Что дает пальчиковая гимнастика детям?




Пальчиковая гимнастика с карандашом

Помните из детства «Мы писали, мы писали, наши пальчики устали…»? Мы разминали наши пальчики, когда они уставали. Это называется пальчиковой гимнастикой. Для чего необходима гимнастика?

Движения пальцев рук исторически, в ходе развития человечества оказались тесно связанными с речевой функцией.

Первой формой общения первобытных людей были жесты, постепенно они стали сочетаться с возгласами, выкриками. Прошли тысячелетия, пока развилась словесная речь, но она долгое время была связана с жестикуляторной речью.

Самые движения пальцев рук постепенно совершенствовались — из поколения в поколение люди выполняли все более тонкую и сложную работу. В связи с этим происходило увеличение площади двигательной проекции кисти руки в мозге человека. Так развитие функций руки и речи у людей шло параллельно.

Примерно таков же ход развития речи ребенка. Сначала начинают развиваться движения пальцев рук, когда же они достигают достаточной тонкости, начинается развитие словесной речи. Развитие движений пальцев рук как бы подготавливает почву для последующего формирования речи.

Что дает пальчиковая гимнастика детям?

• Способствует овладению навыками мелкой моторики

• Помогает развивать руку и речь

• Повышает работоспособность коры головного мозга

• Развивает психические процессы: мышление, память, внимание, воображение

• Готовит руку к письму, занятиям по продуктивной деятельности

Рисование – любимое занятие детей и очень полезное. Чем чаще ребенок держит в руках кисть и карандаш, тем легче ему будет в школе выводить первые буквы и слова. А что бы совместить приятное с полезным, предлагаю несколько игр с карандашом. Все игры сопровождаются стихотворениями.

МОТОР Соединить ладони пальцами вперёд. Карандаш в вертикальном положении между ладонями. Перемещать ладони вперёд-назад, передвигая карандаш, постепенно ускоряя темп, затем замедляя.   Заводи мотор скорей И ладони разогрей. Всё быстрей, быстрей, быстрей, Сил, приятель, не жалей. Ход немного замедляем. Видно, к дому подъезжаем. Едем тише, тише, тише. И мотор уже не слышен.   Можно предложить детям самим придумать, к чему подъезжаем (к лесу, к полю, к даче и т. д.)
  СКАЛКА Соединить ладони пальцами вперёд так, чтобы одна была сверху, другая – снизу. Карандаш в горизонтальном положении между ладонями. Перемещать верхнюю ладонь вперёд-назад, передвигая карандаш по ладони и пальцам.   Мы порог испечь решили. Ловко тесто замесили. Хорошенько раскатаем, В печку жаркую поставим  
  ДУДОЧКА Взять карандаш, как дудочку. Поднимать и опускать пальцы в произвольном порядке и темпе, имитируя игру на дудочке. Также можно нажимать на «дудочку» всеми пальцами последовательно.   На дудочках играют Девочки и мальчики. На кнопки нажимают Маленькие пальчики.  
  КРЮЧКИ Карандаш находится в горизонтальном положении. Зацепить его указательными пальцами за концы. Попеременно отрывая пальцы-«крючки» от карандаша, снова цеплять его, передвигая пальцы к середине до их сближения.   Мы повесили крючки. Очень крепкие они. Чок-чок, чок-чок, Раз – крючок, два – крючок.  
    ЛЕСЕНКА Зажать верхний конец карандаша вертикально между ладонью и основанием большого пальца правой руки. Перехватывая карандаш поочерёдно обеими руками, «спускаться по лесенке».   Раз – ступенька, два – ступенька, Мы идём тихонько вниз. Раз – ступенька, два – ступенька, Ты смотри, не оступись!  
  КАЧЕЛИ Карандаш зажать в горизонтальном положении между пальцами: указательный и мизинец снизу, средний и безымянный сверху. Имитировать качание на качели в ритме стихотворения.   На качели мы поднялись. Очень сильно раскачались! Подлетаем выше, выше! Достаём до самой крыши. А потом всё ниже, ниже. И качаться стали тише.  
  КОСИЧКА Держать карандаш вертикально указательным и большим пальцами одной руки за верхний конец. Перехватывая пальцами то одной, то другой руки, двигаться вниз до другого конца карандаша.   Маленькой сестричке Заплетём косички. Сверху вниз косу плети, Волоски не пропусти.  
  ЦИРКАЧ Горизонтально расположенный карандаш держать за конец указательными и большими пальцами обеих рук. Свободная часть карандаша смещена в сторону. Приставными движениями пальцев перемещаться по карандашу до противоположного конца.   Циркач по канату идёт очень ловко. Какая отвага! Какая сноровка!
  САМОЛЁТ Зажать карандаш в горизонтальном положении между пальцами: указательный и мизинец сверху, средний и безымянный снизу. Выполнять движения в соответствии со стихотворным текстом.   Моторы в порядке, на месте пилот. В небо поднялся большой самолёт. То правым качнёт он, то левым крылом, Над лесом покружит и сядет потом.   Можно предложить детям придумать самим, над чем покружит самолёт (над домом, над садом, над полем, над дачей, над морем, над речкой и т.д.).  
  АЛЬПИНИСТ Карандаш поставить на стол, удерживая его вертикально большим и указательным пальцами за нижний конец. Перехватить карандаш одноимёнными пальцами другой руки. Далее перехватывать карандаш пальцами то одной, то другой руки, двигаясь к его верхнему концу. Затем скользящим движением спуститься вниз.   Нелегко подняться ввысь. Крепче, альпинист, держись. На вершину попадёшь, Там немного отдохнёшь. Оглядись, не торопись И смелее вниз катись!

 

Подготовила преподаватель ИЗО
Демидова О. С.
МДОУ «Детский сад № 94»

Использованные интернет-ресурсы: Кольцова М. М. Ребенок учится говорить https://pedlib.ru/Books/5/0362/5-0362-105.shtml
https://samzan.ru/165996
https://www.maam.ru/detskijsad/palchikovaja-gimnastika-s-karandashom.html

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: