Конспект занятия на тему «Зимние напевы»




(Беседа и рассматривание картины И. И. Шишкина «Зима»)

 

Программное содержание:

1.Вызвать у детей эмоциональный отклик на художественный образ зимнего пейзажа, ассоциации с собственным опытом восприятия зимней природы.

2.Развивать художественное восприятие пейзажных картин, видение содержания и средств выразительной живописи: цветосочетания зимнего состояния природы, вызывающие соответствующие им настроения; рисунок, передающий характер образов; композиционные построения картин.

3.Развивать эстетические оценки, суждения, умение соотносить образы по настроению в живописи, музыке, поэзии, художественной прозе.

4.Обогащать словарь детей эмоционально-оценочной лексикой, эстетическими и искусствоведческими терминами.

Ход занятия

Дети свободно сидят перед мольбертом, на котором помещена картина (она пока закрыта).

 

Педагог читает стихотворение:

… Вот север, тучи нагоняя,

Дохнул, завыл – и вот сама

Идёт волшебница зима.

Пришла, рассыпалась; клоками

Повисла на суках дубов;

Легла волнистыми коврами

Среди полей, вокруг холмов;

Брега с недвижною рекою

Сравняла пухлой пеленою;

Блеснул мороз.

И рады мы

Проказам матушки зимы.

А. Пушкин

 

Педагог: Начинает зиму декабрь. Он завершает год и поддаёт стужи. Его в народе прозвали «студень», «стужайло», «многоснежный». Но капризна и переменчива погода в декабре: выпавший снег смывается неожиданным дождём, и вновь сильные ветры наметают снежные сугробы. Зимы бывают разными, и год на год не похож. Даже в течение одной зимы часто меняется погода. От этого меняется и наше настроение. Когда выпавший снег полежит – полежит, порадует нас своей белизной и красотой и вдруг растает, бывает грустно, тоскливо. Но вот опять заснежило, и повалил густой, пушистый снег. И нам становится радостно, весело, празднично.

 

Белый снег пушистый

В воздухе кружится

И на землю тихо

Падает, ложится.

 

И под утро снегом

Поле забелело,

Точно пеленою

Всё его одело.

 

Тёмный лес, что шапкой

Принакрылся чудной

И заснул под нею

Крепко, непробудно …

 

Поёт зима – аукает,

Мохнатый лес баюкает

Стозвоном сосняка,

Кругом с тоской глубокою

Плывут в страну далёкую

Седые облака.

А по двору метелица

Ковром шелковым стелется,

Но больно холодна …

С. Есенин

 

Ночью в полях, под напевы метели,

Дремлют, качаясь, берёзы и ели,

Месяц меж тучек над полем сияет,

Бледная тень набегает и тает.

Мнится мне ночью: меж белых берёз

Бродит в туманном сиянье Мороз.

И. Бунин

 

Педагог: Вот так по-разному зима поёт свои песни: то морозную, суровую, звонкую, радостную, то разгульную, метельную, то тоскливо-унылую, печальную. Поэты, художники, композиторы чувствуют зиму, её настроение и рассказывают нам о зиме. Поэты – в словах, композиторы – в звуках, художники – в красках. Давайте-ка и мы попробуем разгадать некоторые напевы зимушки-зимы.

 

А сейчас посмотрим картину о зиме, которую написал художник Иван Иванович Шишкин. (Открывает мольберт с картиной «Зима» и даёт детям время рассмотреть её внимательно.)

Педагог: - Так о чём же нам рассказал художник? (Да, о зиме в лесу).

- Что покорило, удивило и порадовало его? (Красота зимнего заснеженного леса, укутанного толстым слоем пушистого снега).

- Какой же это лес? (Да, это старый, дремучий, непроходимый лес, ещё говорят – «еловый бор»).

- Почему мы решили, что это старый и дремучий бор? Посмотрите на ели. Что можно о них сказать? Какие они? (Огромные, с мощными стволами,

ветви начинаются высоко наверху. Это лесные богатыри).

- А чуть дальше, что мы видим? (Частый лес, чащобу – не продерёшься сквозь неё.

- А что мы видим на земле? Что лежит под снегом? (Огромные стволы упавших старых деревьев. Кое-где стволы елей уже наклонились, но ещё не упали.

- А есть ли тут маленькие ёлочки и кусты? (Да, они чуть виднеются из-под

снежных шубок).

- Как вы думаете, почему художник нарисовал лес так, что мы даже не видим верхушек деревьев? Что больше всего привлекло его внимание? (Да, снег в этом еловом бору!)

- Как вы думаете, где стоял художник, когда писал картину? (Он стоял очень близко к деревьям, поэтому и не видел их верхушек, а видел только стволы).

На первом плане перед ним была чуть приоткрытая поляна с поваленными деревьями, покрытыми пушистым снегом, а чуть в дали виднелся просвет между елями, где в бело-желтоватой пелене большие ели были видны от макушки до основания.

 

Чародейкою Зимой

Околдован, лес стоит –

И под снежной бахромою,

Неподвижною, немою,

Чудной жизнью он блестит.

 

И стоит он, околдован, -

Не мертвец и не живой, -

Сном волшебным очарован,

Весь опутан, весь окован

Лёгкой цепью пуховой …

 

Солнце зимнее ли мещет

На него свой луч косой –

В нём ничто не затрепещет,

Он весь вспыхнет и заблещет

Ослепительной красой.

Ф. Тютчев

 

Педагог: Так почему же художник хотел обратить наше внимание на то, что находится внизу, - на заснеженную поляну? Внизу всё погружено в тень. Посмотрите на цвет снега. Какой он? Да, необыкновенный: коричневато-белый, кремовый – это от коричневых стволов деревьев. А там, где глубокие тени, он ещё и голубоватый. Только в глубине, в просвете между деревьями, луч солнца осветил запушённые ели, окрасив снег в слегка желтоватые тона. Этот просвет даёт нам возможность увидеть, более светлую даль и понять, что вся поляна погружена в тень. Холодно, морозно, и кажется, что всё в этом лесу заснуло, застыло, замёрзло. И только тёплые коричневые тона стволов елей говорят о том, что лес заснул, но он живой.

 

Заколдован невидимкой,

Дремлет лес под сказку сна.

С. Есенин

 

А видите ли вы живое существо? Приглядитесь внимательно. Видите вы кого-нибудь в этом сонном лесу? Вот какую загадку нам загадал художник. Нашли? Это птица на ветке; кажется, что она тоже заснула.

А сейчас посмотрите на картину и подумайте: много ли цветовых тонов использовал художник? Так какие тайны нам загадала зима, а художник подметил их? Цвет снега зависит от цвета окружающих его предметов. Снег может создавать ощущение спокойствия, тишины, неподвижности. Красив укутанный пушистым толстым ковром снега зимний лес, хотя нет в нём ничего яркого, броского.

Какая же по настроению эта картина? Шумная или тихая, неспокойная или наоборот; громкая, звонкая или нет? Да, картина тихая, спокойная, не громкая.

 

Тишина! – шепнула белая поляна.

Тишина! – вздохнула, вея снегом ель.

За стволами зыбь молочного тумана

Окаймила пухлую постель.

С. Чёрный

 

Полюбуемся картиной, послушаем и насладимся тихой песней морозного дня.

(включить отрывок из пьесы Чайковского «Декабрь»)

Понравилась вам музыка? А что ощутили вы? Похоже это чувство на то, которое навевает картина? (беседа с детьми)

Сегодня мы увидели, услышали и почувствовали, как красиво нам рассказали поэты, писатель, композитор, художник о своём настроении, навеянном красотой и напевами зимы.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: