ОСНОВЫ ВЫСТУПЛЕНИЯ В ПРОВЕДЕНИИ ЗАНЯТИЙ В ДЕТСКОЙ И МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ




Здравствуйте!
Меня зовут Светлана Будина, психолог Республиканского методического центра «Психолог-плюс».

Тема нашего видео-урока «Основы выступления в проведении занятий в детской и молодежной среде». В этом видео уроке мы поговорим о волнении при публичном выступлении, что можно сделать, чтобы его преодолеть.

**********************************************************************

На первом этапе мы здороваемся, знакомимся с группой. Для чего это нужно: когда мы здороваемся – мы желаем здоровья и добра, это уважительное и этическое правило и также первое упражнение, которое является разминкой. Оно направленно на снятие напряжения у группы, создание атмосферы доверия и позитивного настроя. Если дети в группе, в которой вы проводите занятие, уже знакомы и думают, что все друг о друге знают, в играх и упражнениях на знакомство они могут проверить собственную интуицию «насколько хорошо я понимаю других?», увидеть и понять, как их самих воспринимают окружающие (а для детей это важно, так как на каждом возрастном этапе самочувствие подростков разное) и также это еще и хорошее настроение, развлечение и улучшение взаимопонимания.

Знакомство – важный элемент общения. Человек боится того, чего не знает, а если познакомиться (так сказать лучом знаний осветить проблему), получить информацию (о ситуации, задаче, проблеме, человеке), то страх исчезает. Для выступающего знакомство с группой также является значимым шагом чтобы снять волнение.

Игр и упражнений на знакомство достаточно много, можно подобрать на свой вкус и вкус аудитории.

Познакомиться помогают как игры на знакомство, так частично и принятие правил работы в группе.

**********************************************************************

Что такое правила работа в группе?
Правила группы – это определенные договоренности, которые помогают нам работать и достигать цели. Об этом нужно говорить. Когда ведущий предлагает принять правила. Он, таким образом, заявляет, кто тут главный, очерчивает границы и приглашает к совместной работе. В самом начале занятия, ведущий обсуждает СОВМЕСТНО с участниками правила группы.

Что это нам дает?
О того, как, вы начнете занятие – а в частности как обсудите правила, может зависеть все занятие, настрой на него. Правила группы – это тот самый прием, который помогает управлению участниками. Всегда можно отослать к правилам и это будет, то что называется «независимый критерий» регулирования происходящего на занятии.

Можно предложить участникам прочитать правила вслух (если они будут написаны) и прокомментировать, насколько, понятно, о чем это. Можно спросить: «Какие правила группы вы знаете?» Это дает великолепный шанс самой группе «включиться» в работу и нести свою ответственность за происходящее.

Те участники, кто уже принимали правила группы, с радостью и чувством собственного достоинства выступят. А мы заодно увидим, кто тут у нас в группе больше всех знает (обучался) и кто претендует на роль лидера или эксперта.

Процедуру принятия правил можно растянуть и превратить в целое упражнение. А можно быстро и по делу. Все зависит от ваших целей, времени, состава группы.

То есть, какие правила принимаете, на такие и будете опираться во время работы.

Предлагаю вам несколько правил группы для вашего выбора:

· ГОВОРИТ ОДИН. Это понятно, чтоб каждый смог услышать друг друга.

· АКТИВНОСТЬ. Здесь можно рассказать притчу «Чашка чая».

Японский мастер, как-то принимал у себя профессора университета, который пришел порасспросить о его учении.

Мастер стал разливать чай. Налив гостю полную чашку, он продолжал лить дальше.

Профессор какое-то время смотрел на чай, льющийся через край, но, наконец, не вытерпев, воскликнул:

— Чашка полная. Больше не входит!
— Вот как эта чашка, — ответил мастер, — так и вы наполнены своими мнениями и суждениями. Могу ли я показать вам мое учение, если вы не опорожнили свою чашку?

Важно подчеркнуть, что «если вы будете активны на тренинге – задавать вопросы, участвовать в обсуждении – вы освобождаете свою чашу. И сможете унести с собой новые знания».

· ЗДЕСЬ И СЕЙЧАС. Единственный критерий – это то, что происходит сейчас, мы опираемся на результаты занятия сейчас. Говорим о том, что можно изменить прямо сейчас. Проживаем состояния здесь на занятии.

Безусловно, этот список можно дополнить. А какие у вас правила?

**********************************************************************

 

Волнение – это нормальная реакция здорового организма на влияние стрессогенного фактора. Это говорит о том, что природа нас запрограммировала на волнение, когда мы сталкиваемся с какой-нибудь опасностью. Для чего? нам это волнение - это защита, так эволюционно сложилось, что человеку волнение подсказывает об опасности, которое можно и нужно преодолеть.

Есть два способа преодоления стрессогенного фактора: избегание и преодоление. Рекомендую второй способ, собрать всю волю в кулак, идти и выступать, настроить себя, поставить задачу перед собой и преодолеть природное волнение. Представив себя сильным человеком, который уверенно несет важное знание в люди – в этот момент вся сила человека собирается «в кулак». Преодолевая наши «Не могу», «Не хочу» человек получает удовольствие от достижения успеха, от преодоления того, что вчера казалось невозможным. На этом построены все достижения людей от спортивных до бизнес-достижений. Публичные достижения – это всегда испытания потому, что всегда есть естественное природное сопротивление.

И бояться выступать – это нормально! Спросите любого взрослого, родителей об их опыте выступлений и вы в этом убедитесь, что даже маленькое волнение присутствовало у всех.

Человек, который решился, вышел и выступил достоин не только аплодисментов, но и самой высокой похвалы, ведь он преодолел свою природу, совершил подвиг, сподвигнув себя на саморазвитие.

Каким образом будем работать с нашим волнением, преодолевать его?

У волнения есть три канала, используя которые, оно может захватить нас: тело, воображение, опыт. Волнуясь, мы дрожим, горбимся, сжимаемся; в воображении проносятся страшные картины провала; опыт убеждает нас в нашей никчемности, напоминая самые неудачные моменты из нашей практики. Но волшебство заключается здесь в том, что также по этим каналам мы должны и воздействовать на себя, чтобы успокоиться и отпустить страх, снизить наше волнение.

Можно поработать с нашим воображением:
1) Сидя в ожидании объявления вашего выхода, опустите руки и расслабьте их. Представьте, что они стали настолько длинными, что уперлись в пол... Представили? Теперь то напряжение, которое вы испытываете, направьте по рукам в землю. Почувствуйте, как оно уходит.

Можно поработать с телом:

2) берем лимон в руку и в сгибах ног и рук, и таким образом выжимаем сок из него. Напрягаемся, держим-держим и расслабляемся.

3) Поболтайте кистями, подвигайте в воздухе пальцами, разомните руки. Вы и сами много раз делали это интуитивно. специалисты подтверждают, что гимнастика кистей рук позволяет не только снизить парализующий эффект волнения, но и cтимулирует работу речевого аппарата, повышает сообразительность и красноречие.

4) Пройдитесь быстрым шагом, помашите руками, только без свидетелей! Любая физическая активность, вызывающая учащенное сердцебиение, снимает нервное напряжение.

Можно поработать с дыханием:

5) Подышите медленно и глубоко. Это дыхание спокойного человека. Когда мы волнуемся, мы дышим поверхностно и часто. Наше дыхание связано с нашим умом. Найдите удобное положение на стуле и понаблюдайте за своим дыханием в течение 1 мин. и вы заметите, как ум успокаивается. Т.е. наше состояние определяет дыхание. И соответственно наоборот.

И конечно, на нас работает наш опыт:

6)Теперь об опыте и анализе выступления. Часто рекомендуют в практике анализа своих выступлений рассматривать и вылавливать свои ошибки. Это может послужить искаженному представлению о себе как о слабом ведущем, постоянно совершающем ошибки.

Ресурсы личные - великая вещь! Лучше используйте для анализа воспоминания об удачных моментах вашего выступления, сосредоточиться на том, что вам удалось. Вспомните, что произвело на группу самое сильное воздействие. Запомните это и применяйте снова. Человек никогда не станете делать все безупречно, ведь преодолевая трудности человек растет.

Например: боксер никогда не научится проводить поединки, не пропустив ни одного удара, сам же безупречно и неизменно поражая цель. Он даже не сможет освоить все виды ударов одинаково хорошо. Но у него будет свой коронный удар, против которого трудно устоять. Так и у вас должен появиться свой небольшой набор приемов, срабатывающих почти всегда безотказно. И вы их найдете, если при анализе своего выступления сосредоточитесь на удачных моментах.

Есть такое выражение «смелость – это хорошо тренированная трусость». Соответственно чем больше опыта проведения занятий, тем ниже ваше волнение. Трепет перед новым будет всегда, но организм уже будет хорошо натренированным переносить состояние волнения. Действуйте, у вас получится!

*******************************************************************

Как по вашему мнению, что является самым главным элементом успеха в выступлении? … главный элемент – это сам выступающий! По поведению выступающего группа формирует свое отношение к предмету обсуждения, воспринимает и оценивает речь и манеры ведущего.

Здесь важен ваш внешний вид - желательно, чтобы он говорил в целом о вашем благополучии, а также ваш психологический настрой, уверенность, позитивность.

Существует поговорка "Мы говорим голосом, а беседуем всем телом". Поэтому необходимо стремиться к тому, чтобы невербальное поведение подчеркивало вашу уверенность, было гармоничным, не вызывало раздражения и не отвлекало ее от вашей речи.

Также снижению волнения помогает хорошо проработанная тема выступления, запланированного занятия, четкое определение цели выступления, составление плана, подбор нужной информации. То есть чем больше времени вы потратите на подготовку материала вашего выступления, тем увереннее вы будете себя чувствовать.

*******************************************************************

Также важно получить обратную связь, как для себя, собственного анализа, так и для группы. Здесь ведущий учится слушать, а дети учатся выражать свои чувства. И сделать это можно следующим образом:

Для малой группы: узнать у каждого участника с чем они остались после занятия, что берут с собой, что применят.

Для многочисленной группы:

- Узнать полезная ли была информация.

- Попросить поднять столько пальцев, насколько вы активно поработали на занятии, от 1 до 5.

Или другие приемы на ваш вкус и выбор.

**********************************************************************

 

В этом видео-уроке поговорили о естественном волнении организма при публичном выступлении, узнали что делать, как его преодолеть, узнали, что еще может влиять на проведение выступления и поняли как получить обратную связь от участников.

Каждый ведущий с опытом вырабатывает свой стиль проведения занятия, свои способы борьбы со страхами, с волнением, начинает "чувствовать" группу, выступающий получает новое знание о самом себе как ведущем, тем самым укрепляя себя и двигая к новым вершинам успеха.

 

Желаю вам двигаться на этом пути легко и уверенно!

 

Домашнее задание: прослушать видеолекцию, прочитать и проанализировать методическиЙ материал, придумать 3 новых способа снять стресс ДО или ВО ВРЕМЯ выступления, снять процесс на видео (не более 15 минут) (задание можно выполнять как индивидуально, так и несколькими слушателями Академии). Видео отправить по почте yazdorovudm@mail.ru или выложить на сайт www.youtube.com и отправить ссылку на видеофайл на указанную почту.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: