Имени
Н. Э. Баумана
Отчёт
по результатам социологического исследования
на тему:
«Бюджет времени современного студента»
Выполнили: Студенты группы ИУ3-13 Губайдуллин Марат Наилевич Чайка Сергей Игоревич Преподаватель: Миклина Любовь Игоревна |
2015, Москва |
Оглавление
1. Введение. 3
1.1. Проблемная ситуация. 3
1.2. Научная значимость проблемы исследования. 3
1.3. Теоретический объект исследования. 3
1.4. Предмет исследования. 3
1.5. Цель исследования. 4
1.6. Эмпирический объект исследования. 4
1.7. Практическая значимость темы исследования. 4
1.8. Разработанность темы.. 4
1.9. Гипотезы.. 5
2. Концептуализация понятий. 7
3. Операционализация понятий. 10
4. Инструментарий. 12
5. Результаты исследования. 16
6. Выводы и рекомендации. 25
7. Использованные источники и литература. 27
1. Введение
Социальная проблема исследования:
Нехватка времени у современного студента.
1.1. Проблемная ситуация
Жесткий график и большой объем работы – все это основные причины появления такой проблемы как нехватка времени. В результате многие студенты не могут уделять часть своего времени здоровью, досугу и прочим отвлеченным от учебы занятиями.
1.2. Научная значимость проблемы исследования
Научная значимость предпринятого исследования определяется недостаточной разработанностью и противоречивостью имеющихся теоретических представлений и эмпирических результатов исследований бюджета времени современного студента. Проведенное исследование поможет конкретизировать распорядок дня студента.
1.3. Теоретический объект исследования
Временные ресурсы современного студента.
1.4. Предмет исследования
|
Соотношение временных затрат студента на различные виды деятельности.
1.5. Цель исследования
Выявить факторы излишней загруженности студента с последующим поиском решения данной проблемы.
Задачи исследования.
1. Выявить факторы излишней загруженности студента.
2. Решить проблему недостатка времени у студентов.
1.6. Эмпирический объект исследования
Студенческая молодежь в возрасте от 17 до 22 лет вузов страны.
1.7. Практическая значимость темы исследования
Освобождение времени студентов для дополнительных, отличных от учебы, занятий.
1.8. Разработанность темы
Разработанность данной проблемы в России достаточно высока. Существуют различные методы работы с молодежью, такие как: беседы, лекции, кинопоказы, молодёжные лектории с приглашением различных специалистов и публичных людей; методы создания молодёжных клубов по интересам, различных кружков и секций, влияющих на формирование личности человека, удовлетворяющие их духовные и физические нужды. Кроме того, каждая организация, занимающаяся тем или иным родом деятельности, уделяет большое внимание проведение различных опросов путем анкетирования.
Примеры в IT-сфере много, в частности такие кампании, как Kaspersky Lab, Mail.ru, Yandex, проводят у себя набор на программу стажировок. А также некоторые из них открывают курсы по обучению по определённой программе, например: Технопарк (на базе Mail.ru и МГТУ им. Н.Э. Баумана), Техносфера (на базе Mail.ru и МГУ им. М.В. Ломоносова), Технотрек (на базе Mail.ru и МФТИ), Школа программирования Яндекса (на базе Yandex), Школа анализа данных (на базе Yandex) и другие. Что сильно экономит время студентов, желающих в будущем работать в IT-сфере, так как на таких курсах студенты получаем максимум информации за минимальное количество времени и абсолютно бесплатно, а некоторые кампании ещё к тому же экономят время студентов, которое они тратили бы на транспорт для того, чтобы добраться до места проведения курсов, так как открывают курсы прямо на базе ВУЗа, в котором обучаются студенты.
|
Также есть примеры из других направлений обучения. Например, ВШЭ проводит узкоспециализированные лекции на базе различных площадок по гуманитарным дисциплинам. Что сильно экономит время студентам, которые изучают данные дисциплины.
1.9. Гипотезы
При подготовке исследования были выдвинуты следующие гипотезы:
- студенты в основном довольны организацией учебного процесса;
- вследствие нехватки свободного времени и его неправильного распределения респонденты ведут пассивный образ жизни;
- студентам не хватает времени в частности из-за необходимых трат большого количества времени на транспорт.
2. Концептуализация понятий
Досуг - совокупность видов деятельности, ориентированных на удовлетворение физических, духовных и социальных потребностей людей в свободное время и связанных преимущественно с отдыхом и развлечениями: чтением, играми, танцами, посещением учреждений культуры и массовых зрелищ, любительскими занятиями, занятиями физкультурой и спортом.
Виды досуга:
- активный (связан с активными (как физическими, так и умственными) занятиями, различными видами деятельности - игрой, пением, конструированием, спортивными занятиями и т. д.);
|
- пассивный (связан с пассивными видами времяпрепровождения, когда человек выступает в виде пассивного зрителя, "потребителя" культурных ценностей или с ничегонеделаньем).
Молодёжь - это особая социально-возрастная группа, отличающаяся возрастными рамками и своим статусом в обществе: переход от детства и юности к социальной ответственности.
Некоторыми учёными молодёжь понимается как совокупность молодых людей, которым общество предоставляет возможность социального становления, обеспечивая их льготами, но ограничивая в возможности активного участия в определённых сферах жизни социума.
Свободное время - общественно-историческое явление, часть социального свободного времени, не занятая делами производственной или жизненной необходимости. Разделяется на два основных подхода:
- экономический - время как расширение внерабочей силы, средство, превращающее индивида в более развитую личность.
- социологический - всестороннее исследование самого феномена социального времени, исследование зависимости свободного времени от социально-исторических и индивидуальных особенностей.
Бюджет времени — это распределение всего фонда времени суток
(недели, месяца, года и т. д.) на различные виды деятельности, осуществляемые той или иной совокупностью людей. Рассчитанный бюджет времени получает форму таблицы, в подлежащем которой приводится перечень видов деятельности, а в сказуемом — показатели затрат времени. Бюджет времени рассчитывается, как правило, на одного человека, в качестве представителя определенной социальной (или социодемографической) группы в среднем за день (сутки) или неделю (месяц, год).
Расчет за день осуществляется в зависимости от характера дня: будний — предвыходной — выходной; рабочий — нерабочий; средний день недели, средний день года и т. д.
Вид деятельности — исследуемая единица совокупной деятельности человека, связанная с удовлетворением специфических потребностей (например: чтение, просмотр телепередач, шитье, вязанье, сон и т. д.).
3. Операционализация понятий
Структурная операционализация.
- форма обучения (очная, заочная, очно-заочная);
- расположение ВУЗа относительно дома;
- наличие у студентов времени на активный образ жизни (по мнению самих студентов);
- общеобразовательное среднее учебное заведение, которое окончили до поступления в ВУЗ (общеобразовательная средняя школа, лицей и т.д.);
- расположение данного СОШ относительно дома.
Операционализация понятия «бюджет времени».
- количество часов в день, которое респондент тратит на транспорт;
- количество часов в день, которое респондент тратит на сон;
- количество часов в день, которое респондент тратит на выполнение домашнего задания;
- количество часов в неделю, которое респондент тратит на творческие/спортивные секции (при посещении таковых);
- количество часов в день, которое респондент тратит на социальные сети и интернет;
- количество часов в день, которое респондент тратит на компьютерные игры (если таковые присутствую в повседневной жизни респондента);
Факторная операционализация.
- наличие у респондента работы параллельно учёбе;
- наличие у респондента интересна к его учебной программе;
- тип ВУЗа;
- программа обучения;
- материально техническая база.
4. Инструментарий
Анкета
1. В каком городе Вы проживаете?
· Москва
· Санкт-Петербург
· Уфа
· Пермь
· Другое
2. В каком ВУЗе Вы на данный момент обучаетесь?
· МГТУ им. Н.Э. Баумана
· МГУ
· УГНТУ
· УГАТУ
· ИТМО
· СПбГУ
· ВШЭ
· МЭИ
· МФТИ
· БГУ
· Другое
3. Какое общеобразовательное среднее учебное заведение окончили до поступления в ВУЗ (укажите полное название)?
· Общеобразовательная средняя школа
· Гимназия
· Лицей
· Другое
4. На каком факультете Вы обучаетесь?
· Информатика и системы управления (МГТУ)
· Другое
5. Форма обучения?
· Очная
· Заочная
· Очно-заочная
6. На каком курсе Вы сейчас обучаетесь?
· 1
· 2
· 3
· 4
· 5
· 6
7. Укажите Ваш возраст
8. Укажите Ваш пол
· Мужской
· Женский
9. Как вы оцениваете свою занятость учебной деятельностью? (По шкале от 1 до 10, где 0 – не занят, 10 - занят)
10. Достаточно ли Вам времени на посещение всех учебных занятий?
· Да, достаточно
· Затрудняюсь ответить точно
· Нет, не достаточно
11. Сколько часов в день Вы проводите в транспорте пока добираетесь до ВУЗа?
12. Есть ли у Вас проблемы с учёбой (укажите предметы, с которыми у Вас проблемы или напишите «нет»)?
13. Интересна ли Вам ваша учебная программа?
· Да, полностью
· Частично: что-то интересно, что-то нет
· Полностью не интересна
14. Укажите предметы, которые Вам нравятся:
15. Укажите предметы, которые Вам не нравятся:
16. Сколько часов в день Вы тратите на выполнение домашнего задания?
17. Работаете ли Вы?
· Да, полная занятость
· Да, частичная занятость
· Нет
18. Сколько часов в сутки вы спите?
19. Посещаете ли Вы какие-то творческие/спортивные секции?
20. Если да, то сколько часов в неделю Вы на это тратите?
21. Сколько часов в день Вы тратите на социальные сети и интернет?
22. Как часто Вы тратите время на активный отдых (игры на природе и пр.)?
· Раз в неделю или чаще
· 2-3 раза в месяц
· Раз в месяц – несколько раз в год
· Раз в полгода и реже
· Никогда
23. Как часто Вы посещаете:
23.1. Кино
· Раз в неделю или чаще
· 2-3 раза в месяц
· Раз в месяц – несколько раз в год
· Раз в полгода и реже
· Никогда
23.2. Театр
· Раз в неделю или чаще
· 2-3 раза в месяц
· Раз в месяц – несколько раз в год
· Раз в полгода и реже
· Никогда
23.3. Музыкальный концерт
· Раз в неделю или чаще
· 2-3 раза в месяц
· Раз в месяц – несколько раз в год
· Раз в полгода и реже
· Никогда
24. Играете ли Вы в компьютерные игры?
25. Если да, то сколько времени в день у Вас на это уходит?
· Очень часто играю. Больше 4 часов в день
· Часто играю. От 2 до 4 часов в день
· Играю меньше 2 часов в день
26. Считаете ли Вы себя ленивым человеком?
27. Мешает ли это Вам?
· Мне это сильно мешает
· Это никак не влияет на мою жизнь
28. Планируете ли Вы свой день заранее?
29. Ведете ежедневник?
30. Хотели бы?
31. Считаете ли Вы, что правильно распределяете свое время?
· Да
· Нет
· Затрудняюсь ответить
5. Результаты исследования
В ходе проведенного исследования было опрошено 297 человек из разных городов и ВУЗов страны.
Региональный состав респондентов таков:
· Большинство респондентов были из Москвы и Московской области – 222 человек (75%)
· Также были опрошены жители Уфы – 46 человек
· 17 жителей из Санкт-Петербурга
· и менее 15 жителей из Воронежа, Челябинска, Екатеринбурга и прочих городов России
Основной ВУЗ
Предыдущее место обучения
Общая направленность обучения – техническая (около 250 опрошенных)
Форма обучения – очная
275 респондентов – студенты первого курса 17-19 лет
Половое соотношение:
Занятость учебной деятельностью:
Большинству респондентов (77,7%) хватает времени на учебу
Время, которое студент затрачивает на дорогу, сильно меняется в зависимости от ВУЗа. Так, например, студент МФТИ добирается на учебу, в среднем, от 3 до 5 минут.
У 152 студентов, по их мнению, нет проблем с учебой, когда как остальные выделили следующие «проблемные» предметы:
· Химия – 18 человек
· Физика – 13 человек
· Информатика – 29 человек
· Математический анализ – 17 человек
· Начертательная геометрия – 20 человек
· Фортепиано – 1 человек
· И прочие
Большинству студентов частично интересна учебная программа:
Как выяснилось, студенты тратят большое количество времени на выполнение домашнего задания. От 2 до 6 часов большинство.
Большинство студентов не работает – 88%
156 человек (52,5%) спят 5-7 часов в сутки, что немного ниже нормы
114 человек (39,4%) посещают творческие или спортивные секции
Затраты времени на социальные сети и интернет
Время, потраченное на активный отдых
Частота посещения кино
Частота посещения театра
Частота посещения музыкальных концертов
121 человек (40,9%) респондентов играет в видеоигры со следующей частотой:
75% опрошенных считают себя ленивыми и 71,5% считают, что это им мешает
120 человек (40,5%) всегда планируют свой день заранее
Подавляющее большинство респондентов (76,8%) не ведет ежедневник и в большинстве своем (67,5%) не жалеют об этом
И, наконец, считают ли студенты, что они правильно распределяют свое время?
6. Выводы и рекомендации
По результатам исследования основные причины, по которым студентам не хватает времени на различные виды деятельности - это:
- лень;
- социальные сети (интернет);
- неумение планировать свой рабочий день и отсутствие желания это делать;
- неумение быстро и качественно выполнять домашнюю работу
После получения результатов исследования подтвердились гипотезы о том, что студенты ведут пассивный образ жизни вследствие нехватки времени, а также, что они довольны организацией учебного процесса. Но не подтвердилась гипотеза о том, что основное время отнимает транспорт. Это скорее локальная проблема каждого ВУЗа или города.
Для устранения дефицита времени можно посоветовать:
- определить цели в жизни и, исходя из этого, рационализировать время;
- планировать свой день, чтобы и на учебу, и на отдых хватало времени;
- завести ежедневник и в нем отмечать, что сделано, а что еще предстоит сделать;
- реально оценивать свои возможности, в том числе и временные;
- меньше времени уделять социальным сетям и прочему бесполезному времяпрепровождению.
7. Использованные источники и литература
1) https://www.wciom.ru/
2) https://fom.ru/
3) https://www.levada.ru/
4) https://cyberleninka.ru/
5) https://studopedia.ru/
6) Стрекалова И.И. Перспектива использования технологий тайм-менеджмента для повышения эффективности организации самостоятельной работы студентов // Вестник ОГУ. — февраль 2013. — № 2. — С. 226—231.
7) Филякова А.С., Белая Н.В. Проблема отношения студентов ко времени как к ценному ресурсу// Ползуновский Альманах. — 2011. — № 4/2. — С. 303—306.