Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №18 «Радуга»
Дидактическая игра
«Кармашки для Матрёшки»
Для детей раннего и младшего дошкольного возраста
Разработала: Хрони Ирина Андреевна
воспитатель
Чусовой, 2019
Дидактическая игра «Кармашки для Матрёшки»
для детей раннего и младшего дошкольного возраста
Игра разработана для детей раннего возраста МБДОУ «Детский сад №18», реализующего образовательную деятельность по рабочей программе, разработанной с учетом примерной основной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» /Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М.А. Васильевой.
Данная игра отвечает требованиям программы по образовательной области «познавательное развитие» в группе детей раннего и младшего дошкольного возраста. Разработана для совместной деятельности с детьми по теме недели «Народная игрушка».
Цель игры: Формирование умения у детей соотносить плоскостные геометрические фигуры с их контуром по форме и цвету.
Задачи игры:
дидактические:
• упрочить знания детей о геометрических фигурах: круге, квадрате, треугольнике.
• продолжать обогащать сенсорный опыт детей. Помогать обследовать предметы, выделяя их цвет, форму. Учить обследовать форму этих фигур, используя зрение и осязание, побуждать включать движения рук по предмету в процесс знакомства с ним.
развивающие:
• развивать умение различать четыре цвета (красный, синий, желтый, зеленый); по предложению взрослого отбирать предметы определенного цвета.
• развивать аналитические способности (умение соотносить плоскостные фигуры по сенсорным признакам — цвет, форма).
• развивать умение ориентироваться в расположении частей своего тела и в соответствии с ними различать пространственные направления от себя: вверху — внизу, справа — слева. Различать правую и левую руки.
воспитательные:
• поощрять желание участвовать в совместной деятельности;
• создавать положительные эмоции через знакомство с народным творчеством.
• воспитывать чувство взаимопомощи.
Количество участников: В игре может участвовать как один ребёнок совместно с воспитателем, так и группа из 5 – 6 детей.
Ход игры.
Перед началом игры воспитатель рассматривает с ребенком геометрические фигуры. Ребенок обводит пальчиком геометрическую фигуру и вместе с воспитателем произносят ее название.
Уровень 1: Перед ребенком лежит игровое поле с изображением матрёшки. На игровом поле прикреплены 3 геометрические фигуры, одна лежит рядом с матрёшкой. Воспитатель обращает внимание ребенка на матрешку, что у нее на сарафанчике есть кармашки, а один оторвался, надо помочь матрешке прикрепить его обратно. Воспитатель вместе с ребенком обводят пальчиком геометрическую фигуру кармашка, далее обводят на игровом поле по контуру такой же фигуры, называют ее. Далее воспитатель предлагает соотнести геометрическую фигуру и контур фигуры, т.е. прикрепить кармашек на его место.
Результат игры: Ребенок познакомился геометрической фигурой, сумел ее соотнести с контуром. Получил положительные эмоции от помощи матрёшке прикрепить кармашек на свое место.
Уровень 2: Перед ребенком лежит игровое поле с изображением матрёшки. На игровом поле прикреплены две геометрические фигуры, две одинаковые фигуры разного цвета лежат рядом с матрёшкой. Воспитатель обращает внимание ребенка на матрешку, что у нее на сарафанчике есть кармашки, а 2 оторвались, надо помочь матрешке прикрепить их обратно. Воспитатель вместе с ребенком обводит пальчиком геометрические фигуры кармашка, называют их. Далее воспитатель обращает внимание ребенка на цвета кармашков и их контуры на игровом поле, предлагает их назвать и соотнести геометрические фигуры и контуры фигуры, т.е. прикрепить кармашки на их места.
Результат игры: Ребенок изучил геометрическую фигуру, упрочил знания двух цветов, сумел соотнести две одинаковые фигуры разных цветов с их контурами. Получил положительные эмоции от помощи матрёшке прикрепить кармашки на свое место.
Уровень 3: Перед ребенком лежит игровое поле с изображением матрёшки. Рядом лежат 4 фигуры для данного игрового поля. Воспитатель обращает внимание ребенка на матрешку, что у нее все кармашки оторвались, надо помочь матрешке прикрепить их обратно. Ребенок с помощью воспитателя соотносит геометрические фигуры с их контурами на игровом поле, называя фигуру и ее цвет.
Результат игры: Ребенок упрочил знания геометрических фигур и четырех основных цветов, сумел соотнести разные фигуры разных цветов с их контурами. Получил положительные эмоции от помощи матрёшке прикрепить кармашки на свое место.
Уровень 4: Перед ребенком лежит игровое поле с изображением матрёшки. Рядом лежат несколько фигур четырех цветов. Воспитатель обращает внимание ребенка на матрешку, что у нее все кармашки оторвались, надо помочь матрешке прикрепить их обратно. Ребенок с помощью воспитателя находит нужные геометрические фигуры нужного цвета и соотносит их с контурами на игровом поле, называя фигуру и ее цвет.
Результат игры: Ребенок изучил геометрические фигуры, упрочил знания четырех основных цветов, сумел найти нужные фигуры нужных цветов и соотнести разные фигуры разных цветов с их контурами. Получил положительные эмоции от помощи матрёшке прикрепить кармашки на свое место.
Уровень 5: Перед ребенком лежит игровое поле с изображением матрёшки. Рядом лежат несколько фигур четырех цветов. Воспитатель обращает внимание ребенка на матрешку, что у нее все кармашки оторвались, надо помочь матрешке прикрепить их обратно. Воспитатель предлагает ребенку найти фигуру по ориентировке в пространстве (вверху-внизу, слева-справа). Ребенок с помощью воспитателя находит нужные геометрические фигуры нужного цвета и соотносит их с контурами на игровом поле, называя фигуру, ее цвет и положение на игровом поле.
Результат игры: Ребенок упрочил знания геометрических фигур, четырех основных цветов, ориентировке в пространстве относительно себя. Сумел соотнести местоположение и фигуру, найти ее во множестве других фигур. Получил положительные эмоции от помощи матрёшке прикрепить кармашки на свое место.
Игра состоит из 12 карточек в виде матрёшки с игровым полем и 48 фигур (круг, квадрат, треугольник) четырех цветов (красный, желтый, синий, зеленый)
В дальнейшем можно изготовить еще карточки соответственно тематическому планированию, а также сделать фигуры разной величины.