СОЦИОМЕТРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СТРУКТУРЫ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ В ГРУППЕ




Цель: Выявление отношений учеников друг к другу в различных аспектах их взаимодействия, как осознают учащиеся свое положение в системе личностных взаимоотношений в классе.

Определить кто в коллективе пользуется наибольшим авторитетом и влиянием, является популярным, к кому относятся равнодушно, кем пренебрегают и оставляют фактически вне коллектива.

Процедура: Д анная методика проводится со всем составом класса. Ученикам предлагается на листе бумаги написать свою фамилию и, подумав, ответить на три вопроса:

- Кого из членов вашего класса ты хотел бы видеть в первую очередь в составе вновь организованной группы? (1)

- Кого бы ты выбрал во вторую очередь в составе новой группы? (2)

- Кого бы ты выбрал в третью очередь? (3)

Обработка: Результаты, получаемые при помощи социометрической методики, представляются в форме матрицы, социограмм. Составление социоматрицы: по вертикали и горизонтали в одном и том же порядке перечислены фамилии всех членов исследуемой группы. Нижние строки являются итоговыми. Заполнение матрицы начинается с внесения в нее выборов, сделанных каждым человеком. Для этого в клетках пересечения строки соответствующего испытуемого со столбцами тех, кого он выбрал, проставляются соответственно цифры 1,2,3. Цифра 1 ставиться в столбец того члена группы, который рассматриваемым оказался выбранным в первую очередь; цифра 2 - в столбце того члена группы, который был выбран вторым и т. д. В нижние строки матрицы заносятся результаты о количестве полученных выборов. Число выборов, полученных каждым человеком, является мерилом положения его в системе личных отношений, измеряет его "социометрический статус". Люди, которые получают наибольшее количество выборов, пользуются наибольшей популярностью, симпатией, их именуют "лидерами" "звездами". Обычно к группе "звезд" по числу полученных выборов относят тех, кто получает 6 и более выборов. Если человек получает среднее число выборов, его относят к категории "предпочитаемых", если меньше среднего числа выборов (1-2 выбора), то к категории "пренебрегаемых", если не получил ни одного выбора, то к категории "изолированных", если получил только отклонения - то к категории "отвергаемых".

Результат:

Пользуясь социометрической матрицей было выяснено, что в первую очередь в составе вновь организованной группы члены коллектива хотят видеть старосту класса Горбачеву Анну, во вторую очередь – Гитцыград Артёма, в третью – Окружнову Викторию. Социграмма из 4х кругов показала, что: в центральный круг «круг лидера» входят следующие студенты: Горбачева Анна, Окружнова Виктория, Васильева Анна, Зидан Карина, Гитцыград Артём, Макарова Дарья, Лях Вадим, Разумова Мария, Питернов Николай, Германова Ксения; во второй круг «круг предпочитаемых» - Алексеева Анна, Григорьев Иван, Иванов Михаил, Игнатьев Сергей, Кудряшов Георгий, Черашкин Иван, Малинина Екатерина, Степанов Александр; в третий круг «круг пренебрегаемых» - Афанасьева Екатерина, Барамидзе Георгий, Белова Александра, Флегонтова Анна; в четвертый круг «круг отвергнутых» - Таймасов Тимур, Чечнев Роман.

МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ЦЕННОСТО-ОРИЕНТАЦИОННОГО

ЕДИНСТВА КОЛЛЕКТИВА

(по Шпалинскому В. В.)

Цель: Диагностика уровня развития коллектива путем выяснения сближения, частоты совпадения мнений членов коллектива по отношению к идеалу. В социально-психологической литературе эта методика известна, как методика исследования ценностно-ориентировочного единства (ЦОЕ) группы, которая заключается в изучении частоты совпадений мнений или позиций группы по отношению к объему.

Процедура: Анкетный опрос. Педагог раздает всем членам коллектива анкеты, которые могут быть или анонимные, или с указанием фамилии, имя и отчества опрашиваемого. Форма и содержание анкеты могут быть следующими:

Уважаемый друг!

Перед Вами ряд качеств человека, которые расположены в беспорядке. Вам необходимо определить, какое из этих качеств должно быть в идеале самым важным и необходимым для члена Вашего коллектива. После того, как Вы его определили, поставьте рядом с ним (слева) цифру «1». Затем найдите следующее такое же качество, но уже из оставшихся, и поставьте его на второе место и т. д. На последующих местах у вас должны оказаться наименее значимые второстепенные качества: осмотрительный, добросовестный, искренний, принципиальный, справедливый, энергичный, исполнительный, инициативный, разговорчивый, самостоятельный, трудолюбивый, откровенный, уравновешенный, практичный.

Благодарим Вас за участие в анкетировании!

Обработка: Математическая обработка полученных результатов начинается с их сведения в единую таблицу (Табл. 1).

                             
Алексеева Анна                            
Афанасьева Катя                            
Барамидзе Гера                            
Белова Саша                            
Васильева Анна                            
Германова Ксения                            
Гитцыград Артём                            
Горбачёва Анна                            
Григорьев Иван                            
Зидан Карина                            
Иванов Михаил                            
Игнатьев Сергей                            
Кудряшов Гера                            
Лях Вадим                            
Макарова Дарья                            
Малинина Катя                            
Окружнова Вика                            
Питернов Коля                            
Разумова Мария                            
Степанов Саша                            
Таймасов Тимур                            
Флегонтова Аня                            
Черашкин Иван                            
Чечнев Роман                            
Сумма мест                            
Средняя сумма мест 6,12 9,5 8,24 6,5 6,58 7,66 7,33 7,54 6,29 7,42 8,58 6,79 7,96 8,25

Качества, занявшие первые три места - качества, стоящие под 2, 11, 14 (добросовестный, трудолюбивый, практичный) - коллектив считает идеальным для своих членов. Свойства, оказавшиеся на последних трех местах – 1, 9, 4 (осмотрительный, разговорчивый, принципиальный) - нежелательными, отвергаемыми.

Подсчитываем количество совпадений мнений каждого опрошенного с мнением всего коллектива. В целом по коллективу - 71 совпадение.

Выражаем количество совпадений в процентах, т. е. количество реальных совпадений делим на число возможных (каждый опрошенный имеет 6 таких возможностей - первые три и последние три места) и умножаем на 100%.

В нашем случае коэффициент совпадения мнений членов коллектива 73 / 144 = 0,51; 0,51x100 = 51%.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: