Гипермодуль 2. Основные этапы развития древнерусской литературы




ЛЕКЦИЯ 2

ГИПЕРМОДУЛЬ 1. ВВЕДЕНИЕ

МОДУЛЬ 2. Структура курса. Проблема периодизации древнерусской литературы.

 

После определения границ материала необходимо обсудить его структуру. В связи с этим необходимо ответить на несколько вопросов.

 

Первая из этой группы проблем – проблема хронологической структуры, т.е. периодизации.

 

Существующие периодизации: по историческим периодам (литература Киевской Руси, литература периода феодальной раздробленности, литература Русского централизованного государства 16-17вв.); базирующаяся на собственно литературных отличиях (см. учебники Кускова и Лихачева). Недостатки обеих.

 

Разработка понятия стиля эпохи. Стиль эпохи – это круг философских, религиозных, этических и эстетических представлений, характерных для определенной эпохи и отразившихся в памятниках данного периода. Это понятие более общее, чем направление (направления характерны только для литературы нового времени). Четыре основных стилях эпохи – монументальный историзм, эмоционально – экспрессивный стиль, второй монументализм, барокко.

 

Новая периодизация, опирающаяся на понятие «стиль эпохи».

1.Х1 – первая треть Х111 века. Зарождение русской литературы. Становление и развитие стиля монументального историзма (главная черта его – вписанность всех фиксируемых событий в общее течение мировой истории). Становление основных жанров (летопись, житие, проповедь, воинская повесть, хождение). Летопись как главный жанр периода.

2. Вторая и третья треть Х111 века. Переход от стиля монументального историзма к эмоционально-экспрессивному стилю. Разрушение прежних представлений о мире и человеке, возникновение новых.

3.Х1V – три четверти XV века. Развитие эмоционально - экспрессивного стиля (в центре внимания – особое состояние человеческой души). Житие как главный жанр.

4. Переходный период – конец ХV - начало XV1 века. Зарождение новой государственной идеологии. Различная государственная проблематика в разных группах памятников.

5. Второй монументализм – середина XV1 века. Государственный стиль. Отражение государственных идей в обобщающих литературных работах и публицистике.

6. Смута – переходный период. Изменение представлений об историческом процессе. Развитие представлений о роли личности в истории.

7. Вторая половина XV11 века. Трансформация традиционных средневековых жанров. Барокко. Посадская литература.

 

 

ЛЕКЦИЯ 3

ГИПЕРМОДУЛЬ 1. ВВЕДЕНИЕ

МОДУЛЬ 3. Бытование древнерусских памятников. Особенности их изучения.

Основные темы и жанры. Изображение мира и человека: типологическое и национальное

Изменчивость древнерусских текстов как главная особенность бытования. Материалы для письма (пергамент, бумага). Начерки. Украшение книг. Отношение к текстам: уважение и одновременно допустимость изменений. Редакция как сознательное изменение текста. Виды редакций. Изводы и варианты как неосознанные изменения в тексте. Необходимость конъектур (исправлений текста) и воссоздания его истории. Воссоздание протографа. Датировка списков и протографов по материалу, начерку, украшениям, лингвистическим особенностям, историческим сведениям, содержащимся в тексте. Определение авторства.

 

Серьезность, историчность древнерусской литературы как литературы средневековой. Отсутствие вымысла. Тема исторической судьбы Руси как основная. Гражданский пафос. Христианское миросозерцание.

 

Своеобразие жанровой системы. Утилитарность как основной признак этой системы. Общеевропейские средневековые жанры и оригинальные русские. Произведения единичные в жанровом отношении. История жанров. Жанровые трансформации. Развитие новых жанров в 17 веке как признак перехода литературы на новую ступень развития. Ансамблевость древнерусских текстов.

ЛЕКЦИЯ 4

ГИПЕРМОДУЛЬ 2. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫРАЗВИТИЯ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Модуль 1. Литература стиля монументального историзма

Тема 1. Переводная литература Киевской Руси.

Трансляция культуры посредством переводов. Потребность в переводных памятниках, их функции. Структура переводной литературы: христианская и светская. Спектр: от святости и неизменности (Священное писание) до светскости, изменчивости. Роль каждой из групп переводных памятников в формировании новых представлений о мире и человеке при переходе от бесписьменной культуры к письменной.

 

Священной Писание, содержание, идеи. Книги, входящие в Ветхий и Новый

Завет. Патристика – сочинения отцов церкви, разъясняющая христианские идеи. Молитвы, литургические тексты, проповеди Иоанна Златоуста, Василия Великого, Иоанна Сирина, Иоанна Дамаскина. Апокрифы – отреченные книги – как популяризация канонических книг. Основные признаки апокрифичности. Ветхозаветные и новозаветные апокрифы. Жития: судьба идеального христианина. Житийный канон и его воплощение в переводных византийских житиях Житие Алексия, человека божьего, как образец и эталон. Естественнонаучные сочинения (Шестоднев, Физиолог) как продолжение и развитие библейского текста о сотворении мира. Византийские хроники (Георгия Амартола, Иоанна Малалы): связь библейской истории и современности. Переводные повести (Александрия, Девгениево деяние, Повесть об Акире Премудром): идеал светского человека.

 

 

ЛЕКЦИЯ 5

Гипермодуль 2. Основные этапы развития древнерусской литературы

Модуль 1. Литература стиля монументального историзма.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: