Цель изучения: сформировать представление о международном образовательном праве и правовых аспектах вхождения российского образования в мировое образовательное пространство.
План
1. Общая характеристика международного образовательного права.
2. Европейское образовательно-правовое пространство и «Болонский процесс».
3. Правовые аспекты участия России в «Болонском процессе».
Список литературы
[1] - [4], [6], [7], [11], [13], [19] - [21], [30], [31], [33].
Контрольные вопросы и задания для самостоятельной подготовки
1. Что понимается под международным образовательно-правовым пространством? В каких аспектах это пространство соприкасается и взаимодействует с международным политико-образовательным пространством?
2. Какие основные международные акты в области образования известны вам? Соотнесите основные положения этих актов с российскими документами – Конституцией РФ, ФЗ «Об образовании в РФ».
3. Какие тенденции в развитии международного образовательно-правового пространства проявляются в последние годы? Дайте им характеристику.
4. Можно ли, на ваш взгляд, говорить о неких международных (в том числе европейских) образовательных стандартах? Если да, то не означает ли это, что мировое (европейские) сообщество идет по пути насаждения единых взглядов на сущность, цели, задачи, содержание, критерии образования?
5. В чем смысл и суть Болонского процесса? Что послужило причиной его возникновения?
6. Были ли причины присоединения России к Болонскому процессу? В чем вы видите плюсы и минусы присоединения России к Болонскому процессу? Аргументируйте свой ответ.
Требования к уровню усвоения программы
|
Список вопросов, выносимых на зачет
1. Характеристика основных понятий теории управления: менеджмент, организация, управление, администрирование, система, образовательная система, управление образовательной системой.
2. Управление педагогическими системами как разновидность социального управления. Предмет и задачи управления школой.
3. Закономерности и принципы управления педагогическими системами.
4. Школа как социальная организация. Системообразующие факторы школы как педагогической системы. Социально-временные условия функционирования школы.
5. Устройство школы как открытой системы.
6. Основные понятия внутришкольного управления: система управления, функция управления, управленческая задача, процесс управления.
7. Педагогический анализ как функция управления школой.
8. Целеполагание и планирование как функции управления школой.
9. Организация как функция управления школой.
10. Контроль и регулирование как функции управления школой.
11. Управленческая культура руководителя школы: качества эффективного менеджера; функциональные обязанности администрации школы.
12. Особенности педагогического коллектива и управление им.
13. Психологические основы управленческой деятельности руководителя.
14. Формы и методы развития профессиональной культуры педагогов начального образования
15. Понятие и общая характеристика права на образование.
16. Образовательная политика государства в РФ.
17. Понятие и общая характеристика системы российского образовательного законодательства. Конституционные основы законодательства РФ об образовании.
|
18. Национальная доктрина образования в РФ.
19. Федеральный закон РФ «Об образовании в РФ» (2012 г.).
20. Характеристика системы образования в РФ.
21. Правовой статус обучающихся.
22. Права, обязанности и ответственность в сфере образования родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся.
23. Правовой статус педагогических работников. Права и свободы педагогических работников, гарантии их реализации.
24. Обязанности и ответственность педагогических работников.
25. Понятие и общая характеристика управления системой образования.
26. Правовые основы управления образовательной системой.
27. Понятие и система образовательных организаций.
28. Правовой статус и правовые основы деятельности образовательной организации.
29. Управление качеством образования и его правовое обеспечение.
30. Правовые основы лицензирования и аттестации образовательных учреждений.
31. Правовые основы государственной аккредитации образовательных учреждений.
32. Аттестация педагогических работников как правовой механизм обеспечения качества преподавания.
33. Общая характеристика международного образовательного права.
34. Европейское образовательно-правовое пространство и «Болонский процесс». Правовые аспекты участия России в «Болонском процессе».
Понятия по курсу
Аттестация педагогов – комплексная оценка уровня квалификации, педагогического профессионализма и продуктивности деятельности работников образовательных учреждений.
Децентрализация управления – процесс передачи, делегирования управленческих функций на нижестоящий уровень управления.
|
Диверсификация образовательных учреждений – одновременное развитие различных типов учебных заведений.
Единоначалие – единоличное решение вопросов руководителем конкретного уровня управления, входящих в его компетенцию.
Качество образования – комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы.
Квалификация – уровень знаний, умений, навыков и компетенций, характеризующий подготовленность к выполнению определенного вида профессиональной деятельности.
Климат социально-психологический – это совокупность сложившихся социально-психологических условий, способствующих или препятствующих продуктивной совместной деятельности и всестороннему развитию личности в группе (коллективе).
Коллегиальность в управлении – процесс выработки коллективного решения на основе мнений руководителей разного уровня, исполнителей конкретных решений.
Контроль – 1. Процесс соизмерения (сопоставления) фактически достигнутых результатов с запланированными. 2. Процесс получения информации об изменениях внешних и внутренних условий функционирования и развития школы, несущих в себе угрозу для реализации спланированных действий или, наоборот, открывающих новые возможности для этого, процесс оценки работы школы, а также выявления необходимости и организации осуществления ее коррекции.
Конфликт – процесс резкого обострения противоречий и борьбы двух и более сторон – участников в решении проблемы, имеющей личностную значимость для каждого из его участников.
Межличностные отношения – субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, объективно проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний, оказываемых людьми друг на друга в процессе совместной деятельности и общения.
Менеджер – это профессиональный руководитель; человек профессионально осуществляющий функции управления.
Менеджмент - наука, искусство и вид деятельности, совокупность принципов, методов, средств управления с целью повышения эффективности функционирования организации.
Метод управления – 1. Способ организации совместной деятельности участников педагогического процесса по реализации целей, принципов, содержания управленческой деятельности. 2. Способ, совокупность приемов, воздействие на управляемый объект для достижения поставленных целей.
Методическая работа в образовательных учреждениях РФ – часть системы непрерывного образования преподавателей, воспитателей.
Мотивация – процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личностных целей и целей организации.
Неформальная организационная структура - сеть реально сложившихся отношений между членами коллектива.
Образование – единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.
Образовательная деятельность – деятельность по реализации образовательных программ.
Образовательная программа – комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных ФЗ «Об образовании в РФ», форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов.
Образовательное законодательство (или — законодательство об образовании) - комплексная отрасль российского законодательства, аккумулирующая в своем содержании и структуре, помимо правовых норм и институтов, регулирующих образовательные отношения в собственном смысле слова, также нормы и институты других отраслей законодательства (гражданского, административного, трудового, финансового и др.), регулирующих отношения, непосредственно не связанных с осуществлением образовательного процесса (образовательной деятельности).Все эти нормы и институты, поскольку они направлены так или иначе на урегулирование отношений, складывающихся в одной сфере — сфере образования, органично взаимосвязаны и образуют системную нормативную (отраслевую) целостность или, иначе, отрасль законодательства об образовании как систему.
Образовательная организация – некоммерческая организация, осуществляющая на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана.
Обучающийся – физическое лицо, осваивающее образовательную программу.
Объект управления — это отдельные люди или группы, на которые направлены организованные, систематические, планомерные воздействия субъекта управления. Целью такого воздействия является направление объекта по определенному пути развития, придание ему состояния организованности, соответствования определенным требованиям. Объект управления можно рассматривать в двух аспектах: элементно-структурном(как совокупность людей, крупных отраслевых организаций и т. п.) и функциональном (как определенное поведение индивидов и групп людей).
Организация – 1. Одно из основных, базовых управленческих действий наряду с планированием, руководством, мотивацией, контролем. 2. Внутреннее устройство, строение, организационный порядок внутри данной социальной организации; как синоним структуры. 3. Определенная постановка дела. 4. Социальный институт, учреждение, субъект гражданского общества, система, объединяющая людей для осуществления совместной деятельности.
Организация, осуществляющая обучение, - юридическое лицо, осуществляющее на основании лицензии наряду с основной деятельностью образовательную деятельность в качестве дополнительного вида деятельности.
Организация социальная - объединение людей, совместно действующих для достижения одной или многих целей и координирующих свои действия на основе определенных норм и правил (формальных и неформальных).
Организация школьная - 1. Сообщество людей – детей и взрослых. 2. Система их совместной деятельности и общения. 3. Среда жизнедеятельности членов сообщества. 4.Социальный институт, взаимодействующий с другими организациями и отдельными людьми.
Организационная структура управления – это совокупность органов, между которыми распределены полномочия и ответственность за выполнение управленческих функций и существуют регулярно воспроизводимые связи и отношения.
Организация деятельности – процесс объединения людей и средств для достижения поставленных целей.
Отношения в сфере образования – совокупность общественных отношений по реализации права граждан на образование, целью которых является освоение обучающимися содержания образовательных программ (образовательные отношения), и общественных отношений, которые связаны с образовательными отношениями и целью которых является создание условий для реализации прав граждан на образование.
Педагогическая система – 1. Социально обусловленная целостность активно взаимодействующих участников педагогического процесса, духовных и материальных факторов, направленная на формирование личности, способная к саморазвитию. 2. Множество взаимосвязанных структурных и функциональных компонентов, подчиненных целям образования, воспитания и обучения подрастающего поколения и взрослых людей.
Педагогический анализ информации - функция управления, направленная на изучение фактического состояния дел и обоснованности применения различных способов, средств для достижения целей, а также на объективную оценку результатов педагогического процесса и выработку регулирующих механизмов по переводу системы в новое качественное состояние.
Педагогический коллектив - группа совместно работающих педагогов, имеющих общие образовательные цели, достижение которых является для них также личностно значимым, и реализующих структуру межличностных взаимоотношений и взаимодействий, способствующих достижению общих целей.
Педагогический работник – физическое лицо, которое состоит в трудовых, служебных отношениях с организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и выполняет обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности.
Педагогическое самообразование - самостоятельное овладение совокупностью педагогических ценностей, технологий, творчества.
Планирование – принятие решений на основе соотношения результатов педагогического анализа с поставленной целью.
Правовое пространство – совокупность материальных и духовных, статических и динамических составляющих социального сознания и бытия данного общества либо мирового (регионального) сообщества на конкретном историческом этапе их развития, опосредованных существованием и действием права как социального регулятора.
Принцип – руководящая идея, основа.
Принцип управления – основополагающие идеи по осуществлению управленческих функций.
Принятие решения – сложный мыслительный процесс, который предполагает осознание проблемы, постановку адекватной цели и выбор средств для реализации данной цели.
Продуктивность – это характеристика деятельности, показывающая соотношение между полезностью полученных за какой-то период времени результатов и связанными с этим затратами.
Процесс управления - непрерывная последовательность действий, осуществляемых субъектом управления, в результате которых формируется и изменяется образ управляемого объекта, устанавливаются цели совместной деятельности, определяются способы их достижения, разделяются работы между ее участниками и интегрируются их усилия.
Психология управления – отрасль психологии, изучающая психологические закономерности управленческой деятельности; ее задача – анализ психологических условий и особенностей управления с целью повышения эффективности и качества работы в системе управления.
Разгосударствление системы образования – создание негосударственных учебных заведений.
Руководство – направление чьей-нибудь деятельности.
Система – совокупность взаимодействующих элементов, составляющих целостное образование, имеющее новые свойства по отношению к ее элементам.
Система социально-педагогическая - система, которая отличается непрерывной сменой состояний, изменением характера связей между элементами, обусловленных целями и задачами учебно-воспитательного процесса в каждой возрастной группе учащихся.
Система педагогическая – 1. В широком понимании - это часть социальной системы (общества), учитывающая особенности ее развития. 2. Теоретическая модель объекта педагогической действительности, которая включает необходимую и достаточную совокупность взаимосвязанных элементов: педагогов и воспитанников как субъектов педагогического процесса, цели, содержание, формы, методы и средства, характеризующие пути достижения цели, взаимодействие субъектов деятельности, успешное решение педагогических задач, направленных на создание условий и достижение определенного результата.
Система образовательная - взаимосвязанное единство отдельных частей, аспектов образования, рассматриваемых как результат отражения соответствующих аспектов реального образования.
Система управления или управляющая система - совокупность человеческих, материальных, технических, информационных, нормативно-правовых и др. компонентов, связанных между собой так, что благодаря этому осуществляется процесс управления, реализуются управленческие функции.
Системный подход – методологическая ориентация для изучения и преобразования реальной действительности, а также для практики управления сложными системами.
Ситуация - конкретный набор обстоятельств, которые сильно влияют на организацию в данное конкретное время.
Ситуационный подход – способ мышления об организационных проблемах и их решениях; увязывает конкретные приемы и концепции с определенными конкретными ситуациями для того, чтобы достичь целей организации наиболее эффективно; концентрируется на ситуационных различиях между организациями и внутри самих организаций.
Сотрудничество – стремление человека к согласованной, слаженной работе с людьми.
Специализация - форма разделения труда соответственно выполняемым видам работ и квалификации работников.
Стандарт образования - 1. Система основных параметров, принимаемых в качестве государственной нормы образованности, отражающей общественный идеал и учитывающей возможности реальной личности и системы образования по достижению этого идеала (В.С. Леднев).
Стиль руководства – почерк руководителя, выражающийся в способах и действиях, с помощью которых он решает управленческие задачи.
Стратегия управления – искусство планировать управление, основанное на правильных и далеко идущих прогнозах.
Структура — совокупность устойчивых связей и отношений между частями целого.
Субъект управления — это структурно обозначенные объединения людей и руководители на персональном уровне, наделенные управленческими полномочиями и осуществляющие управленческую деятельность.
Управление – 1. Целенаправленная деятельность всех субъектов, направленная на обеспечение, становление, стабилизацию оптимального функционирования и обязательного развития школы. 2. Функция организованных систем различной природы, обеспечивающая сохранение их определенной структуры, поддержание режима деятельности, реализацию их программ и целей.
Управление педагогическими системами – целенаправленное, сознательное взаимодействие участников целостного педагогического процесса на основе познания его объективных закономерностей.
Управление школой - особая деятельность, в которой ее субъект, посредством решения управленческих задач, обеспечивает организованность совместной деятельности учащихся, педагогов, родителей, обслуживающего персонала и ее направленность на достижение образовательных целей и целей развития школы.
Управленческая задача – это отношение между тем, что требуется сделать для реализации какой-либо управленческой функции в определенное время и определенном месте, и имеющимися для этого возможностями /условиями/.
Управленческая информация – информация, необходимая для оптимального функционирования управляемой системы.
Управленческое решение (планы, приказы) – это процесс нахождения связей между существующим состоянием управления и тем, который предусматривается целью управления.
Уровень образования – завершенный цикл образования, характеризующийся определенной единой совокупностью требований.
Устав школы – свод правил, устанавливающий порядок деятельности школы и управляющих ею внутришкольных структур; законодательный акт, регламентирующий цели, задачи и структуру определенных типов учебных заведений, их учебно-воспитательную работу и организационно-хозяйственную деятельность.
Участники образовательных отношений – обучающиеся, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся, педагогические работники и их представители, организации, осуществляющие образовательную деятельность.
Участники отношений в сфере образования – участники образовательных отношений и федеральные государственные органы, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, работодатели и их объединения.
Федеральный государственный образовательный стандарт - совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня и (или) к профессии, специальности и направлению подготовки, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.
Федеральные государственные требования – обязательные требования к минимуму содержания, структуре дополнительных предпрофессиональных программ, условиям их реализации и срокам обучения по этим программам, утверждаемые в соответствии с ФЗ «Об образовании в РФ» уполномоченными органами исполнительной власти.
Функция управления - / от латинского functio – совершение, исполнение/ - это отношение между управляющей системой и управляемым объектом, требующее от управляющей системы выполнение определенного действия для обеспечения целенаправленности или организованности управляемых процессов.
Централизация управления – управление, при котором местные учреждения, органы подчинены вышестоящим, в свою очередь управляемым из единого центра.
Эффективность управления - характеристика, отражающая отношение между достигнутой и возможной продуктивностью.
Юридическая ответственность - обязанность субъекта, совершившего виновно противоправное, причиняющее ущерб общественным отношениям, деяние, претерпевать предусмотренные законодательством (санкциями охранительных правовых норм) неблагоприятные для субъекта лишения личного, имущественного и/или организационного характера.
Юрисдикция отражает совокупность полномочий соответствующих государственных органов по изданию нормативно-правовых актов определенного вида и юридической силы, осуществлению контроля и надзора за их осуществлением, а также разрешению правовых споров и принятию решений по делам о правонарушениях. Применительно к образованию это понятие отражает специфику нормотворческой, контрольно-надзорной деятельности и деятельности по разрешению образовательно-правовых споров различными уполномоченными органами управления образованием - федеральными, региональными, муниципальными, а также самими образовательными учреждениями.
Список литературы
1. Байденко В.И. Болонский процесс: Популярные лекции. – М., 2004
2. Болотова Е.Л. Права ребенка в современной России. – М.: Школьная Пресса, 2005
3. Болотова Е.Л. Правовой статус учителя: Сборник нормативно-правовых документов. Комментарии и разъяснения. – М., 2004
4. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2004
5. Велков И.Г. Личность руководителя и стиль управления. - М.: Наука, 2002
6. Волохова Е.Д. Законодательное обеспечение права на образование в РФ. – М., 2004
7. Воронин В.А., Коваль О.Ю. Юридический справочник учителя. – Ростов-на-Дону, 2005
8. Вудкокк М., Майс Н. Раскрепощенный менеджер. М., 1991
9. Гребенкина Л.К., Анциперова Н.С. Технология управленческой деятельности заместителя директора школы. – М.: Новая школа, 2000
10. Дизель П.М., Мак-Кинли Раньян. Поведение человека в организации. - М.: Наука, 2003
11. Дик Н.Ф., Иванова Н.. Настольная книга руководителя образовательного учреждения. – Ростов-на-Дону, 2004
12. Ильенко Л.П. Новые модели методической службы в общеобразовательных учреждениях. – М., 2000
13. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь. – М., 2000
14. Конаржевский Ю.А. Менеджмент и внутришкольное управление. – М., 1999
15. Кудряшова Л.Д., Каким быть руководителю: Психология управленческой деятельности. - Л.: Лениздат, 2006
16. Менеджмент в управлении школой / Науч. рук. Т.И.Шамова. – М., 1992
17. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. – М., 1992
18. Национальная доктрина образования в РФ // Народное образование. – 2000. – № 2
19. Педагогика: Учебное пособие для студентов пед. учеб. зав. / В.А. Сластёнин и др. – М.: Школа-Пресс, 2005
20. Погребняк Л.П. Правовые основы функционирования и развития образовательного учреждения. Учеб. пособие. 2-изд., испр. и доп.-М., 2003
21. Полонский В.М. Словарь по образованию и педагогике. – М., 2004
22. Практическая психология для менеджеров: учеб. пособие / М.А. Кириллов – М: Познание, 2006
23. Профессиональный стандарт. Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель). – М., 2013
24. Психология управления: Конспекты лекций / Сост. П.М. Касьяник. – М.: АСТ; СПб.: Сова, 2005
25. Руководство педагогическим коллективом: модели и методы / Под ред. Лазарева В.С.- М.: ЦСиЭИ, 1995
26. Самыгин С., Столяренко Л. Психология управления: учебное пособие. Ростов н/Д.: Феникс, 2007
27. Симонов В.П. Педагогический менеджмент. – М.: РПА, 1997
28. Управление качеством образования / Под ред. М.М. Поташника. – М., 2003
29. Управление развитием школы / Под ред. М.М.Поташника и В.С.Лазарева. – М.: Новая школа, 1995
30. Федеральный закон РФ «Об образовании в РФ». – М., 2012
31. Федорова М.Ю. Образовательное право. Уч. пособ. – М., 2004
32. Шамова Т.И. и др. Управление образовательными системами: Учеб. пособие для ст-в высш. пед. учеб. заведений / Т.И. Шамова, Т.М. Давыденко, Г.Н. Шибанова; Под ред. Т.И. Шамовой. – М.: Академия, 2002
33. Ягофаров Д.А. Нормативно-правовое обеспечение образования. Правовое регулирование системы образования. Уч. пособие. – М., 2008
34. Яковлева Е.В. Лекции по курсу: «Основы культуры управления образовательно-воспитательной системой в школе». – Череповец: ЧГУ, 2002