Правильно ли мы относимся к таинству Причащения?
Причащение Святых Христовых Таин является центром жизни христианина, Евхаристия — важнейшим из таинств Церкви. Правильно ли мы относимся к нему? Как готовиться к Причастию и как вести себя после него?
Ко всем нам обращены слова Господа Иисуса Христа: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни (Ин. 6, 53). Как их понять?
Эти слова надо понимать буквально. Таинство Причащения, главное таинство христианской Церкви, установлено Самим Господом Иисусом Христом.Оно основано на повествовании Евангелия о Тайной Вечере, когда Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов (Мф. 26, 26–28).
В таинствах Церкви таинственно, то есть необъяснимо для нас, действует Сам Господь. В таинстве Причащения мы соединяемся со Христом, по слову апостола Павла, становимся членами Тела Христова. Поэтому Причащение — это центр христианской жизни, то, ради чего совершается богослужение, ради чего мы ходим в церковь, постимся, молимся, исправляем свою жизнь — ведь всё это мы делаем для того, чтобы соединиться с Самим Господом. И наверное, каждому христианину знакомо то чувство близости и единения с Богом, которое сопутствует достойному, правильному Причащению Святых Христовых Таин.
Апостол Павел в Первом Послании к Коринфянам пишет: кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней (…) Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет в осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем (11, 27, 29). Ведь это страшные слова. Как причащаться, чтобы это было не в осуждение?
|
Нужно осознавать свою греховность, это главное. Что значат слова апостола: «не рассуждая»? То, что человек не задумывается о своих грехах, о том, чем наполнена его жизнь ― может ли он соединиться со Христом, хоть в какой-то степени стать близким Богу? К Причастию не должен подходить тот, у кого есть тяжкие нераскаянные грехи. Скажем, живет человек, как сейчас это называется, «как все»… Тут кого-то обидел, тут кого-то осудил, кому-то позавидовал или разозлился. Или, скажем, украл — не обязательно из кармана вытащил, сейчас много других способов. А потом, особо не задумываясь, пошел причащаться: «А что такого? Да все так живут». Вот это и есть Причастие «в суд и во осуждение».
А если человек кается, борется со своими грехами, преодолевает их и при этом подходит к Чаше с сердечным сокрушением и осознанием своего недостоинства, с молитвой мытаря «Боже, милостив буди мне, грешному», — тогда это Причастие с тем самым заповеданным нам «рассуждением».
Подготовка к Причастию: это нужно не Богу, а человеку.
Причащаться можно и нужно часто, но ко Причащению обязательно нужно готовиться. Есть еще правило, что перед Причащением надо поститься. Это нужно не Богу, это нужно человеку для того, чтобы каким-то образом приготовить самого себя к принятию таинства. Когда человек причащается часто, но без подготовки, через какое-то время обязательно происходит привыкание и Причастие становится чем-то таким, что совершается «между делом». Но когда человек привыкает к святыне, это очень плохо.
|
Как часто нужно исповедоваться и причащаться: один раз в неделю, один раз в две недели или когда испытываешь потребность?
В духовной жизни нельзя устанавливать правила, единые для всех. Но все-таки надо приступать к таинствам, когда в этом есть необходимость. Однако для того, чтобы эту необходимость почувствовать, нужно исповедоваться регулярно. Если человек перестает слушать голос своей совести, она говорит в нем все тише и тише. И под конец можно начать жить так, что даже не найти в чем исповедоваться. Бывает, что человек приходит на исповедь раз в году или даже раз в несколько лет, и когда его спрашивают: «В чем грешен? В чем хочешь покаяться?» — человек искренне не понимает и говорит: «Да вроде ни в чем, живу как все»… И наоборот, если человек ведет правильную духовную жизнь, то чем внимательнее он относится к своей внутренней жизни, тем чаще ему нужно прибегать к таинствам Исповеди и Причастия.
Возможна ли полноценная духовная жизнь без Причастия?
Духовная жизнь — это понятие, которое содержит в себе много сторон. Прежде всего, духовная жизнь — это постоянная борьба с самим собой, со своим ветхим человеком. Это очищение сердца, которое дается с большим трудом. Святые отцы говорили: «Дай кровь и прими Дух», — то есть для того, чтобы получить духовные дарования, надо трудиться практически до пролития крови. Первородный грех, которым уязвлен каждый из нас, настолько глубоко сидит в человеческом сердце, что для того, чтобы его исторгнуть, необходимо прилагать огромные усилия. Но и этих усилий недостаточно, если человеку не помогает Бог.
Бог всегда помогает человеку, поддерживает его усилия по спасению, очищению души. И помогает нам Господь в таинствах. Таинство — это рука Бога, которая протянута человеку, и за эту руку человеку надо ухватиться, чтобы выйти из того состояния, в котором он находится. Ведь как бывает: вроде что-то сделал, а потом опять падаешь, только смог собраться, но оглянулся — и все рассеялось, улетучилось. А таинство Причащения — это как раз благодатная помощь Бога человеку в этой борьбе, одно из самых главных средств, помогающих вести духовную жизнь.