Лера «Качается рожь несжатая»




Литературно-музыкальная композиция

«Идут девчата по войне».

Вступление – Музыка «Храните память» (на слова «И на полях былых сражений» выходят Лера, Настя, Саша)

Лера

С чего начинается память - с берез?

Настя

С речного песочка?

Саша

С дождя на дороге?

Лера

А если - с убийства!

Настя

А если - со слез!

Саша

А если - с воздушной тревоги!

Настя

А если с визжащей пилы в облаках,

Со взрослых, в пыли распростертых!

Лера

А если с недетского знания - как

Живое становится мертвым!

Саша

И в пять, и в пятнадцать,

и в двадцать пять лет

Войной начинается память.

Настя

Здесь, в этой стране,

где непомнящих - нет,

Попробуем

это представить...

Женя:

Так уж случилось, что наша память о войне и все наши представления о войне – мужские. Это и понятно: ведь воевали в основном мужчины.

Андрей: Но с годами мы все больше и больше понимаем роль женщины на войне, ее величайшую жертву, принесенную на алтарь Победы.

(Все девочки выходят на песню)

Песня «Не женщины придумали войну»

Женя: Сегодня перед нами пройдут со своими воспоминаниями не герои войны, знаменитые саперы или прославленные партизанки, а обыкновенные девушки, рядовые труженицы, которые увидели войну своими женскими глазами.

 

Андрей: Перед нами предстанут судьбы, жизни, искореженные войной, потерей близких, утратой здоровья, женским одиночеством, невыносимой памятью военных лет.

 

Женя: Все, что мы знаем о женщине, лучше всего вмещается в слово «милосердие». Есть и другие слова - сестра, жена, друг и самое высокое –мать. Но милосердие их суть и смысл. Женщина дает жизнь, женщина оберегает жизнь, женщина и жизнь - синонимы.

Гоша.

В мир приходит женщина,

Чтоб свечу зажечь.

В мир приходит женщина,

Чтоб очаг сберечь.

В мир приходит женщина,

Чтоб любимой быть.

В мир приходит женщина,

Чтоб дитя родить.

В мир приходит женщина,

Чтоб цветам цвести.

В мир приходит женщина,

Чтобы мир спасти!

Сигнал тревоги. (Выбегают чтецы – 6 Б и Мать (Дарина), прикрывают голову руками. (микрофон у Дарины и у Якова) Чтецы в страхе приседают).

Звучит мелодия песни Б. Окуджавы «До свидания, мальчики». Чтецы поднимаются, Мать (Дарина) говорит под музыу.

Мать (Дарина)

- Война… Когда посмотришь на войну нашими, бабьими глазами, то она страшнее страшного… Сашу, мужа, проводила. Митька, сын, фашистов бьет. Так и я на месте не сижу. На фронт идти сил нет, да и помощи там от меня никакой. Помогаю уж здесь, в тылу, как могу… (Проходит мимо 6 класса, отдает микрофон Диане. Поднимается на сцену, садится за стол, пишет письмо, замирает. Во время слов Якова «А в письмах на фронт уверяла…» поднимается, подходит к краю сцены, показывает письмо, прижимает его к сердцу, замирает)

(6 класс)

Яков

Да разве об этом расскажешь –

В какие ты годы жила!

Какая безмерная тяжесть

На женские плечи легла!

Диана

В то утро простился с тобою

Твой муж или брат, или сын,

И ты со своею судьбою

Осталась один на один.

Матвей

Один на один со слезами,

С несжатыми в поле хлебами

Ты встретила эту войну.

И все без конца и без счета –

Печали, труды и заботы

Пришлись на тебя, на одну

Маша П.

Одной тебе волей-неволей, –

А надо повсюду успеть;

Одна ты и дома в поле,

Одной тебе плакать и петь.

Антон

А тучи все ниже и ниже,

А громы грохочут все ближе,

Все чаще недобрая весть.

И ты перед всею страною

И ты перед всею войною

Сказалась, какая ты есть.

Даша

В холодные зимы, в метели

У той у далекой черты

Солдат согревали шинели,

Что сшила заботливо ты.

Леша

Бросались в грохоте, в дыме

Советские воины в бой.

И рушились вражьи твердыни

От бомб, начиненных тобой.

Аида

За все ты бралася без страха,

И как в поговорке такой,

Была ты и пряхой и ткахой

Умела иглой и пилой.

Рубила, возила, копала –

Да разве же все перечтешь?

Яков

А в письмах на фронт уверяла,

Что будто отлично живешь

Бойцы твои письма читали, и

Там на переднем краю

Они хорошо понимали

Святую неправду твою.

Аида

И воин, идущий на битву,

И встретить готовый её,

Как клятву шептал, как молитву

Далекое имя твоё…

(Дарина прячется за кулисы, скидывает сарафан, остается в солдатской форме, присоединяется к поющим)

(Девочки – поющие встают в полукруг, Лиза становится ближе к залу, говорит свои слова, потом присоединяется к поющим)

Мать – (Лиза): Вот и Зинка, дочь единственная, на войну ушла… Одна я осталась. Совсем же еще ребенок… Куда ей… оборачивается к поющим, машет платком вслед

 

Песня «Ровесницы наши» (во время песни танцуют вальс)

(После песни поющие не расходятся, Леша читает, а девушки в это время стоят за ним).

Леша

На них порой смотрели люди косо:

Мол, не девичье это дело – воевать,

Они, таясь от мам, срезали косы

И покидали теплую кровать.

Пусть очень трудно было им когда-то,

Была по росту ноша не легка!

Они горды, что трудный путь солдата

С мужчинами делили пополам.

 

(Солдатки поднимаются на сцену, унося с собой один микрофон, Леша свой микрофон отдает оставшейся солдатке – Зинке (Маша Х.), Мать уходит тоже, переодевается в солдатку. Юля уходит к выходу из зала, переодевается в костюмерке в «Смерть». Внизу осталась Маша Х.)

Маша Х.

Я ушла из детства в грязную теплушку,

В эшелон пехоты, в санитарный взвод.

Дальние разрывы слушал и не слушал

Ко всему привыкший сорок первый год.

Я пришла из школы в блиндажи сырые,

От Прекрасной Дамы в «мать» и «перемать»,

Потому что имя ближе, чем «Россия»,

Не могла сыскать.

(Маша поднимается на сцену, микрофон перед этим отдает Жене)

Лера «Качается рожь несжатая»

Качается рожь несжатая.

Шагают бойцы по ней.

Шагаем и мы - девчата, (выходят девушки – солдатки, маршируя. Рассаживаются по двум сторонам)

Похожие на парней.

Нет, это горят не хаты -

То юность моя в огне.

Идут по войне девчата,

Похожие на парней.

(Звучит грустная мелодия, под мелодию девушки рассказывают о себе)

Первая девушка: Я просила маму: только не надо плакать. Это было не ночью, но было темно, и стоял сплошной вой. Они не плакали, наши матери, они выли. Но моя мама не плакала, она стояла, как каменная. Она держалась, она боялась, чтобы я не заревела. Я же была маменькина дочка, меня дома баловали. А тут подстригли под мальчика, только маленький чубчик оставили. Они с отцом меня не пускали, а я только одним жила: на фронт, на фронт, на фронт! Я решила, что здесь, в тылу, могут остаться женщины постарше, а я все- таки должна пойти на фронт

 

Вторая девушка: «Девятого июня сорок первого года мне исполнилось восемнадцать лет. В сорок втором году добровольно пошла служить в очень большой фронтовой госпиталь. Меня поставили на раздачу питания, должность эта круглосуточная. Через несколько месяцев ранило в ногу, скакала на одной ноге, но работала, подменить было некем. Во время массированного налета была контужена и ранена. Перевязали голову, левую руку выше локтя, и я пошла раздавать ужин. Двадцать месяцев никто не подменял, не сменял меня. Левая нога, опухшая до колена, забинтована. Руку прооперировали, тоже перебинтована, голова забинтована. В школьные годы я сдавала нормы ГТО, но нет еще спортсмена в мире, который бы в таком состоянии проскакал двадцать месяцев круглосуточно. Я проскакала и перенесла все.

Третья девушка: Родилась и выросла я в Одесской области. В сорок первом году окончила десятый класс… Когда началась война, в первые же дни побежала в военкомат, отправили домой. Еще дважды ходила туда и дважды получала отказ. Ушла на фронт с отступающими частями.

Когда впервые увидела раненого, упала в обморок. Потом прошло. Когда первый раз полезла под пули за бойцом, кричала так, что, казалось, перекрывала грохот боя. Потом привыкла… Через десять дней меня ранило, осколок вытащила сама, перевязалась сама.

Однажды увидела, что на поле боя на земле остался раненый лейтенант, артиллерист Костя Худов. Санитаров, которые пытались вынести его, убило. Поползли две овчарки – санитарки (я их там увидела впервые), но их тоже убило. И тогда я, сняв ушанку, стала во весь рост, сначала тихо, а потом все громче запела нашу любимую довоенную песню (акапельно, девушки помогают)

Я на подвиг тебя провожала,

Над страною гремела гроза.

Я тебя провожала,

Но слезы сдержала,

И были сухими глаза.

 

Ты в жаркое дело

Спокойно и смело

Иди, не боясь ничего.

Если ранили друга,

Сумеет подруга

Врагам отомстить за него.

Если ранили друга,

Перевяжет подруга

Горячие раны его.

Умолкло все с обеих сторон - и с нашей, и с немецкой. Подошла я к Косте, нагнулась, положила на санки – волокуши и повезла к нашим. Иду, а сама думаю: «Только бы не в спину, пусть лучше в голову стреляют». Но не раздалось ни одного выстрела, пока не дошла до наших…

Всего из – под огня я вынесла четыреста восемьдесят одного раненого. Кто- то из журналистов подсчитал: целый стрелковый батальон…»

Аида (Микрофон ей дал Женя)

Только что пришла с передовой

Мокрая, замерзшая и злая,

А в землянке нету никого,

И, конечно, печка затухает.

Так устала - руки не поднять,

Не до дров – согреюсь под шинелью.

Прилегла, но слышу, что опять

По окопам нашим бьют шрапнелью.

Из землянки выбегаю в ночь,

А навстречу мне рванулось пламя,

Мне навстречу – те, кому помочь

Я должна спокойными руками.

И за то, что снова до утра

Смерть ползти со мною будет рядом,

Мимоходом: «Молодец, сестра!»-

Крикнут мне товарищи в награду,

Да еще сияющий комбат

Руки мне протянет после боя:

«Старшина, родная! Как я рад,

Что опять осталась ты живою!»

 

Андрей: (микрофон взял у Аиды) Женщина на войне оставалась женщиной. И мы понимаем, какой ценой им удавалось сохранить эти привычки, юные милые странности. Не только справиться с опасностями, но и еще остаться красивыми, привлекательными. И тревога за то, как выглядишь, часто бывала сильнее чувства голода, усталости, желания сна, страха смерти.

Вступают девушки со сцены:

Саша: -Война не уничтожила в нас способности любить и быть любимыми.

(Во время чтения Леры Саша спускается вниз, берет микрофон у Андрея)

Лера:

Сколько силы

В обыденном слове» милый»

Как звучало оно на войне!

Не красавцев

Война нас любить научила-

Угловатых суровых парней.

Тех, которые, мало заботясь о славе,

Были первыми в каждом бою.

Знали мы-

Тот, кто друга в беде не оставит,

Тот любовь не растопчет свою.

(Мальчики – ведущие ставят стойку для микрофона, для гитары микрофон второй забирают у Леры)

Музыкальная композиция «Давно мы дома не были» (к Саше присоединяются сначала Лиза с Настей, потом остальные солдатки)

(После песни девушки расходятся, остаются Лера и Маша. Оба микрофона у девочек) (Лиза уходит в дверь за сценой, переодевается в мать)

Маша Х.

Мы сидим у разбитой ели,

Ждем, когда же начнет светлеть.

Под шинелью вдвоем теплее

На продрогшей, сырой земле.

 

- Знаешь, Юлька, я против грусти,

Но сегодня она не в счет.

Где-то в яблочном захолустье

Мама, мамка моя живет.

У тебя есть друзья, любимый,

У меня лишь она одна.

Пахнет в хате квашней и дымом,

За порогом бурлит весна.

Старой кажется: каждый кустик

Беспокойную дочку ждет.

Знаешь, Юлька, я против грусти,

Но сегодня она не в счет.

Лера

Отогрелись мы еле-еле,

Вдруг приказ: "Выступать вперед!"

Снова рядом в сырой шинели

Светлокосый солдат идет. (С конца зала идет «Смерть», медленно, позади нее красная ткань)

С каждым днем становилось горше,

Шли без митингов и знамен.

В окруженье попал под Оршей

Наш потрепанный батальон.

Зинка нас повела в атаку,

Мы пробились по черной ржи,

По воронкам и буеракам,

Через смертные рубежи.

Мы не ждали посмертной славы,

Мы хотели со славой жить. (пауза)

(Раздается сильный взрыв, «Зинку» «Смерть» накрывает красной тканью, уводит в дверь за сценой. Там Юля снимает черный плащ, остается почтальоном)

 

Почему же в бинтах кровавых

Светлокосый солдат лежит?

Ее тело своей шинелью

Укрывала я, зубы сжав,

Белорусские ветры пели

О рязанских глухих садах.

(Включается музыка, под музыку)

- Знаешь, Зинка, я против грусти,

Но сегодня она не в счет.

Где-то в яблочном захолустье

Мама, мамка твоя живет.

У меня есть друзья, любимый,

У нее ты была одна.

Пахнет в хате квашней и дымом,

За порогом бурлит весна.

И старушка в цветастом платье

У иконы свечу зажгла.

Я не знаю, как написать ей,

Чтоб тебя она не ждала.

(«Юлька»- Лера в горе закрывает лицо руками, горбится (можно опуститься от бессилия на колени), потом при смене музыки она с трудом подымает голову и читает стихотворение.)

Лера (под музыку)

Побледнев,

Стиснув зубы до хруста,

От родного окопа

Одна

Ты должна оторваться,

И бруствер

Проскочить под обстрелом

Должна.

Ты должна.

Хоть вернешься едва ли,

Хоть "Не смей!"

Повторяет комбат.

Даже танки

(Они же из стали)

В трех шагах от окопа

Горят.

Ты должна.

Ведь нельзя притворяться!

Ты должна!

(Яков забирает микрофон у Леры)

(Почтальон приносит маме (Лизе) письмо и микрофон от Маши. Мать читает.)

Лиза

Здравствуйте, Зинина мама!

Уже на дворе весна.

Пишу Вам с переднего края,

Где небо горит от огня.

Здесь встретились с Зинкой однажды

И вместе ходили мы в бой

Мы с нею сражались отважно,

Не спали ночами порой.

Теперь я сижу у землянки,

Под нашей любимой сосной.

Пишу за нее эти строки,

А Зинка в могиле сырой….

(Врывается музыка. Лиза покрывает голову черным платком, отходит ближе к сцене)

Яков

Мы тоскуем и скорбим,

Слезы льем от боли.

Черный ворон, черный дым

Выжженное поле…

А за гарью словно снег,

Ландыши без края.

Рухнул наземь человек

Приняла родная.

Беспокойная мечта,

Не сдержать живую…

Землю милую уста

Мертвые целуют.

И уходит тишина…

Ветер бьет крылатый.

Белых ландышей волна

Плещет над солдаткой.

Диана

Партизанку - девчонку

На рассвете убили.

Её мама рыдала,

Как ей всё пережить?

Ну скажите, потомки,

Разве этого мало,

Чтобы всем нам сегодня

Память женщин почтить?

Минута молчания (Звучит метроном)

(Под музыку Маша Х. на сцене выходит, закутанная в красную ткань. Стоит неподвижно, как памятник)

(Внизу Лиза – мать под музыку читает стихотворение.)

Дочурка моя, кровиночка,

Украдена ты войной.

Листочек мой, травиночка,

Как пусто мне одной.

Прокаркала вороною

Беда, как в страшном сне.

Бумагой похоронною

Она пришла ко мне.

Я ворога проклятого

Отчаянно кляла.

Глаза свои проплакала –

И все тебя ждала.

Придешь походкой легкой,

Шинелька нараспах.

Живой придешь, целехонькой,

С улыбкой на губах.

Придешь, огнем целована,

С наградой боевой,

Пускай и забинтованной,

Но все-таки живой!

Неделя за неделей,

За годом год идет.

Устала я надеяться,

Лишь боль во мне живет.

Дочурочка, кровиночка,

Прошло так много лет.

Листочек мой, травиночка,

Тебя все нет и нет.

(Поющие выстраиваются для песни)

Песня «Вызываю я их из бессмертия…»

(Все остаются на местах, мальчики встают по бокам. Маша и Антон – два шага вперед)

Маша П.

Нет, это не заслуга, а удача

Стать девушке солдатом на войне.

Когда б сложилась жизнь моя иначе,

Как в День Победы стыдно было б мне!

С восторгом нас, девчонок, не встречали:

Нас гнал домой охрипший военком.

Так было в сорок первом. А медали

И прочие регалии потом.

Смотрю назад, в продымленные дали:

Нет, не заслугой в тот зловещий год,

А высшей честью школьницы считали

Возможность умереть за свой народ.

Антон

На жакетах – ордена, медали,

И не нужно прятать седину.

Как же вы на фронте выживали,

Женщины, прошедшие войну?

Воевать положено мужчине.

Родина зовёт – иди на бой!

Женщина – в окопе, в стылой глине.

Грохот взрывов и снарядов вой.

Что войне до женской сути тонкой,

Смерть не разбирает, кто есть кто.

Школьницы, совсем ещё девчонки!

Вам-то это выпало за что?

Как домой писали письма маме –

Мол, жива-здорова, лучше всех!

И опять месили сапогами

То болота, то кровавый снег.

Ради нас переносили муки,

Защищая мир и тишину.

Я с поклоном вам целую руки –

Женщины, прошедшие войну.

 

(Включается первая песня, поклон)



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: