их характеристика.
Школа как педагогическая система и объект управления. Школа как социальная организация. Взаимодействие школы с внешней средой. Внутреннее строение школы. Системообразующие факторы школы как педагогической системы. Социально-педагогические и временные условия функционирования педагогической системы.
Система внутришкольного управления. Понятие системы управления. Основное назначение управления школой. Понятие функции управления. Основные функции педагогического управления и их характеристика. Педагогический анализ: его роль в управлении, виды и содержание, основные объекты педагогического анализа. Целеполагание и планирование: планирование целей образования в школе, требования к постановке целей, виды планов работы школы и основные требования к ним. Организация: назначение организационной деятельности в школе, организационная структура управления в школе и ее типы, формы управленческой деятельности в школе. Контроль и регулирование: сущность и значение внутришкольного контроля и регулирования, виды, формы и методы внутришкольного контроля. Методы внутришкольного управления: экономические, административные, психолого-педагогического воздействия, общественного воздействия. Понятие эффективности управления.
|
Управленческая культура руководителя школы. Понятие «менеджер». Качества эффективного руководителя. Стили руководства. Функциональные обязанности администрации образовательных организаций. Службы управления в школе: традиционные (педсовет, родительский комитет, ученический совет и др.) и новые (Совет школы, Попечительский совет и др.). Педагогический коллектив школы, особенности его жизнедеятельности.
Психологические основы управленческой деятельности руководителя. Мотивация трудовой деятельности. Психология принятия управленческого решения. Психологические основы формирования коллектива.
Профессиональный стандарт педагога как основа деятельности руководителя при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации педагогических работников.
Формы и методы развития педагогической культуры учителей. Содержание и задачи методической работы в школе. Основные формы организации методической работы в школе: педсовет, МО, проблемные семинары и практикумы, организация единого методического дня, школа передового опыта, научно-педагогические конференции, педагогические чтения, творческие отчеты и др. Повышение квалификации и самообразование учителей, назначение, формы организации.
Законодательство, регулирующее отношения в области образования. Образование как элемент правового пространства. Понятие и общая характеристика права на образование. Образовательная политика государства. Юридическая ответственность в сфере образования.
Понятие системы российского образовательного законодательства. Конституционные основы законодательства РФ об образовании.
Национальная доктрина образования в РФ – основополагающий государственный документ, устанавливающий приоритет образования в государственной политике, стратегию и основные направления его развития.
Общая характеристика образовательного законодательства РФ. Федеральный закон РФ «Об образовании в РФ» (2012 г.) – база для функционирования и развития системы образования. Принципы государственной политики в области образования.
Характеристика системы образования в РФ, ее структура.
Понятие и правовая природа федеральных государственных образовательных стандартов. Структура и функции федерального государственного образовательного стандарта.
Образовательные программы. Понятие, правовая природа и структура образовательной программы. Виды образовательных программ.
Правовое регулирование управления деятельностью образовательных организаций.
Правовой статус обучающихся в образовательных организациях, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, педагогических работников.
Нормативно-правовые и организационные основы деятельности образовательных организаций.
Механизмы контроля за качеством образования. Правовые основы лицензирования, аттестации, государственной аккредитации образовательных организаций. Аттестация педагогических кадров. Цель, общие требования к оценке труда учителя.
Основные правовые акты международного образовательного законодательства. Общая характеристика международного образовательного права. Правовые аспекты участия России в «Болонском процессе».