УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ




Лекции и практические занятия проводятся в соответствии с утвержденными учебными планами для очной формы обучения.

В процессе обучения студенты выполняют ряд самостоятельных заданий в рамках внеаудиторной работы.

К видам самостоятельной работы в рамках обучения по данной программе относятся:

- поиск и изучение существующих доктринальных материалов в рамках курса;

- поиск и изучение нормативных правовых актов, в том числе с использованием баз данных;

- поиск и изучение материалов судебной практики по каждой теме курса;

- анализ изученных материалов и подготовка устных докладов и рефератов в соответствии с выбранной для этого вида работ темой.

В рамках изучения материалов как доктринального, так и правоприменительного характера студенты должны ознакомиться с основными подходами к изучению каждой темы, составить собственное мнение о проблемах, затрагиваемых в теме.

Модель (особенности) самостоятельной работы студентов по отдельным разделам и темам курса:

- составление таблиц, схем;

- подготовка проектов договоров;

- подготовка претензий по определенным модульным заданиям;

- обобщение материалов судебной практики;

- подготовка к проведению ролевой игры;

- подготовка для обсуждения дискуссионных вопросов.

 

 

Тема 1. ПОНЯТИЕ ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА

План лекции

1. Понятие и система частного права.

2. Гражданское право как правовая отрасль.

3. Предмет и метод гражданского права.

4. Функции и принципы гражданского права.

 

Нормативные материалы

Конституция Российской Федерации

Конституция Республики Башкортостан

Гражданский кодекс Российской Федерации

 

Судебная практика

Постановление ПВС РФ и ПВАС РФ от 01.07.1996 г. № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением первой части Гражданского кодекса Российской Федерации» // БВС РФ. 1996. № 9.; Вестник ВАС РФ. 1996. № 9.

 

Дополнительная литература

Агарков М.М. Ценность частного права // Избранные труды по гражданскому праву. В 2 т. Т. 1. – М., 2008 (Классика российской цивилистики)

Бакаева О.Ю., Погодина Н.А. О соотношении частных и публичных интересов // Журнал российского права. 2011. № 4. С. 36-47.

Вабищевич С.С. Система предмета современного гражданского права (на примере Российской Федерации и Республики Беларусь) // Российский юридический журнал. 2010. № 6. С. 128-136.

Гонгало Б.М. Предмет гражданского права // Проблемы теории гражданского права. – М., 2003.

Гражданское право: актуальные проблемы теории и практики / Под общ. ред. В.А. Белова. – М., 2008.

Дорохин С.В. Деление права на публичное и частное. Поиск критериев // Юрист. 2002. № 9.

Иоффе О. С. Из истории цивилистической мысли. Избранные труды по гражданскому праву. – М.: Статут, 2000. С. 12 – 508.

Кажлаев С. Об оптимальном соотношении частного и публичного права в развитии рыночной экономики в России // Право и экономика. 2010. № 7.

Кожевников С.Н. Право публичное и частное. Право материальное и процессуальное // Международное публичное и частное право. 2005. № 2.

Концепция развития гражданского законодательства Российской Федерации / вступ. статья А.Л. Маковского. М., 2009.

Красавчиков О.А. Советская наука гражданского права (понятие, предмет, состав, система) / О.А. Красавчиков Категории науки гражданского права. Избранные труды. В 2 т. Т. 1. – М.: Статут, 2005. С. 115 – 480.

Кузнецова О. А. Гражданско-правовые принципы и аналогия права // Рос. юрид. журнал. 2005. № 2.

Суханов Е.А. Гражданское право – частное право / отв. ред. В.С. Ем. – М., 2008.

Черепахин Б.Б. К вопросу о частном и публичном праве // Труды по гражданскому праву. М., 2011 (Классика российской цивилистики)

Яковлев В.Ф. Гражданско-правовой метод регулирования общественных отношений. – М., 2006.

Контрольные вопросы

1. Каковы исторические предпосылки и критерии деления права на публичное и частное?

2. Что составляет содержание и каковы особенности частно-правового регулирования?

3. Какое место занимает гражданское право в системе частного права в России?

4. Каким образом в сфере действия гражданского права используются элементы публично-правового регулирования?

5. Каков предмет гражданско-правового регулирования?

6. Какие виды имущественных и неимущественных отношений регулируются гражданским правом?

7. Каковы главные признаки метода гражданско-правового регулирования?

8. Какие функции выполняет гражданское право?

9. Каковы основные принципы гражданского права?

 

Задачи

1. Федеральный казенный завод «Полет» заключил договор с подшефным государственным образовательным учреждением – колледжем технического образования о передаче ему в безвозмездное пользование оборудования на общую сумму 10 млн. рублей для организации учебного производства металлоизделий. Министерство обороны РФ, в подчинении которого находился завод, возражало против безвозмездной передачи оборудования и потребовало от руководства завода заключить с колледжем договор аренды этого оборудования.

Можно ли считать гражданско-правовыми отношения, возникшие между сторонами?

Присутствуют ли нормы публично-правового регулирования в первом случае и будут ли наличествовать в случае заключения договора аренды?

2. По договору ОАО «Стабильность» купило у ПК «Ромашка» принадлежащие последнему помещения цеха и производственные мощности, причем помещение цеха передало кооперативу в аренду, а оборудование в лизинг. Данную сделку опротестовал прокурор, считая договор недействительным. Обратившись в Арбитражный суд, прокурор указывал в иске на отсутствие в ГК РФ такого договора и на уход от налогообложения. Стороны ссылались на свое право заключать любые договоры, не противоречащие законодательству.

Какие элементы гражданско-правового регулирования использовали стороны?

Какой принцип гражданского права они применили?

Подготовьте проект решения Арбитражного суда по делу.

3. По договору с редакцией журнала «Детектив. Приключения. Фантастика» Битов А.Г. перевел роман Д. Хейер «Так убивать нечестно». До издания в журнале, без ведома Битова А.Г., переведенный им роман начали публиковать по главам в номерах журнала «В пути», принадлежащего тому же издательскому дому, что и журнал «Детектив. Приключения. Фантастика». Имя переводчика указано не было. Авторский гонорар он не получил.

О каких отношениях идет речь в данном казусе?

Какие группы личных неимущественных отношений можно выделить из условий казуса?

С какими благами связаны эти отношения?

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: