Политическое учения ислама - понятие государства




Лекция: Исламская концепция государства и права.

Формируется с начала появления ислама. В начале веков можно говорить о религиозном подходе к источникам.

Суннитское учение до сих пор исходит из наработок, сделанных до 10-11 веков.

Шиитское учение исходит из того, что врата Эштихада еще не закрыты, и ислам можно менять и сегодня (их мало, в основном, в Иране).

Хариджиты - очень мало.

 

Черты концепции:

1 о самой роли ислама в окружающем мире: это не новая религия с точки зрения мусульман, а по сути единственная религия, абсолютная истина. Адам - первый пророк, Моисей, Иисус тоже по сути пророки, упоминаются в Коране, но на арабский манер. Мохаммед (начал проповедовать в Мекке в 610 г) - последний пророк, почитается особо, потому что считается, что в его устах абсолютная божественная истина приобрела наиболее совершенное выражение. В начале его никто не поддерживал, ему помогло лишь наличие защитника Омар (будущий второй праведный халиф), который защищал его и в физическом плане. Покровительство в духовно-политическом плане его оказывал дядя. Арабы его высмеивали, что уязвляло его самолюбие. После ислама никаких новой мировой религии не возникло (даже протестантизм - это адаптированное христианство).

2 с точки зрения мусульманских правоведов, ислам - это не только первая, но и единственная религия (так считают все религии, просто христианство стало несколько более толерантным в последние годы). Однако можно найти христианские и иудейские заимствования, что обусловлено последним временем возникновения.

3 тесная взаимосвязь религии и права; в исламе есть два термина: шариат («уготованный путь для избранный») и фикх («правовые нормы»). Фикх входит в шариат, это деятельность юристов по толкованию положений Корана. Откуда возник фикх? В исламе никогда не было государственной, светской власти; не было и борьбы между светской и духовной властью. Во времена такого раскола в Европе, здесь все держались в единстве.

4 особый способ взаимоотношения бога и человека: основан на безусловном поклонении Аллаху. «Ислам» - «придание себя Богу»; само поклонение - «зикар» (пер. «вспоминание»). Алест-безми - договор между Богом и человеком, человек обязался поклоняться Богу, а тот взял на себя обязательство охранять человека. Диа-текки - «заветы» с древнегреч. Завет - это завещание, в которое нельзя внести изменения, значит, оно может и устареть; а договор всегда допустимо адаптировать. Наличие мусульманского конституционного контроля.

 

Основные догматы ислама

1 шахада - свидетельство веры, единственного бога Аллаха и единственного пророка;; ей предшествует тагбир - восхваление Аллаха; правоверному необходимо четырежды произнести эту фразу публично (Аллах Акбар), считается, что он принял ислам. Хотя перед

2 ассалат (намаз): Мохаммед считал, что надо молиться 50 раз в день, после божественного откровения определил, что достаточно пять. Молиться можно коллективно/индивидуально. Самый либеральный - ханифитский мосхаб (большинство российских мусульман - тюрков - относятся к этом).

3 закят - религиозный налог («очищение»). Коран устанавливает правило, что уплачивать нужно сороковую часть дохода. Сейчас: имущество во владении не менее года. Цели: укрепление солидарности мусульманского общества и что-то еще. Далеко не во всех современных мусульманских странах есть органы, контролирующие его уплаты; но платят, поскольку мусульмане считают это религиозной обязанностью;

4 пост - в 9-й священный месяц Рамадан (живут по лунному календарю, поэтому месяц различается). 27-го числа Рамадана празднует пришествие Аллаха (???). Дети начинают поститься с родителями с 12 лет.

5 хадж - паломничество в Мекку и Медину. Каждый правоверный должен совершить его хотя бы раз в жизни, причем до совершеннолетия - не засчитывается. Символизирует 3 главных события в исламской жизни: прощение Богом Адама и Евы, жертвоприношение Измаила и жизнь Пророка.

 

Политическое учения ислама - понятие государства

Нет понятия государства. Нет и атрибутов и принципов, которые руководят его деятельностью в европейском смысле. Нет и теории разделения властей в ее классическом понимании. Есть лишь некий налет европеизма, выражающийся в ее наметках. Есть Умма, которой руководит Аллах. Вместо ТРВ ДБ что-то другое. Ислам исходит из понятия Халифата - это и есть государство.

Все началось в 1-й год хиджры (600 какой-то год) - после прихода Мохаммеда в Медину, где уже были его сторонники (купцы, которые раньше ходили в Мекку и слушали его проповеди и оказались более восприимчивы.

Мохаммед обязуется руководить общиной, а они - помогать ему деньгами и не вступать с ним в конфликт. Теперь его деятельность из пасторской становится публично-государственной - он руководить группы людей, вес больше расширяющейся.

Нормативный массив (правило распределения трофеев) ислама расширяется, развивается; Мохаммед начинает войну с неверными - малый джихад. Нечто похожее на римское право: все захваченное у неверных считается собственностью Мохаммеда, а он распределяет из нее (где прошли римские легионы - собственность Рима).

Удивительная веротерпимость Мохаммеда и его последователей: не допускается преследование инакомыслящих, каждый может исповедовать ту религию, которую хочет. Мусульмане теперь считаются братьями.

В этот же период особое значение принимает набожность - знание откровений Мохаммеда. Ученость в исламе - один из важнейших критериев уважения человека среда мусульман и сегодня (но это прежде всего богословие, религиозное знание).

8 июня 632 г Мохаммед умирает. Первый серьезный кризис внутри уммы; большинство мусульман тогда считали, что община должна сама избрать Халифа - пророка; точка зрения победила - это сунниты. Были и противники этой идеи, которые считали, что Мохаммед оставил преемника - зять Али (шииты - подавляемое меньшинство; были вынуждены отколоться). Абубекр, Омар, Осман, Али.

Халифат - соединение духовной (иммамат) и светской власти (эмират). Это публично-правовая опека (юридическая природа).

Пророк должен быть благочестивым и набожным, так называемым другом Аллаха, чтобы тот на него указал (Абубекр первым пошел за Мохаммедом). Эмиром начали становиться лишь со второго халифа.

Халиф не может передать власть сыну, не назначает преемника (это делает умма); его можно судить и сместить. Не является непогрешимым, следовательно, у него нет права изменять религиозные догмы. Смерть халифа/его отстранение не влечет прекращения полномочий лиц, им назначенным (как было бы при классической монархии).

Принцип шуры - принцип консультации (есть и в конституциях современных исламских гсоударств).

 

Эволюция

Четыре пророка. После смерти четвертого, Али, начинают раздоры и споры. Прагматичные арабы решают, что лучше дурной порядок (правитель-диктатор, который удержит умму), что хороший раздор. Возникает доктрина султаната («плохой халиф» - в том смысле, что не соответствует требованиям к пророку); султан - это диктаторский халиф. Самое главное: забота об общине.

Шиитская концепция: полагают, что их залив прежде всего имам, в него есть элементы светских полномочий, непогрешим, прямой наследник пророка и в духовных и в земных делах. Шахид - практически святой человек. Исключительное право разрешать спорные вопросы как на земле, так и на небе. Назначает своих улемов (богословских советников). Есть удивительная доктрина о скрытом имаме: 12-й имам, по их мнению, на самом деле не умер, а его скрыл Аллах (умер при загадочных обстоятельствах, тело так и не нашли). Ждут его пришествия, он Махди (аналог Мессии), который поведет их к спасению и славе. Признают только четвертого праведного Халифа.

Хариджиты (меньше 1%, в южной части Аравийского полуострова; сейчас Йемен и Оман): откололись от суннитов из-за незначительного повода. Полагают, что халифом МБ любой правоверный, надо лишь иметь заслуги/способности (некоторый «республиканизм»). Требования суннитов к халифу отвергают; говорят, что в Коране «самый достойный может стать халифом». Признают 1 и 2 праведных халифов. Халиф - прежде всего имам, менее значительные светские полномочия. В управлении: и светские лица, и духовные; власть ДБ сбалансирована. Ожидают также пришествия 12-го имама, но считают, что придет, когда они придут к славе (тоже демократические идеи). С 772 г. перестают воевать (до этого воевали со всеми); но не были уничтожены, не растворились, сохранили свою культуру, выработали свое учение.

Лекция 9

 

Русская политическая правовая мысль начального периода

 

1. Начало русской государственности

 

В России такой политической деятельности, как в Европе не обнаруживается

 

Россия - страна с ярко выраженной фактической монархической традицией

 

Даже Советская история оказалась продолжательницей монархии в философском, культурном и политическом смысле

 

В каком-то смысле и современная РФ может быть поставлена в единый ряд в отношениях населения и власти

 

Аристократические и демократические элементы также присутствуют, а на начальном этапе государства даже превалируют, но затем уступают место монархическому элементу

 

В начальном периоде все три элемента находятся в противостоянии, но в итоге они становятся взаимодополняющими, симбиоз, а монархия - превалирует

 

Внешнее влияние:

- опыт византийский

- опыт ордынский

 

Византия дала России теоретические основы обоснования власти

 

Монголы на эту теоретическую основу через пару веков наложили практическую реализацию власти

 

В итоге эти два фактора влияния соединились, но оказались переработаны творческим национальным духом, который не столь политический, как в Европе, но всё равно оказал большое влияние. Итог нельзя отождествить ни с Византией, ни с монголами, это что-то самостоятельное

Творческое влияние народного духа. Наиболее яркий пример: вплоть до 17г. российская монархия существовала без качественных изменений (были лишь количественные изменения)

 

Пётр I

 

Почти все реформы, которые были им осуществлены, были подготовлены всем предшествующим развитием. Пример: ликвидировал самостоятельность русской церкви (сделал протестантскую реформацию), но попытки подчинить церковь государству были предприняты ещё Алексеем Михайловичем («Разбойный собор»). Для мощного государства нужна государственная религия

 

Несмотря на радикализм петровских реформ, существо власти так и не изменилось (взаимоотношения народа и царя)

 

Отправлная точка русской государтсвенности - 862г. - призвание варягов

 

В факте призвания нет ничего удивительного, это была общеупотребительная практика

 

Призвание состоялось добровольно и было не первым (но последним): в летописях указано, что до этого кого-то призывали, но потом прогнали, но снова начались междоусобицы

 

Нужен был независимый арбитр и фактор, обеспечивающий стабильность

 

Демократический родоплеменной элемент уступает место монархическому

 

Аристократический элемент также подчиняется нарождающемуся самодержавному принципу

 

Представители родоплеменных союзов - аристократия ещё до призвания рюрика. И после призвания, эта аристократия просто соединилась с пришлой аристократией.

 

Варяги стали русскими, т.е. были ассимилированы

 

Призвание варягов не создало русское государство, оно существовало ещё до этого

 

До 988г. по какой-то причине отсутствуют письменные источники

 

Что сделал Рюрик? - придал русским землям внешнее единство и централизованное управление - большая заслуга

 

Нижний уровень аристократии и демократического элемента:

Боярская дума + вечевая организация

 

Основные полномочия князя (верховная власть):

1) судебные

2) законодательные

3) сбор дани (~ финансовая)

4) военная

5) внешних сношений (домонгольское время - теснейшие отношения с остальным миром - со степными народами и с варварскими королевствами)

 

Структура древней власти на самом деле такая же, как в Древней Греции (Князь только совместно с Думой и с Вече мог претендовать на главенство в государстве)

 

Рюрик пришёл не один, так что верховную власть получил не один человек, а род (династия). Результат: Будет распространена практика соправительств (когда сын участвует в управлении, пока у власти отец, даже внук может одновременно править с дедом). и с уходом отца, сын просто получает полноту власти, а царём он уже был до этого

 

Престолонаследие - наследуется в порядке династического старшинства

 

Отсутствие на Руси правовых институтов регентства и опеки. Только Павел I оговаривает вопросы регентства. Но на Руси по-сути, оно не нужно, потому что всегда есть кто-то в роду, кто может править.

 

Политико-религиозные труды:

- Поучение Владимира Мономаха детям

- политическое завещание правителя, очень ответственного за судьбу страны и очень ратующего за то, чтобы страна продолжала жить в едином централизованном пространстве

- После Мономаха и Мстислава Великого Русь распадается на удельные княжества, хотя земля русская представляет себя как единое пространство

- один из аргументов в пользу отсутствия феодализма (в европейских государства внешнюю политику вели от своего имени)

- До сих пор о датировке не договорились

- Не ранее 1106 года

- Первый трактат, в котором делается попытка осмыслить начало и вообще русскую государственность.

- Что делает этот трактат политическим? - Цель самого правления

- Небольшой по объёму, но затрагивает почти все тогдашние области общественно-государственной жизни

- Форма: рекомендация (наставление), надо вдуматься в слова и принять не как руководство к действию, а как пищу для размышления

- «Лишь бы приняли хоть половину»

- Общая характеристика:

- философствование

- размышления мудрого человека

- человека, который познал «и взлёты, и падения»

- политическая доктрина (по содержанию и формальным признакам)

- Весь текст мб поделён на 2 части:

- I часть: изложение своего видения Священного Писания

- II часть: сами советы, рекомендации и т.д.

- достаточно практичные и разумные

- можно распределить на условные группы

- советы нравственного благочестий (только с Богом человек достигает своего совершенства), Мономах - противник смертной казни

- княжеские схемы - встречи князей (нескольких, 2-5, для решения отдельных вопросов, правовых и т.д.), принятие договора, целование креста

- Прерогатива совершенства верховной власти (неподсудность земному правосудию) (далее прослеживается в переписке Грозного с Курбским)

- Много советов о военной деятельности

- Мало спать

- Лично проверять посты

- Заботиться о боевом охранении

- Строго наказывать мародёров из своих войск

- Советы по внешней политики

- главное - образ, престиж государства, его надо всегда поддерживать

- советует благосклонно обращаться с гостями ()иностранными купцами, послами

- От уровня престижа зависит уровень обеспечения государственного интереса

- Важна фигура самого правителя: приводит пример своего отца - Всеволода Большое гнездо - постоянно учиться и совершенствоваться, праздность оскверняет душу

- Для Мономаха главное - не его советы по сохранению страны, а следование Божьим заповедям

- Любопытно изложение: на первом месте - само Писание, а потом выводит выводы

- Адресат - Юрий Долгорукий, но не только он

- Мономах воспринимает своё правление, как бремя или как обязанность (сохраняется до 1917г.), а не как право. Со смирением несёт свой крест

- Все ощущали себя хозяевами земли русской, а хозяин не будет разрушать своё владение

* Главный вопрос философии - что есть начало всех начал?

 

Итог: красной нитью поучения проходит идея христианского благочесикя

Бремя верховной власти возложено Богом на монарха, власть - служение, а не пользование своим правом

 

Призывает к подтяжке церкви государством (симфония)

 

Цель Макиавелли - стабильность

Цель Мономаха - преследование идеала и направлена в будущее

 

Спасение народа - высший закон, ради этого всё пишется Макиавелли и Мономахом

 

Благо народа - содействие божьему промыслу

Русские - народ-богоносец, избранный для какой-то миссии (строение храма на холме)

 

15 князей - из рода Мономаховичей, все пытались проводить Наставление в жизни

 

Андрей Боголюбский

- на него возложили старшинство по соглашению бояр

- сломал лестничный обычай

- ставит своих сыновей в русские города, причём не тех, кого жители просят, чтобы показать, что его слово - закон

- Военные победы - политические цели (а не только грабёж)

- Его убили

 

Лекция 10

 

Политическая концепция Москва - Третий Рим

 

Теория не была реализована, но всегда присутствовала в политическом дискурсе

 

Авторство теории - старец Филофей (Псковский Елиозаровский монастырь?), XVI век, скорее не автор, а компилятор всех идей

 

2 Послания:

- Великому князю Василию об исправлении крестного знамения

- Мисюлю Мумихину (?) о неблагоприятных днях и часах

 

Там содержится объяснение причин мировой истории

Для него Библия - основа всей исторической и политической концепции.

 

Главный вопрос - сохранение христианской веры на фоне притеснения веры

 

Считает, что причащаться надо квасным, а не пресным хлебом (за что был наказан первый Рим)

 

1439г. - Флорентийская уния

ересь - наказание Второго Рима

 

Третий Рим - Московское царство. Москва единственная сохранила чистоту веры и устояла

Москва - сосуд, наполненный верой

 

«Два Рима пали, третий стоит, а четвёртому Риму не бывать»

 

В человеческой истории видится осуществление пророчеств

 

Этапы мировой истории:

- халдеи - древний библейский народ, живущий на ближнем востоке. Увлеклись магией, мистикой, идолопоклонством и были наказаны Богом

- греки - сродни халдеям в их погоне за призрачным блеском человеческой мудрости, они были наказаны, но не истреблены. Они нарекли богами звёзды и планеты, но не заметили, что за их богами стоит ещё более могущественное существо, которое и создало и самих греков, и их богов + ошибочность их представлений о действительности (ищут истину в полисе, полис - горизонт событий, но полис - творение рук человеческих, а надо было искать истину в человеке - творении божьем)

- Еретики позаимствовали взгляды античных авторов и стали разносить их по всему миру. Почему еретики оказались успешными в определённый период? - несовершенство человеческой природы (скудоумие, нетвёрдость веры, малодушие)

 

Москва переняла у двух погибших Римов эстафету вечности. Самое главное - четвёртому Риму не быть, т.е. только Московское царство может исполнить миссию распространения веры, больше никому эта роль не посильна.

 

Тот факт, что только Москва может нести учение Господа - не заслуга Москвы или Московского царя, а бремя (подтверждение русского восприятия власти - бремя, не право, а обязанность)

 

Царь должен олицетворять эту миссию

Царь - единственный христианский правитель ->дополнительные обязанности для царя

 

+ Московский царь - светоч для всех остальных (должен подкрепить веру всех малодушных, скудоумных, находящихся под еретическим правлением)

 

Задачи перед царём:

- распространение христианского учения, так как только в благочестии можно достигнуть истины (речь идёт об увещевании, нет отсылки к принуждению войти в веру + люди должны самостоятельно и добровольно, сознательно вернуться к вере)

- Наполнение церквей епископами (беспокоит малое количество церквей в Московском государстве + на первом месте - государственная власть, которая помогает церкви - Юстинианов теория симфонии), нельзя притеснять церковь, необходимо воздерживаться от нападений на церковь (пример - император Константин Великий, который старался без необходимости не вмешиваться в дела церкви (епископ дел внешних))

 

Смысл русской истории - имперское владычество над окружающим пространством, объединение окружающих народов на добровольной основе во имя освоения пространства, в т.ч. духовного, т.е. пространства веры ->имперская идея в творчестве Филофея

 

Искал подтверждения в реальной жизни (Падение Константинополя, воцарение Ивана III и его свадьба на Софье Палеолог - наследнице Византии, Стояние на Угре)

 

Конец XIX века - преломление идеи в творчестве другого публициста - Данилевский

 

Творчество Филофея при всех его издержках и недостатках, тем не менее, на фоне национальной имперской империи формировало отношение тогдашних людей к окружающему миру и политической реальности

 

Карамзин: русский человек эпохи Грозного ощущал себя совершеннейшим гражданином Вселенной, т.к. считал, что жил в совершенном мире правды, хотя сам человек мог страдать (суровые помещики и царь, но всё это можно было потерпеть во имя сохранения ощущения священной власти)

+ русские были в то время достаточно осведомлены о жизни соседей

 

Теория русского самодержавия Иоанна Грозного

 

- изложена в разных произведения

- Переписка Грозного с разными людьми

- Главная - с Андреем Курбским

 

 

Грозный был очень писучим и состоял в переписке со многими людьми, высоко образованный

 

Сам Грозный никогда не объединял свои мысли в единую идею, все это - результат последующей компиляции

 

54-78

2 послания грозного, 3 послания Курбского

 

Неизвестно, читал ли Грозный эти послания

 

Грозный знаменит тем, что первый из русских монархов постиг существо царской власти

 

Князь Андрей ничего не понял ничего о царской власти (Курбский не почувствовал при всём своём блеске ума тенденции дальнейшего развития политических институтов в мире).

 

Идеи Грозного:

- любая власть должна иметь центральный стержень - парадигма (главная идея) государства - божественное провидение

- Христос управляет миром через тот порядок, который он сам создал, этим должен заниматься и сам царь

- Государство существует не хотением правителя, а по законам Божьим

- Главное не личность царя, а объективные данные

- Бог придаёт государству не просто организацию, а правильную организацию, которая выдержит превратности судьбы и будет только укрепляться

- Если государство правильно ->подданные лишаются права бунтовать и даже возмущаться

- Даже если монарх поступает неправильно, то это его грех, за который он ответит, а народ всё равно должен подчиняться, ибо подчинение монарху = подчинение Богу (отличается от теории естественного договора, согласно которой люди могут бунтовать, если другая сторона нарушает договор)

 

Русское государство - служебное государство, укрепляемое иерархией и концепцией долга

 

Пирамида, на каждом уровне которой - группы служащих, служащих государству и подчиняющихся Царю, на вершине пирамиды - царь, который тоже служит государству

 

Российское государство - не соглашение, а учреждение

 

Царь - избранник Божий, правит божьим изволением, а не волей подданных

Царь никого не представляет (разве что самого Бога)

 

Чтобы власть не скатилась в самодурство, ей нужны религиозно-нравственные, внутренние ограничения, а юридических ограничений так и не возникало (до 17г.)

 

Религиозно-нравственные ограничения власти:

- нельзя совершать ничего против Бога

- Грозный признаёт ограничение своей власти (если власть совершит что-то против Бога, подданные обязаны ослушаться)

 

Грозный не уравнивает свою власть со властью священников

 

Царь вправе послушать священников

Священники не вправе потворствовать антирелигиозной деятельности царя

 

Церковь того времени - соцсеть

 

Подданных ничто не освобождает от присяги верности

 

Во всех посланиях грозный выступает язвительным, саркастичным писателем

 

Упрекает других правителей в том, что правят так, как подданные подскажут

+ хвалится своим происхождением (власть от Бога)

 

Главный вывод:

идеал государства грозного - вотчинная монархия, государство-семья, где каждый член выполняет возложенные Господом обязанности

 

Идеал Грозного -?

 

Идеал Курбского - аристократическая республика (Избраная Рада, власть - право)

 

Историческая правда на стороне Грозного

(Речь Посполитая исчезла, а Московское царство существует до сих пор, хотя бы в культурном отношении)

 

Лекция 11

 

Политическая конструкция древнерусского Домостроя

 

Домострой - произведение древнерусской философско-политической литературы XVI в. Авторство приписывается монаху Сильвестру, но в этом есть сомнения (возможно, что он написал только часть текста)

 

Домострой не является уникально русским произведением. Такого рода чтиво существовало в другие эпохи и у других народов

 

Например, сравнивают с произведением Ксенофонта (почти современника Аристотеля) - «Домострой» (в русском переводе) (либо «О домоводстве»)

 

Много внимания деталям (вплоть до того, каким должен быть построен дом)

 

В произведении Ксенофонта - попытка определить бытовое место женщины

 

+ «Стратигик» (византийский документ)

- похоже: оба документа (наш Домострой и Стратигик) изложены в поучительной форме

- много места уделяется вопросам экономического быта семьи

- также много места уделяется постройке дома/жилища

- очень подробно изложен сам быт (как должны быть урегулированы отношения членов семьи)

- Любопытно вырисовывается образ адресата - написано для зажиточного человека, а не для бедняка (человек с минимальным уровнем культуры, грамотный, знающий богословскую литературу)

- Патриархальность быта

- Есть рабы, которые практически ничем не отличаются от хозяев (патриархальное рабство: едят за одним столом, спят в том же доме)

- Рачительность хозяйства и милосердие (оба автора призывают освобождать рабов на волю, если в них нет потребности)

Отличие:

- разная роль женщины: византийский автор не верит женщине ни на йоту, крайне низкий нравственный уровень развития, дочери и сны должны содержаться взаперти, никогда не выходить на улицу, не дай Бог их кто-то совратит, предостережение от того, чтобы отец часто видел дочерей

- древнерусский текст: женщина в подчинённом положении, но у неё есть своя особенная роль, собственные средства к существованию (преимущественно должна использовать на благо семьи, но это её средства)

- отправляет культ вместе с владыкой, её религиозная роль никак не удаляется

- у женщины есть и определённая бытовая самостоятельность (может принимать самостоятельные решения)

- византийский текст изобилует досадой на неграмотность монахов, в русском тексте этого нет и в помине ->считается, что неграмотность в Византии IX века среди монахов была общим местом, а на Руси XVI века её не было

 

Сильвестр - в любом случае компилятор Домостроя (даже если он сам ничего не написал, значение этого очень большое)

 

Темы, затронутые в Домострое, присутствовали уже до этого в общественно-политической мысли

 

Бытовые подробности описываются в преувеличенном ключе (недостатки преувеличиваются, доводятся до абсурда, а потом происходит поучение о том, как на самом деле надо вести себя)

 

Структурно состоит из 3 произведений:

- О духовном строении

- составлена в конце XV века сторонниками усиления власти Московского князя (скорее всего, была составлена в Валаамском монастыре)

- О мирском строении (= о гражданском обществе)

- О домовом строении (об устройстве семейного быта, начало XVI столетия и описывает московские порядки)

Кизеветтер «Политическая концепция древнерусского Домостроя»

 

Считает, что 3 политические формы общения:

- государство

- церковь

- семья

 

- Вера в Бога - единственная разумная цель существования

- Надо выполнять обряды

- Добродетель христианина = совокупность обрядовой составляющей

- Одних усилий человека недостаточно, нужна ещё какая-либо организация, которая будет помогать человеку приобщаться к Богу - это религиозное государство

- Государство - образец всемогущества Бога ->царская власть - есть божественное установление

- Подчиняясь царю, одновременно подчиняешься Богу

- Иерархия служения: сначала - государству, затем - Богу

- Нет противоречия между духовной и светской властью (если и были такие конфликты, то это была борьба двух людей, а не борьба двух властей)

- Задача достижения христианской добродетели мб осуществлена успешно только когда все люди прощены к этому, но государство не может везде проникнуть, так что ей нужен помощник - это семья, которая следит за тем, чтобы человек выполнял все обряды

- Семья - отражение государства, маленькая его копия ->в ней есть такая же по типу власть (но другая по объёму)

- Семья коллективно отвечает по религиозным обязательствам

- Возглавляется домовладыкой (на нём лежит выполнение 2 обязанностей: обеспечивает духовно-нравственное развитие семьи (следит за тем, чтобы все отправляли религиозные обязанности, т.е. духовный надзиратель над семьёй) + обеспечивает её хозяйственное благосостояние(следит за тем, чтобы семья всегда находилась в достатке - тесное сотрудничество жены и мужа, благоразумие, бережливость, аккуратность, предусмотрительность - 4 столпа, на которых зиждется достаток семьи), соразмерность материальным ресурсам = жить по средствам, предостережение от частых покупок - лучше заштопать, чем купить новое, необходимо постоянно делать запасы (* 1892г. - последний голод на Руси), покупать как можно дешевле, продавать как можно дороже, если вещь дешёвая, но не нужная, то лучше купить, а потом втридорога продать, всё, что есть в доме, должно быть подсчитано, взвешено, разделено, идеал хозяйственного быта - минимальные траты и полный достаток; семья участвует в поддержании хозяйства + челядь)

- Муж - власть исполнительная (хоть и не верховная, но очень широкая), он распорядитель

- Жена - премьер-министр - сугубо исполнительная власть

 

Любить в семье надо, нельзя не любить. Требовать верности и преданности надо

-

- Наказанию отведено огромное место в Домострое

-

- Принуждение строится на некоторых принципах: строгость, последовательность, взыскательность, целесообразность, равенство

-

- Меры наказания: побои (бить и жену и детей)

-

- Предлагает бить впрок

- Наказание не должно превращаться в истязание. Не дб продолжительным и слишком жестоким. Должно сопровождаться объяснением (говорить, за что бьёшь)

 

Третья общность - церковь, которая выступает прослойкой между государством и семьёй. Местный священник обязан регулярно посещать семьи в приходе. Духовнику можно принести жалобу за несправедливое наказание со стороны мужа (религиозное наказание - епитимия, например)

 

Психологическая травма от епитимьи страшнее побоев в отношении жены

 

3 формы общежития:

- государство - политический союз, обеспечивающий установление и осуществление в обществе божественной правды. В русском мировоззрении средневековой Руси божья правда и есть политика

- семья - общественный союз, задачей которого является утвердить своих членов в поддержании политического союза

- Церковь - общественный союз, задачей которого является контроль за гармонией связи между семьёй и государством.

Иерархия:

- государство - церковь - семья (?)

 

Эпоха Возрождения

 

XVI век (1500-е годы)

- переходный век

- между средневековьем и новым временем

- 1492г. - открытие Колумбом Америки ->закончены Средние века

Черты этого переходного периода:

- на задний план отступает религиозное мировоззрение (церковь теряет своё значение, монопольные позиции, реформация…), церковь уже не светоч, а фактор, сдерживающий прогресс

- Отражается всё последующее развитие политики (в новое время)

- Ни одна из высказываемых идей не превращается в законченное знание. Это лишь котёл мыслей, который бурлит

- Идея государственного единства, централизации

- Падение Константинополя ->греки ->в Италию, и если греки не принесли с собой идеи античности, то они их хотя бы подпитали

- Элементы возрождения были заметны в Италии ещё до падения Константинополя

 

Томас Мор и Никколо Макиавелли

Томас Мор - идеалист

- занимался государственной деятельностью

- был членом английского парламента

- Канцлер Англии (первый простой человек в этой должности, до этого были высокопоставленные лица)

- казнён по приказу Генриха VIII

- «Утопия» (1516г.)

- 2 части

- бичевание недугов его эпохи (ограбление подданных, стремление к абсолютизму, постоянные войны)

- образ идеального государства

- островное положение

- 54 города

- каждый обладает собственностью, у каждого семья

- Собственность общественая, утопиец пользуется земельным наделом

- У каждого - участок в городе

- Для избежания чувства местничества происходит периодическое перемещение из города в «село»

- В городах люди меняются домами каждые 10 лет

- Управление выборное, по очень сложной системе происходит формирование органов власти

- Вне органов власти разговоры о политике запрещаются, вводится цензура, но в органах власти можно обсуждать всё

- Всеобщая трудовая повинность6 часов - продолжительность рабочего времени (этого достаточно, так как работают все + утопийцы крайне скромны в своих потребностях)

- Количество населения контролируется, излишек ->переселяются в колонии

- Быт - по Платону, но нет общности жён

- Экономическое обоснование рабства (пленные/преступники, которые выполняют тяжёлую грязную работную кандалы - из золота)

- Труд почётен

- Цель жизни утопийца - достижение счастья согласно добродетели, добродетель - жизнь по природе

- Война с соседями - с помощью наёмников

- Веротерпимы, единственные, кого они не любят - атеисты, им даже не даются гос. должности

 

Платон - Мор:

- Платон: благо государства = благо всех

- Мор: благо государства = благо каждого

- Платон: общность имущества для граждан

- Мор: общность имущества для всех

- Платон: основа государства - граждане, производящие социальные блага

- Мор: основа государства - трудящиеся, производящие экономические блага

- Платон: общество элитарно

- Мор: общество эгалитарно (равенство всех)

- Платон: граждане трудятся на досуге

- Мор: труд повседневен ->почёт

 

Лекция 12

 

Эпоха Реформации

 

- идёт параллельно с эпохой Возрождения (в какой-то степени взаимодополняющие процессы)

- Причины:

- разочарованность в нравственном климате, сложившемся к концу Средних веков

- Касается католической церкви, православная оказывается незатронутой

- церковь во многом обмирщилась (опустилась на землю)

- Лидеры процесса:

- Мартин Лютер

- Жан Кальвин

- Реформация п<



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: