(Беседа и рассматривание картины И. И. Шишкина «Зима»)
Программное содержание:
1.Вызвать у детей эмоциональный отклик на художественный образ зимнего пейзажа, ассоциации с собственным опытом восприятия зимней природы.
2.Развивать художественное восприятие пейзажных картин, видение содержания и средств выразительной живописи: цветосочетания зимнего состояния природы, вызывающие соответствующие им настроения; рисунок, передающий характер образов; композиционные построения картин.
3.Развивать эстетические оценки, суждения, умение соотносить образы по настроению в живописи, музыке, поэзии, художественной прозе.
4.Обогащать словарь детей эмоционально-оценочной лексикой, эстетическими и искусствоведческими терминами.
Ход занятия
Дети свободно сидят перед мольбертом, на котором помещена картина (она пока закрыта).
Педагог читает стихотворение:
… Вот север, тучи нагоняя,
Дохнул, завыл – и вот сама
Идёт волшебница зима.
Пришла, рассыпалась; клоками
Повисла на суках дубов;
Легла волнистыми коврами
Среди полей, вокруг холмов;
Брега с недвижною рекою
Сравняла пухлой пеленою;
Блеснул мороз.
И рады мы
Проказам матушки зимы.
А. Пушкин
Педагог: Начинает зиму декабрь. Он завершает год и поддаёт стужи. Его в народе прозвали «студень», «стужайло», «многоснежный». Но капризна и переменчива погода в декабре: выпавший снег смывается неожиданным дождём, и вновь сильные ветры наметают снежные сугробы. Зимы бывают разными, и год на год не похож. Даже в течение одной зимы часто меняется погода. От этого меняется и наше настроение. Когда выпавший снег полежит – полежит, порадует нас своей белизной и красотой и вдруг растает, бывает грустно, тоскливо. Но вот опять заснежило, и повалил густой, пушистый снег. И нам становится радостно, весело, празднично.
|
Белый снег пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится.
И под утро снегом
Поле забелело,
Точно пеленою
Всё его одело.
Тёмный лес, что шапкой
Принакрылся чудной
И заснул под нею
Крепко, непробудно …
Поёт зима – аукает,
Мохнатый лес баюкает
Стозвоном сосняка,
Кругом с тоской глубокою
Плывут в страну далёкую
Седые облака.
А по двору метелица
Ковром шелковым стелется,
Но больно холодна …
С. Есенин
Ночью в полях, под напевы метели,
Дремлют, качаясь, берёзы и ели,
Месяц меж тучек над полем сияет,
Бледная тень набегает и тает.
Мнится мне ночью: меж белых берёз
Бродит в туманном сиянье Мороз.
И. Бунин
Педагог: Вот так по-разному зима поёт свои песни: то морозную, суровую, звонкую, радостную, то разгульную, метельную, то тоскливо-унылую, печальную. Поэты, художники, композиторы чувствуют зиму, её настроение и рассказывают нам о зиме. Поэты – в словах, композиторы – в звуках, художники – в красках. Давайте-ка и мы попробуем разгадать некоторые напевы зимушки-зимы.
А сейчас посмотрим картину о зиме, которую написал художник Иван Иванович Шишкин. (Открывает мольберт с картиной «Зима» и даёт детям время рассмотреть её внимательно.)
Педагог: - Так о чём же нам рассказал художник? (Да, о зиме в лесу).
- Что покорило, удивило и порадовало его? (Красота зимнего заснеженного леса, укутанного толстым слоем пушистого снега).
|
- Какой же это лес? (Да, это старый, дремучий, непроходимый лес, ещё говорят – «еловый бор»).
- Почему мы решили, что это старый и дремучий бор? Посмотрите на ели. Что можно о них сказать? Какие они? (Огромные, с мощными стволами,
ветви начинаются высоко наверху. Это лесные богатыри).
- А чуть дальше, что мы видим? (Частый лес, чащобу – не продерёшься сквозь неё.
- А что мы видим на земле? Что лежит под снегом? (Огромные стволы упавших старых деревьев. Кое-где стволы елей уже наклонились, но ещё не упали.
- А есть ли тут маленькие ёлочки и кусты? (Да, они чуть виднеются из-под
снежных шубок).
- Как вы думаете, почему художник нарисовал лес так, что мы даже не видим верхушек деревьев? Что больше всего привлекло его внимание? (Да, снег в этом еловом бору!)
- Как вы думаете, где стоял художник, когда писал картину? (Он стоял очень близко к деревьям, поэтому и не видел их верхушек, а видел только стволы).
На первом плане перед ним была чуть приоткрытая поляна с поваленными деревьями, покрытыми пушистым снегом, а чуть в дали виднелся просвет между елями, где в бело-желтоватой пелене большие ели были видны от макушки до основания.
Чародейкою Зимой
Околдован, лес стоит –
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.
И стоит он, околдован, -
Не мертвец и не живой, -
Сном волшебным очарован,
Весь опутан, весь окован
Лёгкой цепью пуховой …
Солнце зимнее ли мещет
На него свой луч косой –
В нём ничто не затрепещет,
Он весь вспыхнет и заблещет
Ослепительной красой.
Ф. Тютчев
Педагог: Так почему же художник хотел обратить наше внимание на то, что находится внизу, - на заснеженную поляну? Внизу всё погружено в тень. Посмотрите на цвет снега. Какой он? Да, необыкновенный: коричневато-белый, кремовый – это от коричневых стволов деревьев. А там, где глубокие тени, он ещё и голубоватый. Только в глубине, в просвете между деревьями, луч солнца осветил запушённые ели, окрасив снег в слегка желтоватые тона. Этот просвет даёт нам возможность увидеть, более светлую даль и понять, что вся поляна погружена в тень. Холодно, морозно, и кажется, что всё в этом лесу заснуло, застыло, замёрзло. И только тёплые коричневые тона стволов елей говорят о том, что лес заснул, но он живой.
|
Заколдован невидимкой,
Дремлет лес под сказку сна.
С. Есенин
А видите ли вы живое существо? Приглядитесь внимательно. Видите вы кого-нибудь в этом сонном лесу? Вот какую загадку нам загадал художник. Нашли? Это птица на ветке; кажется, что она тоже заснула.
А сейчас посмотрите на картину и подумайте: много ли цветовых тонов использовал художник? Так какие тайны нам загадала зима, а художник подметил их? Цвет снега зависит от цвета окружающих его предметов. Снег может создавать ощущение спокойствия, тишины, неподвижности. Красив укутанный пушистым толстым ковром снега зимний лес, хотя нет в нём ничего яркого, броского.
Какая же по настроению эта картина? Шумная или тихая, неспокойная или наоборот; громкая, звонкая или нет? Да, картина тихая, спокойная, не громкая.
Тишина! – шепнула белая поляна.
Тишина! – вздохнула, вея снегом ель.
За стволами зыбь молочного тумана
Окаймила пухлую постель.
С. Чёрный
Полюбуемся картиной, послушаем и насладимся тихой песней морозного дня.
(включить отрывок из пьесы Чайковского «Декабрь»)
Понравилась вам музыка? А что ощутили вы? Похоже это чувство на то, которое навевает картина? (беседа с детьми)
Сегодня мы увидели, услышали и почувствовали, как красиво нам рассказали поэты, писатель, композитор, художник о своём настроении, навеянном красотой и напевами зимы.