Групповая формаобеспечивает учёт дифференцированных запросов учащихся.
Индивидуальная работав наибольшей мере помогает учесть особенности темпа работы каждого ученика.
Внеклассная и внешкольная работа (участие в мероприятиях и соревнованиях в рамках детско-юношеских игр «Зарница», различные эстафеты и викторины по ОБЖ, встречи с ветеранами войны и труда, работниками правоохранительных органов, органов ГОЧС, ГИБДД, медицины; тематические выставки и выставки творческих работ учащихся и др
Курс предназначен для ознакомления учащихся с общими характеристиками различных чрезвычайных ситуаций, их последствиями, а также для приобретения ими знаний умений по защите жизни и здоровья в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций. В процессе изучения данного курса учащиеся ознакомятся с правилами дорожного движения, действиям при антитерроре и антикоррупционной деятельности, организацией Российской системы защиты населения от последствий чрезвычайных ситуаций, основы обороны государства и воинская обязанность, приобретут практические навыки по гражданской обороне, оказанию само- и взаимопомощи и знания по основам здорового образа жизни.
При реализации программы основное внимание обратить на выработку у обучающихся психологической устойчивости поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях и бережного отношения к себе и окружающей среде.
Рабочая программа предусматривает разные варианты дидактико-технологического обеспечения учебного процесса: плакаты, карточки (практические задания), аудио- и видеотехнику, макеты. Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых помощью компьютера: урок-презентация нового материала, слайд-лекций, программ обучения, программ тестирования, игровых программ по ситуационным задачам.
Проведение промежуточного контроля знаний учащихся (устный, письменный).
|
Учебный год, как правило, завершать проведением годовым тестом. Для проверки уровня знаний по предмету..
Виды и формы контроля результатов обучения:
Контроль результатов обучения осуществляется через использование следующих видов оценки и контроля ЗУН: входящий, текущий, тематический, итоговый. При этом используются различные формы оценки и контроля ЗУН: контрольная работа (к.р.), самостоятельная работа (с.р.), тест, контрольный тест (т.), устный опрос (у.о.).
Промежуточная аттестация проводится в соответствии с Уставом образовательного учреждения в форме итоговой контрольной работы
Планируемый уровень подготовки учеников на конец учебного года:
В результате изучения основ безопасности жизнедеятельности выпускник должен:знать/понимать:
— потенциальные опасности природного, техногенного и социального характера, возникающие в повседневной жизни, их возможные последствия и правила безопасного поведения;
— основные положения Концепции национальной безопасности Российской Федерации по обеспечению национальной безопасности России;
— социально-демографические процессы, происходящие в России, и их влияние на безопасность государства;
— перспективы развития ядерной энергетики в стране и обеспечение радиационной безопасности населения;
|
— индивидуальные меры предосторожности при угрозе совершения террористического акта, правила безопасного поведения при захвате в качестве заложника и при освобождении заложников спецподразделениями;
— основные источники опасностей в природе, техносфере и социуме;
— основные чрезвычайные ситуации природного, техногенного характера и их классификацию;
— организацию в Российской Федерации защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени;
— основные мероприятия, обеспечивающие повышение устойчивости объектов экономики в чрезвычайных ситуациях;
— права и обязанности граждан в области безопасности жизнедеятельности;
— рекомендации специалистов в области безопасности жизнедеятельности по правилам безопасного поведения в различных чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;
— правила оказания первой медицинской помощи при неотложных состояниях;
— основы здорового образа жизни как индивидуальной системы поведения человека, обеспечивающей ему личную безопасность и здоровье;
— основные составляющие здорового образа жизни, способствующие обеспечению духовного, физического и социального благополучия личности;
— правовые нормы взаимоотношения полов;
— основные качества личности, характерные для хорошего семьянина, способного обеспечить социальное благополучие;
— взаимосвязь репродуктивного здоровья с социально-демографическими процессами;
— правовые основы сохранения и укрепления репродуктивного здоровья;
|
— основное положение Военной доктрины Российской Федерации по обеспечению военной безопасности государства;
— предназначение Вооруженных Сил Российской Федерации, основные функции и задачи Вооруженных Сил по обеспечению военной безопасности государства. Виды и рода войск Вооруженных Сил. Их состав и предназначение. Другие войска и их предназначение;
— историю Вооруженных Сил Российской Федерации и дни воинской славы России;
— основные составляющие воинской обязанности граждан Российской Федерации;
— организацию воинского учета и его предназначение;
— организацию медицинского освидетельствования граждан при постановке их на воинский учет;
— содержание обязательной и добровольной подготовки граждан к военной службе;
— правовые основы военной службы (основные положения Конституции Российской Федерации и Федеральных законов «Об обороне», «О воинской обязанности и военной службе», «О статусе военнослужащего»);
— порядок прохождения военной службы по призыву и по контракту;
— права и обязанности военнослужащих;
— виды ответственности военнослужащих с учетом особенностей их правового положения;
— нормы международного гуманитарного права;
— основные виды воинской деятельности;
— содержание начальной военной подготовки военнослужащих; в войсках;
— строи отделения и порядок управления ими;
— назначение и боевые свойства автомата Калашникова;
— правила ухода за автоматом, его хранения и сбережения;
— правила подготовки автомата к стрельбе;
— приемы и правила стрельбы из автомата;
— основы современного общевойскового боя; — общие обязанности солдата в бою;
— основные способы передвижения солдата в бою;
— способы ориентирования на местности и движения по азимутам;
— ориентирование на местности по карте и определение своего местонахождения;
— основные цели и задачи военно-профессиональной ориентации;
— государственные и военные символы Российской Федерации;
— боевые традиции Вооруженных Сил России;
— классы сходных воинских должностей;
— общие требования к безопасности военной службы;
— порядок обязательного государственного страхования жизни и здоровья военнослужащих;
уметь:
— перечислять комплекс основных мероприятий, проводимых в регионе проживания, по защите населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени;
— перечислять последовательность действий при оповещении возникновения угрозы чрезвычайной ситуации и во время чрезвычайной ситуации;
— правильно пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты;
— перечислять основные положения Военной доктрины Российской Федерации, касающиеся обеспечения военной безопасности государства;
— охарактеризовать основные особенности военной службы по призыву и по контракту;
--- выполнять строевые приемы на месте и в движении;
— выполнять воинское приветствие на месте и в движении;
— выполнять неполную разборку и сборку автомата Калашникова;
— готовить автомат к стрельбе;
— вести стрельбу из автомата по неподвижным и появляющимся целям;
— определять стороны горизонта по компасу, небесным светилам и некоторым признакам местных предметов;
— ориентироваться на местности по карте и двигаться в заданную точку по азимуту;
— пользоваться справочной литературой для целенаправленной подготовки к военной службе с учетом индивидуальных качеств.
2. Основное содержание учебного курса:
№ п/п | Тема раздела | Количество часов |
Р-1 Основы медицинских знаний и здорового образа жизни – 11 ЧАСОВ. | ||
Г-1 Основы здорового образа жизни | 4 часа | |
Г-2 Основы медицинских знаний и правила оказания первой доврачебной помощи. | 7 часов | |
Р-2 Основы военной службы. – 21 ЧАСОВ. | ||
Г-1 Воинская обязанность. | 5 часов | |
Г-2 Особенности военной службы. | 5 часов | |
Г-3 Военнослужащий – защитник своего Отечества. Честь и достоинство воина Вооружённых Сил России. | 5 часов | |
Г-4 Международное гуманитарное право. Защита жертв вооружённых конфликтов. | 2 часа | |
Г-5 Психологические основы подготовки к военной службе. | 4 часа | |
Резервные часы | 2 часа | |
Итого: | 34 часа |
3.Календарно-тематическое планирование:
№ урока | Тема урока | Тип урока | Виды контроля | Ресурсы (лабораторное оборудование, средства ИКТ, ПО, интернет-ресурсы, видео, демонстрации, таблицы, иллюстрации) | Дата проведения (по плану) | Примечание | |
Р-1 Основы медицинских знаний и здорового образа жизни – 11 ЧАСОВ. | |||||||
Правила личной гигиены и здоровье. | Теория | Индивидуальный опрос | |||||
Нравственность и здоровье. Формирование правильного взаимоотношения полов. | Теория | Тест опрос № 1 | Интернет-ресурсы, видео демонстрации. | ||||
Семья в современном обществе. Законодательство о семье. | Теория | Индивидуальный опрос | Интернет-ресурсы, видео демонстрации. | ||||
Болезни, передаваемые половым путём. СПИД и его профилактика. Уголовная ответственность за заражение венерической болезнью. | Теория | Тест опрос № 2 | Интернет-ресурсы, видео демонстрации. | ||||
Пр. р. № 1. Первая помощь при кровотечениях и ранениях. | Практика | Индивидуальный опрос | |||||
Пр. р. № 2. Первая помощь при ушибах, растяжениях, разрывах связок и мышц, вывихах и переломах. | Практика | Тест опрос № 3 | Интернет-ресурсы, видео демонстрации. | ||||
Пр. р. № 3. Первая помощь при черепно-мозговой травме и повреждении позвоночника. | Практика | Индивидуальный опрос | Интернет-ресурсы, видео демонстрации. | ||||
Пр. р. № 4. Первая помощь при травмах груди, живота и области таза. | Практика | Индивидуальный опрос | Интернет-ресурсы, видео демонстрации. | ||||
Пр. р. № 5. Первая помощь при травматическом шоке. | Практика | Индивидуальный опрос | Интернет-ресурсы, видео демонстрации. | ||||
Пр. р. № 6. Первая помощь при попадании в полости носа, глотку, пищевод и верхние дыхательные пути инородных тел. | Практика | Тест опрос № 4 | Интернет-ресурсы, видео демонстрации. | ||||
Пр. р. № 7. Первая доврачебная помощь при остановке сердца. Пр. р. № 8. Первая доврачебная помощь при острой сердечной недостаточности и инсульте | Практика | Индивидуальный опрос | Интернет-ресурсы, видео демонстрации. | ||||
Р-2 Основы военной службы. – 21 ЧАСОВ. | |||||||
Воинская обязанность. Основные понятия о воинской обязанности. | Теория | Тест опрос № 5 | Интернет-ресурсы, видео демонстрации. | ||||
Организация воинского учёта и его предназначение. | Теория | Индивидуальный опрос | Интернет-ресурсы, видео демонстрации. | ||||
Обязательная и добровольная подготовка граждан к военной службе. | Теория | Тест опрос № 6 | Интернет-ресурсы, видео демонстрации. | ||||
Организация медицинского освидетельствования и медицинского обследования при постановке на воинский учёт. | Теория | Индивидуальный опрос | Интернет-ресурсы, видео демонстрации. | ||||
Увольнение с военной службы и пребывание в запасе. | Теория | Индивидуальный опрос | Интернет-ресурсы, видео демонстрации. | ||||
Правовые основы военной службы. | Теория | Индивидуальный опрос | Интернет-ресурсы, видео демонстрации. | ||||
Общевоинские уставы Вооружённых Сил Российской Федерации – закон воинской жизни. Военная присяга – клятва воина на верность Родине – России. | Теория | Тест опрос № 7 | Интернет-ресурсы, видео демонстрации. | ||||
Прохождение военной службы по призыву. Прохождение военной службы по контракту. | Теория | Индивидуальный опрос | Интернет-ресурсы, видео демонстрации. | ||||
Воинские звания военнослужащих Вооружённых Сил Российской Федерации. Военная форма одежды. | Теория | Тест опрос № 8 | Интернет-ресурсы, видео демонстрации. | ||||
Права и ответственность военнослужащих. | Теория | Индивидуальный опрос | Интернет-ресурсы, видео демонстрации. | ||||
Военнослужащий – патриот, с честью и достоинством несущий звание защитника Отечества. Военнослужащий – специалист, в совершенстве владеющий оружием и военной техникой. Выпускники школы – защитники Отечества. | Теория | Тест опрос № 9 | Интернет-ресурсы, видео демонстрации. | ||||
Требования воинской деятельности, предъявляемые к моральным, индивидуально-психологическим и профессиональным качествам гражданина. | Теория | Индивидуальный опрос | Интернет-ресурсы, видео демонстрации. | ||||
Военнослужащий – подчинённый, строго соблюдающий Конституцию и законы Российской Федерации, выполняющий требования воинских уставов, приказы командиров и начальников. | Теория | Индивидуальный опрос | Интернет-ресурсы, видео демонстрации. | ||||
Как стать офицером Российской армии. Из истории военно-учебных заведений России. Система военного образования Российской Федерации. Правила приёма в военные образовательные учреждения профессионального образования. Обучение в военном образовательном учреждении, присвоение офицерского звания. | Теория | Тест опрос № 10 | Интернет-ресурсы, видео демонстрации. | ||||
Международная (миротворческая) деятельность Вооружённых Сил Российской Федерации. | Теория | Индивидуальный опрос | Интернет-ресурсы, видео демонстрации. | ||||
Ограничение средств и методов ведения военных действий в международном гуманитарном праве. | Теория | Индивидуальный опрос | Интернет-ресурсы, видео демонстрации. | ||||
Международные отличительные знаки, используемые во время международного конфликта. | Теория | Индивидуальный опрос | Интернет-ресурсы, видео демонстрации. | ||||
Призыв на военную службу как стрессовая ситуация. Личность и социальная роль военного человека. | Теория | Тест опрос № 10 | Интернет-ресурсы, видео демонстрации. | ||||
Психологические свойства в структуре личности. Слухи и искажённая информация. | Теория | Индивидуальный опрос | Интернет-ресурсы, видео демонстрации. | ||||
О морально-этических качествах военнослужащих. Чувства личности и военная служба. | Теория | Тест опрос № 11 | Интернет-ресурсы, видео демонстрации. | ||||
Самовоспитание и самосовершенствование личности. Психическое саморегулирование и самоанализ. | Теория | Индивидуальный опрос | Интернет-ресурсы, видео демонстрации. | ||||
33-34 | Резервные часы. | ||||||
4. Требования к уровню подготовки учащихся:
Знать:
- правила личной гигиены;
- связь гигиены и физической культуры;
- роль нравственности в обеспечении безопасных взаимоотношений полов и профилактики заболеваний, передаваемых половым путём;
- основные положения законодательства о семье и браке.
- симптомы и первую помощь при острой сердечной недостаточности;
- правила первой помощи при ранениях, растяжениях связок, переломах и вывихах;
- признаки остановки сердца и порядок действий при сердечно-лёгочной реанимации.
- структуру и содержание общевоинских уставов;
- условия и порядок приведения военнослужащих к воинской присяге;
- организацию призыва на военную службу;
- порядок поступления на военную службу по контракту и её прохождения;
особенности альтернативной гражданской службы по сравнению с военной службой
- требования к воину-специалисту;
- порядок подготовки по воинским специальностям;
- понятие и значение психологической готовности, способы её формирования;
- требования, предъявляемые к офицеру военной службой;
- важнейшие положения международного права войны.
Уметь:
- оказать помощь при острой сердечной недостаточности, инсульте, при ранениях, растяжениях связок, переломах и вывихах, при остановке сердца и прекращении дыхания.
- порядок определения годности к военной службе;
- цели, задачи и составляющие обязательной подготовки граждан к военной службе;
- назначение, структуру и содержание добровольной подготовки к военной службе;
- порядок увольнения с военной службы и прохождение службы в запасе.
- работать с правовыми документами.
Использовать приобретенные знания и умения на практике для:
- ведения здорового образа жизни;
- Действий в опасных и чрезвычайных ситуациях;
- Подготовки граждан к военной службе;
- соблюдения мер профилактики инфекционных заболеваний;
- оказания первой медицинской помощи в неотложных состояниях;
- подготовки к профессиональной деятельности.
5.Критерии и нормы оценки, умений, навыков обучающихся:
Знания и умения обучающихся оцениваются на основании устных ответов (выступлений), а также практической деятельности, учитывая их соответствие требованиям программы обучения, по пятибалльной системе оценивания.
1. Оценку «5» получает обучающийся, чей устный ответ (выступление), письменная работа, практическая деятельность или их результат соответствуют в полной мере требованиям программы обучения. Если при оценивании учебного результата используется зачёт в баллах, то оценку «5» получает обучающийся, набравший 90 – 100% от максимально возможного количества баллов.
2. Оценку «4» получает обучающийся, чей устный ответ (выступление), письменная работа, практическая деятельность или их результат, в общем, соответствуют требованиям программы обучения, но недостаточно полные или имеются мелкие ошибки. Если при оценивании учебного результата используется зачёт в баллах, то оценку «4» получает обучающийся, набравший 70 – 89% от максимально возможного количества баллов.
3. Оценку «3» получает обучающийся, чей устный ответ (выступление), письменная работа, практическая деятельность или их результат соответствуют требованиям программы обучения, но имеются недостатки и ошибки. Если при оценивании учебного результата используется зачёт в баллах, то оценку «3» получает обучающийся, набравший 45 - 69% от максимально возможного количества баллов.
4. Оценку «2» получает обучающийся, чей устный ответ (выступление), письменная работа, практическая деятельность или их результат частично соответствуют требованиям программы обучения, но имеются существенные недостатки и ошибки. Если при оценивании учебного результата используется зачёт в баллах, то оценку «2» получает обучающийся, набравший 20 - 44% от максимально возможного количества баллов.
6. Перечень ресурсного обеспечения:
- персонального компьютера,
- сканера,
- принтера,
- проектора,
- звуковые колонки,
- фотоаппарата и др.
СанПиНом было установлено время применения технических средств обучения на занятиях, которое не должно превышать 20-25 минут.
7. Список литературы и учебных пособий:
ОБЖ: 11 кл.: учеб. для общеобразоват. учр./В.В. Марков, В.Н. Латчук, С.К. Миронов и др.– М.: Дрофа, 2011 (основной учебник)\
Основы медицинских знаний и ЗОЖ: 10-11 кл.: Учеб. для общеобраз. учрежд.
/А.Т. Смирнов, Б.И. Мишин, П.В. Ижевский. – М.: Просвещение, 2001-160 с.: 8 л. ил.
ОБЖ: 11 кл.: учеб. для общеобразоват. учр./М.П. Фролов, Е.Н. Литвинов, А.Т.Смирнов и др.; под ред. Ю.Л. Воробъева. – М.: ООО «Изд. Астрель»: 2002 - 366, [2] с.
Дополнительная литература:
Смирнов А.Т., Хренников Б.О. Программы образовательных учреждений. Основы безопасности жизнедеятельности. Комплексная программа 5-11 классы / под общ. ред. А.Т. Смирнова. – М.: Просвещение, 2009.
«Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 10,11 классов общеобразовательных учреждений/ М.П. Фролов, Е.Н. Литвинов, А.Т. Смирнов и др.; под ред. Ю.Л. Воробьёва. – М.: АСТ: Астрель, 2008 – 2010.
Вооружённые силы Российской Федерации – защитники нашего Отечества. – Учебное пособие.- Москва: Армпресс, 2001.
Гражданская защита: энцикл. словарь / [Ю. Л. Воробьев и др.; под общ. ред. С. К. Шойгу]. — М., 2005.
Защита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях / под общ. ред. М. И. Фалеева. — Калуга, 2001.
Катастрофы и человек: российский опыт противодействия чрезвычайным ситуациям / под ред. Ю. Л. Воробьева. — М., 1997.Конституция Российской Федерации (действующая редакция)
Концепция национальной безопасности Российской Федерации // Вестник военной информации. — 2000. — № 2.
Макеева А. Г. Все цвета, кроме черного: семейная профилактика наркотизма школьников: кн. для родителей / А. Г. Макеева. — М., 2005.
Макеева А. Г. Все цвета, кроме черного: педагогическая профилактика наркотизма школьников: метод, пособие для учителя: 7—9 кл. /А. Г. Макеева. — М., 2005.
Наркомания в России: состояние, тенденции, пути преодоления / под общ. ред. А. Н. Гаранского. — М., 2003.
Общевоинские уставы Вооружённых Сил РФ. – М.: Военное издательство, 1994.
Основы безопасности жизнедеятельности: справочник/ [А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников, Р. А. Дурнев, Э. Н. Аюбов; под общ. ред. А. Т. Смирнова]. — М., 2007.
Основы безопасности жизнедеятельности. - Учебно – справочный материал/ авт. – сост. И.П. Иванов – Саратов: СарИПК и ПРО, 1995.
Цифровые образовательные ресурсы:
Название сайта | Электронный адрес |
Совет безопасности РФ | https://www.scrf.gov.ru |
Министерство внутренних дел РФ | https://www.mvd.ru |
МЧС России | https://www.emercom.gov.ru |
Министерство здравоохранения РФ | https://www.minzdrav-rf.ru |
Министерство обороны РФ | https://www.mil.ru |
Министерство образования и науки РФ | https://mon.gov.ru/ |
Министерство природных ресурсов РФ | https://www.mnr.gov.ru |
Федеральная служба России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды | https://www.mecom.ru/roshydro/pub/rus/index.htm |
Федеральная пограничная служба | https://www.fps.gov.ru |
Федеральный надзор России по ядерной и радиационной безопасности | https://www.gan.ru |
Федеральный российский общеобразовательный портал | https://www.school.edu.ru |
Федеральный портал «Российское образование» | https://www.edu.ru |
Портал компании «Кирилл и Мефодий» | https://www.km.ru |
Образовательный портал «Учеба» | https://www.uroki.ru |
Журнал «Курьер образования» | https://www.courier.com.ru |
Журнал «Вестник образования» | https://www.vestnik.edu.ru |
Издательский дома «Профкнига» | https://www.profkniga.ru |
Издательский дом «1 сентября» | https://www.1september.ru |
Фестиваль педагогический идей «Открытый урок» (издательский дом «1 сентября») | https://festival.1september.ru |
Энциклопедия безопасности | https://www.opasno.net |
Личная безопасность | https://personal-safety.redut-7.ru |
Образовательные ресурсы Интернета-Безопасность жизнедеятельности | https://www.alleng.ru |
Информационно-методическое издание для преподавателей ОБЖ-МЧС России | https://www.school-obz.org/topics/bzd/bzd.html |
Эконавт-CATALOG (электронный каталог интернет ресурсов по Охране трудa, Безопасности дорожного движения, Безопасности жизнедеятельности) | https://www.econavt-catalog.ru |
Портал Всероссийской олимпиады школьников | https://rusolymp.ru/ |
Образовательные ресурсы Интернета – Безопасность жизнедеятельности | https://www.alleng.ru/edu/saf.htm |
Безопасность. Образование. Человек. Информационный портал ОБЖ и БЖД: Всё Безопасности Жизнедеятельности | https://www.bezopasnost.edu66.ru |
Безопасность и выживание в экстремальных ситуациях | https:// www.hardtime.ru |