Закон спроса, закон предложения и их роль в установлении равновесной рыночной системе




 

Человеку для удовлетворения своих потребностей необходимо приобретать различные товары и услуги. Каждый человек на рынке товаров и услуг является покупателем. Совокупность этих покупателей формирует СПРОС на товары и услуги. Следовательно, постоянно возрастающие потребности формируют спрос. Но для удовлетворения потребностей одного желания недостаточно. Это желание должно быть подкреплено платежеспособностью. В экономической теории существует общепринятое определение спроса.

Спрос - платежеспособная потребность потребителей в различных товарах и услугах, количество товаров и услуг, которое потребители хотят и могут купить по данной цене в данное время.

Различают следующие виды спроса:

1. Отрицательный - покупатели избегают покупки этого товара, они не заинтересованы и безразличны к нему.

2. Скрытый - потребность может существовать, но ее невозможно удовлетворить на рынке товаров и услуг.

. Падающий - уменьшение спроса на один или несколько товаров, производимых предприятием.

. Нерегулярный - сезонный спрос.

. Полноценный - уровень спроса, который полностью удовлетворяет предприятие.

. Чрезмерный - уровень спроса превышает количество предлагаемого товара.

. Нерациональный - спрос на товары, вредные для здоровья.

На спрос влияет несколько факторов (неценовых): вкусы и предпочтения потребителей, количество покупателей на рынке, цены на товары-заменители, уровень дохода покупателей, потребительские ожидания относительно будущих цен, дохода и наличия товаров.

Цена товара и количество спроса на этот товар - обратно пропорциональные величины. Эту обратную связь экономисты называют законом спроса. То есть, при понижении цены на товар объем спроса на этот товар возрастает, при прочих равных условиях. Эту связь можно отразить графически с помощью кривой спроса, которая имеет нисходящий характер. Но исключением здесь является спрос на алмазы (бриллианты), связь между ценой на них и объемом спроса прямая. Смещение кривой спроса вызывают неценовые факторы.

Производители товаров исходят из потребностей людей и производят товары и услуги, которые продаются на рынке. Совокупность товаропроизводителей обеспечивает людям удовлетворение их платежеспособного спроса, то есть формирует предложение. Предложение есть желание и способность производителей предоставлять товары для продажи на рынке. Способность предоставлять товары связана с использованием ограниченных ресурсов, которых не всегда достаточно, чтобы удовлетворить потребности всех людей.

Таким образом, предложение - количество товаров и услуг, которое продавец может и хочет продать по данной цене в данное время. Изменения в предложении могут вызвать следующие факторы (неценовые):

цены на ресурсы,

используемые при производстве товаров,

эффективность применяемой в производстве технологии,

налоги и дотации, цены на другие товары,

ожидания изменений цены данного продукта,

число продавцов этого товара на рынке.

В общем случае изменение цены товара ведет к изменению объема предложения этого товара. Эта взаимосвязь отражается графически в виде кривой предложения, которая имеет восходящий характер. Смещение кривой предложения вызывают неценовые факторы предложения.

Таким образом, на рынке, с одной стороны, встречаются Производители со стороны предложения и Потребители со стороны спроса. Следовательно, рынок - это реальное или воображаемое место, где встречаются люди и заключают сделку, т.е. покупают и продают. На рынке происходит встреча Производителя и Потребителя, Спроса и Предложения, в результате которой осуществляется купля-продажа товаров. Известные американские экономисты К. Макконнелл и С. Брю определяют рынок так: " Рынок - это механизм, сводящий вместе продавцов и покупателей отдельных товаров и услуг".

Графически пересечение кривых спроса и предложения определяет равновесное состояние рынка: равновесную цену товара и равновесный объем этого товара. Точка пересечения этих графиков показывает, что потребности покупателей в данном товаре соответствуют количеству этого товара, которое производители способны предложить на рынок. Изменение либо спроса, либо предложения вызывает изменение равновесной цены и равновесного количества продукта.

Равновесие на микроуровне предполагает такое состояние субъектов, при котором обеспечивается равенство спроса и предложения применительно к товарам, услугам и ресурсам. При этом поставщики ресурсов, товаропроизводители и потребители максимизируют свои экономические выгоды. Достижению равновесия способствует ценовый механизм, который позволяет балансировать на микроуровне объем спроса и предложения для отдельных товаров и услуг, поставщиков ресурсов и других участников рыночных отношений.

Равновесие посредством ценового механизма может устанавливаться как на отдельных рынках, так и в целом на микро- и макроуровнях. Однако условия и методы, обеспечивающие равновесие на разных уровнях, неодинаковы.

На микроуровне складываются экономические отношения, регулирующие деятельность фирмы и поведение потребителя. Эти отношения следует изучать как с позиций товаропроизводителя и потребителя, так и внутри фирмы, с другими фирмами и государством. Соответственно формы организации этих отношений могут быть с участием государства или децентрализованными. В первом случае предполагается активное участие государства в функционировании экономической среды. Во втором создаются условия свободной, совершенной конкуренции. Применительно к условиям совершенной конкуренции экономистами исследованы условия частичного и общего равновесия.

Спрос <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BF%D1%80%D0%BE%D1%81>, предложение <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D1%80%D0%B5%D0%B4%D0%BB%D0%BE%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5_%28%D1%8D%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D0%BE%D0%BC%D0%B8%D0%BA%D0%B0%29>, количество <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%BE%D0%BB%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE> товара и его цена <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A6%D0%B5%D0%BD%D0%B0> на рынке <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D1%8B%D0%BD%D0%BE%D0%BA> взаимосвязаны. При прочих равных условиях чем цена на товар <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%80> ниже, тем больше на него спрос и тем меньше предложение. Обычно устанавливается равновесие <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%B0%D0%B2%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D1%81%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D1%86%D0%B5%D0%BD%D0%B0> между предложением, спросом и ценой. Закон окончательно сформулировал в 1890 году Альфред Маршалл <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B0%D1%80%D1%88%D0%B0%D0%BB%D0%BB,_%D0%90%D0%BB%D1%8C%D1%84%D1%80%D0%B5%D0%B4>.

Спрос - одна из сторон рыночного ценообразования отражает желание приобрести определённый объём товаров по данной цене.

Величина спроса показывает взаимосвязь между данной ценой и данным количеством покупаемого товара. Соотношение между понятиями "спрос" и "величина спроса" наглядно показывает график кривой спроса (рис.2.1).

потребитель земельный рента спрос равновесный


Рис. 2.1 Кривая спроса

 

Закон спроса - при прочих равных условиях, повышение цены вызывает понижение величины спроса; понижение цены - повышение величины спроса, то есть отражает обратную зависимость между ценой и количеством товара.

Неценовые факторы влияющие на спрос:

. Уровень доходов в обществе.

. Размеры рынка.

. Мода, сезонность.

. Наличие товаров-субститутов (заменителей)

. Инфляционные ожидания

Предложение - отражает желание производителей представить на рынок определённое количество товаров по данной цене.

Закон предложения - при прочих равных условиях, повышение цены приводит к росту величины предложения; снижение цены - к снижению величины предложения.

Факторы влияющие на предложение:

. Наличие товаров заменителей.

. Наличие товаров-комплементов (дополняющих).

. Уровень технологий.

. Объём и доступность ресурсов.

. Налоги и дотации.

. Природные условия

. Ожидания (инфляционные, социально-политические)

. Размеры рынка

Если величина спроса находится в обратной зависимости от цены товара, то между ценой и величиной предложения существует прямая зависимость: если цена растет, то при прочих равных условиях на рынок поступит большее количество данного товара, так как производителю выгодно увеличить его производство и наоборот. Закон предложения выражает прямую взаимосвязь между ценой и величиной предложения товара.

Эластичность спроса и предложения - явление специфически рыночное, обусловленное проявлением действия закона рынка. Сущность эластичности спроса заключается в чрезвычайной его гибкости и изменчивости, зависимости от влияния различных экономических факторов, в первую очередь таких, как цена и денежный доход. Аналогичным свойством обладает товарное предложение, которое в условиях рынка чутко реагирует на изменения цен.

 

Рис. 2.2 Кривая предложения

 

На феномен чувствительности спроса и предложения от воздействия внешних факторов экономисты обратили внимание еще в начале 19 века. Французский экономист О.Курно высказал мнение, что в определенном смысле спрос является функцией цены. Эту идею впоследствии развил английский исследователь А.Маршалл. Их взгляды впоследствии были развиты другими исследователями, которые ввели в понятие эластичности фактор дохода.

Экономисты определяют спрос как количество любых товаров и услуг, которые люди желают и реально могут приобрести по каждой конкретной цене в комплексе возможных цен в какой-то определенный период времени.

Таким образом, в любой момент времени существуют определенные отношения между рыночной ценой и количеством товара (услуг), на которое есть спрос.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: