Упражнения как
Все, кто любит пение и занимается им, хотят петь красиво. Такое желание естественно. Каждый человек своё любимое дело стремится делать хорошо, и это похвально. Певческий человеческий голос – удивительный дар и самый совершенный музыкальный инструмент. Он способен передать любое настроение, любую мысль, чувства, им можно очаровать и испугать. Тембр голоса, манера петь многое расскажут о характере его владельца. Но как «вытащить» его индивидуальную природу, собственную самобытность? Как при этом процессе привить ВОКАЛЬНЫЕ ОЩУЩЕНИЯ, используя свой организм как инструмент? И как отыскать, найти вместе с учеником ощущение полного наслаждения от появления свободного голоса в свободном теле?
Известный педагог-вокалист, профессор Ереванской консерватории Павел Герасимович Лисициан говорил: «Голос для меня – как драгоценный камень. Чтобы он обрёл истинную форму и засверкал, нужно аккуратно отделить от него посторонние наслоения, не повредив тонких граней, не поцарапав его». Таковой должна быть практика работы с певческими голосами. Чтобы максимально выявить индивидуальный тембр, нужно снять все лишние мышечные напряжения, ликвидировать призвуки, тогда и польётся чистый, первозданный голос с его неповторимой индивидуальной природой. Кстати, интересным наблюдением делится в своей книге «Сольное пение. Секреты вокального мастерства» Надежда Борисовна Гонтаренко – известный педагог- вокалист. Оно касается в основном певцов- мужчин, но практически равнозначно для всех.
Не зная человека, можно определить наличие у него певческого голоса по внешним признакам.
Слайд 2. (Рисунок женщины)
Если кончик мочки уха ложится на одну линию с линией верхней губы, то голос присутствует. Это говорит о том, что физиологическое расположение головы, ушей и кадыка уже готово к вокальной фонации.
Слайды 3 – 7. (Остальные портреты)
Это наблюдение автор проверила и проверяет постоянно по внешнему виду выдающихся певцов прошлого и современного вокального мастерства.
Все педагоги говорят о свободе голоса при фонации, но редко о его освобождении, то есть о том, что мешает голосу быть свободным и полётным и как этого добиться. А с этого надо начинать. И прежде всего удалить мышечные и психологические зажимы. Надо научить поющего умению слышать и слушать себя, то есть обратиться внутрь себя и уметь прослеживать все ощущения во время фонации, научиться их контролировать. А этому всему смогут научить специальные упражнения, некоторые из которых я хочу сегодня показать. Поэтому и тема моего сегодняшнего общения с вами называется …
Слайд 8. (название урока) «УПРАЖНЕНИЯ - КАК ВАЖНЫЙ
МЕТОД РАЗВИТИЯ И СОХРАННОСТИ ГОЛОСА».
Также необходимость проведения такого занятия ещё вызвана и тем, что после того, как в прошлом году учащиеся группы М-21 посетили врача - фониатра, выяснилось, что у многих из них есть проблемы со связками, с процессом звукообразования. Как избавиться от этих проблем не медикаментозными способами, как нам, работникам речевых и поющих профессий, уберечь свой голос от охриплости и осиплости, то есть поддерживать его в хорошем рабочем состоянии……..
Слайд 9. «Цель – ознакомить с механизмом действия упражнений; помочь педагогам и учащимся с помощью данных упражнений развить необходимые профессиональные навыки по раскрытию голоса и его освобождению от физических зажимов, тем самым способствуя его развитию и сохранности».
……. цель и задача сегодняшнего занятия: рассказать и показать механизм действия таких упражнений.
Упражнения по развитию и сохранности голоса использовали в своей работе многие педагоги- вокалисты. Например, профессор Петербургской консерватории Наталья Александровна Ирецкая:
Слайд 10. Н.А. Ирецкая: в своей практике очень много внимания уделяла упражнениям для мышц брюшного пресса, а также гимнастике певческого дыхания, зевка и корня языка.
Профессор Московской консерватории Елизавета Андреевна Лавровская:
Слайд 11. Е.А.Лавровская: использовала беззвуковые
дыхательные упражнения в своей методике.
Профессор Ереванской консерватории, о котором уже сегодня говорилось, Павел Герасимович Лисициан:
Слайд 12. П.Г.Лисициан: в работе над дыханием подбирал упражнения, способствующие волнообразной работе мышц брюшного пресса с фазами напряжения и расслабления, что делало дыхание активным, крепким, но не закрепощённым.
И многие другие.
Предлагаемая вам сегодня для ознакомления артикуляционная и дыхательная гимнастики, были разработаны фонопедом-вокалисткой Светланой Вячеславовной Натаровой на основе её 20- летнего опыта работы в фониатрическом отделении Республиканской клинической больницы патологии слуха, голоса и речи. Поиск новых методов работы с педагогами, дикторами ТВ, артистами, солистами оперы и эстрады привёл к созданию упражнений, артикуляционной и дыхательной гимнастики, способствующих правильному функционированию голосового аппарата.
Слайд 13. Упражнения – организация планомерного и регулярного выполнения воспитанниками определённых действий с целью превращения их в привычные формы общественного поведения.
Прежде чем начать делать какие-либо упражнения перед началом пения нужно расслабить все мышцы, принимающие участие в фонации. У каждого есть свои способы расслабления и релаксации. Кстати, они очень хорошо описаны в книге Н. Гонтаренко (показать). Сейчас я покажу упражнение из методики С.В.Натаровой, которое расслабляет мышцы гортани, помогает ощутить «купол» во рту, является «скорой помощью» при любой лор-проблеме и просто психологически успокаивает:
Челюсть вниз, вдох через нос, чтобы ощутить холодок на задней стенке гортани; медленно.
С чего мы начинаем работу в классе вокала? –- С выработки высокой певческой позиции. Можно сколько угодно раз говорить: «Пой в маску», «Пой в голову» и учащемуся будет не очень понятно, чего от него хотят. Но ощутить «маску», почувствовать гайморовы пазухи и резонирование в них очень просто, сделав следующее упражнение:
Пальцы на нос, набрать в рот «воды» и «помычать»: – цель - почувствовать в пальцах резонирование. Проследите, пожалуйста, что, где и как у вас гудит и запомните эти ощущения.
Вот это ощущение так называемого «колокола» нужно уметь сохранить и при обычном разговоре, то есть говорить в жизни нужно тоже в высокой позиции, которую вы сейчас почувствовали, чтобы голос поддерживать в нормальном рабочем состоянии. Есть такое выражение - «Голос сел», то есть опустился вниз, а этого быть не должно. Как это - говорить в высокой позиции, мы сейчас попробуем ощутить на речевых фониатрических упражнениях. Они очень простые. Их можно делать, контролируя себя пальцами у гайморовых пазух носа, а также при помощи расчёски и лёгкой бумаги на ней, а потом уже и без всякого контроля. Эти упражнения помогают избавиться от заикания, осиплости и охриплости голоса:
Слайд 14.
НЯМ–НЯМ–НЯМ НЁМ–НЁМ–НЁМ НЮМ– НЮМ– НЮМ НЕМ– НЕМ– НЕМ НИМ– НИМ– НИМ | МАМ МОМ МУМ МЭМ МЫМ | НАМ НОМ НУМ НЭМ НЫМ |
Слайд 15.
МАМАМ МОМОМ МУМУМ МЭМЭМ МЫМЫМ | НАНАН НОНОН НУНУН НЭНЭН НЫНЫН |
Слайд 16.
БАМ БОМ БУМ БЭМ БЫМ | ВАМ ВОМ ВУМ ВЭМ ВЫМ | ДАМ ДОМ ДУМ ДЭМ ДЫМ | ЗЯМ ЗЁМ ЗЮМ ЗЕМ ЗИМ | ЖАМ ЖОМ ЖУМ ЖЭМ ЖЫМ |
Слайд 17.
АЙ–ЯЙ ОЙ–ЁЙ УЙ–ЮЙ ЭЙ–ЕЙ | АЙ–ЯЙ–ЯЙ ОЙ–ЁЙ–ЁЙ УЙ–ЮЙ–ЮЙ ЭЙ–ЕЙ–ЕЙ |
Слайд 18.
Мам, мам, мёду нам,
Мам, мам, молока бы нам.
Слайд 19.
На мели мы налима лениво ловили,
На мели мы ловили линя.
О любви не меня ль вы так мило молили,
И в туманы лимана манили меня?
После этих упражнений можно приступать к АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГЛОТОЧНОЙ ГИМНАСТИКЕ. Этот комплекс упражнений предназначен для укрепления мышц гортани и их активизации с помощью работы языка. Прилив крови способствует сглаживанию и укреплению задней стенки гортани, наиболее часто поражаемой простудными заболеваниями. Эти упражнения эффективны против осиплости, усталости и потере голоса. На первых порах гимнастика проводится медленно и перед зеркалом. Эти упражнения не очень красивые с точки зрения эстетики, поэтому и делаются они индивидуально, так что прошу отнестись к этому с пониманием.