Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа.




Проповедь

воспитанника 2-го курса

Калужской Духовной Семинарии

Абросимова Анатолия,

предназначенная для произнесения

в семинарском храме

Святого Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова

за вечерними молитвами 18 октября 2016 года,

на тему: «О грехе осуждения».

 

План.

 

1. Вступление.

Дорогие отцы и братья, Господь наш Иисус Христос в евангелии от Матфея говорит нам: Аще бо отпущаете человеком согрешения их, отпустит и вам Отец ваш небесный… (Мф. 6, 14).

2. Раскрытие проповеди.

А) О тяжести греха осуждения: авва Дорофей: «Ничто так не прогневляет Бога…»

Б) О губительности действия греха осуждения на душу человека: случай из жития Макария Великого с языческим жрецом.

В) Как сильно грех осуждения укоренился среди нас:каждодневность осуждения ближнего, незаметность и нераскаянность этого греха.

3. Нравственно-практическое приложение.

А) Тщеславие и самолюбие, как основные источники греха осуждения.

Б) Необходимость вразумления ближних, когда мы их видим согрешения: свт. Иоанн Златоуст: «Надо не порицать, не поносить, но вразумлять; не обвинять, но сетовать…»

В) Пути искоренение греха осуждения

1) С помощью самоосуждения: авва Агафон: «Не сделай сам того же!»

2) Недоверие и неверие своим подозрениям и иметь помысл добрый: старец Паисий Святогорец: «Ставьте вопросительные знаки после своих помыслов…»

3) Нужно покрывать немощи ближних любовью: ав. Дорофей: «Если бы мы имели любовь, то сия любовь покрыла бы всякое согрешение…».

4. Заключение.

Так приобретем и мы, дорогие отцы и братья, любовь и снисходительность к ближнему, чтобы сохранить себя от пагубного греха осуждения и да помогут нам в этом Милосердный Господь наш Иисус Христос, Его Пречистая Матерь и все святые. Аминь.

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа.

 

Дорогие отцы и братья, Господь наш Иисус Христос в Евангелии от Матфея говорит нам: Аще бо отпущаете человеком согрешения их, отпустит и вам Отец ваш небесный; аще ли не отпущаете человеком согрешения их, ни Отец ваш отпустит вам согрешений ваших (Мф. 6, 14-15). В этих словах Господь призывает нас быть снисходительными и милосердными к нашим ближним и не осуждать их.

Грех осуждения по справедливости считается одним из самых тяжких и душегубительных для христианина. О недопустимости его писали все святые отцы Церкви, ее подвижники и учителя с самого начала христианской истории. Так авва Дорофей говорит: «Ничто так не прогневляет Бога, ничто так не обнажает человека и не приводит в оставление от Бога, как злословие, или осуждение, или уничижение ближнего… Так-то тяжело осуждение, превосходящее всякий грех.».

В той силе, которой обладает слово, мы можем убедиться из жития преподобного Макария Великого. Встретив языческого жреца, святой не осудил его, но одним добрым словом обратил того в христианство, а впоследствии ради него крестилось множество других язычников. Сам преподобный сказал по этому поводу: «Злое слово и добрых делает злыми, доброе же слово и злых соделывает добрыми». Самое страшное, что, осуждая кого-то, мы убиваем в себе любовь к этому человеку. Тем самым, отторгая от себя Самого Бога, ведь Бог – это Любовь.

В современном обществе осуждение стало практически нормой. Всё вокруг учит нас этому греху: газеты, журналы, телевидение. Каждый осуждает каждого. Не лучше обстоят дела и у нас с вами, братья. Этот грех вошел практически в привычку, мы не замечаем, что почти любой разговор наполнен осуждением ближнего. Мы не хотим терпеть немощи друг друга, забывая слова молитвы «Отче наш»: «остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим».

Корень греха осуждения следует искать в самолюбии, отсутствии самоосуждения и невидении своих собственных грехов. Святитель Иоанн Златоуст говорит: «Обвинять друг друга мы всегда готовы, а исправить то, в чем сами виноваты и подлежим обвинению, на это мы всегда медленны». А по учению святого Исаака Сирина, только тогда мы будем чистыми, когда себя будем считать грешниками, а ближних своих святыми.

Но, стараясь не осуждать окружающих, нельзя впасть и в другую крайность – попустительство греху. Мы как христиане не должны равнодушно молчать, своим безразличием поощряя грехи наших ближних. Это похоже на балансирование на канате и Православие учит нас этому балансу. Следует отличать осуждение от вразумления. По внешней форме они могут быть похожи, но по действию на человека – совершенно различными, едва ли не противоположными. И вразумляющий, и осуждающий видят недостатки в ближнем. Но тот, кто осуждает, испытывает чувство неприязни, презрения к согрешающему. Человек же, который пытается вразумить, делает это из любви ближнему своему. Только любовь должна двигать нами, если мы хотим помочь брату. Вот как говорит об этом святитель Иоанн Златоуст: «Если кто-то прелюбодействует, неужели я не должен сказать ему, что прелюбодеяние — зло, и неужели я не должен исправить распутника? Исправь, но не как враг, подвергая его наказанию, а как врач, предлагающий лекарство. Надо не порицать, не поносить, но вразумлять; не обвинять, но сетовать; не с гордостью нападать, но с любовью исправлять». Это дело трудное и высокое, потому что есть дело Божие. Нам нельзя оставаться бесчувственными в этом деле, а стремиться своей любовью спасти наших ближних и привести с собою к дому Отца Небесного.

Итак, несмотря на сложность этого пути, нам следует бороться с грехом осуждения. Как же нам очистить свое сердце от этого греха? Св. отцы дают такие примеры: авва Агафон, когда видел что-нибудь, побуждающее его к осуждению, говорил самому себе: «Агафон! Не сделай сам того же!». И помысл его успокаивался. Также мы не должны доверять нашим помыслам подозрительности. Старец Паисий Святогорец говорит по этому поводу: «После каждого своего помысла всегда ставь вопросительный знак». Если перед нами начнут осуждать кого-либо, то мы должны постараться перевести разговор на другую тему. И, наконец, главным и самым действенным лекарством против греха осуждения является искренняя любовь к нашим ближним. В этом мы убеждаемся из слов Aввы Дорофея: «Если бы мы имели любовь, то сия любовь покрыла бы всякое согрешение».

Если мы будем так мыслить, чувствовать и поступать, то в нашем сердце зародиться истинное христианское настроение. Только перестав осуждать ближних мы достигнем истинной христианской любви. Тогда Господь не лишит нас Своих милостей и Своего Небесного Царствия.

Так приобретем и мы, дорогие отцы и братья, любовь и снисходительность к ближнему, чтобы сохранить себя от пагубного греха осуждения, и да помогут нам в этом Милосердный Господь наш Иисус Христос, Его Пречистая Матерь и все святые. Аминь.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: