Стимульный материал и оборудование.




Практическая работа №5

Тема:

Исследование особенностей мотивационной сферы личности с помощью Методики цветовых метафор И.Л. Соломина

Цель работы: Знакомство с методикой цветовых метафор, оценка возможностей и ограничений методики при диагностике мотивационной сферы личности.

Вводные замечания.

Предшественником метода цветовых метафор стал цветовой тест отношений (ЦТО), разработанный в начале 80-х годов сотрудником Ленинградского научно-исследовательского психоневрологического института им. В.М.Бехтерева Александром Марковичем Эткиндом. ЦТО был предназначен для клинической диагностики эмоциональных отношений человека к значимым для него людям.

Метод цветовых метафор представляет собой модифицированный вариант ЦТО, характеризующийся рядом отличительных особенностей.

· В методе цветовых метафор обозначение различных понятий одним цветом является косвенным показателем их субъективного сходства.

· Метод цветовых метафор не опирается на стандартный психологический смысл цветов.

· Метод цветовых метафор не ограничивается выявлением отношений человека к себе, своему состоянию и другим людям, а ориентирован на диагностику более широкого круга отношений, прежде всего, к различным видам деятельности.

· Метод цветовых метафор может проводиться как в индивидуальной, так и в групповой форме с использованием специально разработанных бланков.

Метод цветовых метафор основан на двух принципах:

· Во-первых, если человек обозначает какое-либо понятие самым привлекательным цветом, то это может свидетельствовать о привлекательности этого понятия, позитивном к нему отношении. И, наоборот, к понятиям, обозначенным наиболее неприятным цветом, человек и относится, скорее всего, негативно.

· Во-вторых, обозначение различных понятий одним цветом является косвенным показателем их субъективного сходства, то есть, если два или несколько понятий человек обозначает одним цветом, то, видимо, в этих понятиях есть для человека что-то общее, и он относится к ним приблизительно одинаково.

Результаты, полученные с помощью метода цветовых метафор, позволяют осуществлять эффективное психологическое консультирование, получать качественные групповые данные для психологического исследования, но не могут лежать в основе индивидуальной экспертизы. Надежность выявления мотивов и отношений с помощью цветовых метафор не настолько высока для того, чтобы принимать ответственные решения, от которых может зависеть судьба клиента. Отдельные ошибки клиента при обозначении цветом того или иного понятия могут привести к существенному изменению интерпретации полученных результатов. Поэтому обсуждение с клиентом результатов в процессе консультирования является дополнительной их проверкой. Ответственность за точность выявления мотивов в ходе консультирования при использовании цветовых метафор распределяется между клиентом и консультантом, который лишь помогает клиенту. Для получения данных о содержании и структуре человеческой мотивации достаточно надежных и защищенных от случайных или намеренных искажений со стороны испытуемого требуется использовать не экспресс-метод цветовых метафор, а глубинную психосемантическую диагностику мотивации, основанную на методике семантического дифференциала.

Для диагностики мотивов и отношений при применении МЦМ необходимо определенным образом подобрать понятия, которые затем будут предъявляться испытуемому. В списке должны быть понятия, характеризующие разные виды деятельности, разные потребности и жизненные ценности, разные эмоциональные переживания, разных людей, включая и самого клиента, а также различные периоды времени и события.

Конкретный состав списка понятий определяется содержанием решаемой задачи, запросами клиента, интересами и привычками специалиста. Разумеется, для студентов это будет один список, для заключенных - другой, для наркоманов - третий и т.д. Важно лишь сохранить оптимальное отношение количества понятий к количеству цветов, которое для взрослых равно 5/1 - 8/1, для детей 3/1 -4/1. Кроме того, для любого списка важно наличие так называемых ключевых понятий. Для взрослых такими понятиями являются «Мое увлечение», «Интересное занятие», «Мое прошлое», «Мое настоящее», «Мое будущее», «Какой я на самом деле», «Каким мне хочется быть», «Радость», «Печаль», «Неприятности», «Раздражение», «Страх», Угроза»

Методики: Методика цветовых метафор (МЦМ) И.Л. Соломина.

Стимульный материал и оборудование.

Ручка, бланк теста, набор пронумерованных карточек с 8 различными цветами (лучше использовать цвета из теста Люшера, но подойдет и любой другой достаточно разнообразный по цветовому наполнению набор).

Ход работы.

В случае применения групповой формы проведения метода цветовых метафор пронумерованные цветные карточки большего формата, чем входящие в тест Люшера, прикрепляются к доске или передней стене аудитории. Каждому испытуемому выдается бланк регистрации ответов. Испытуемому зачитывается инструкция.

После того, как все испытуемые напротив каждого понятия поставят номер самого подходящего для него цвета, дается инструкция для второй части тестирования.

Инструкция испытуемым.

К 1-й части: «Перед Вами на доске находятся цветные карточки, каждая из которых обозначена определенным номером. Вы получили бланк, на котором имеется список понятий. Я прошу Вас обозначить каждое понятие из этого списка определенным цветом. Для этого Вам необходимо в столбике «№ цвета» справа от каждого понятия записать номер того цвета, который, по вашему мнению, лучше всего подходит для обозначения данного понятия. Так как понятий больше, чем цветов, Вы можете использовать один цвет для обозначения нескольких понятий. У кого есть вопросы? Начали».

Ко 2-й части: «А теперь в самой верхней строчки таблицы справа от клетки «№ цвета» запишите, пожалуйста, номер самого приятного для Вас цвета, цвета, который Вам сейчас больше всего нравится. В клетке правее номера самого приятного цвета запишите номер следующего по степени привлекательности цвета и так далее. Таким образом, в верхней строчке у Вас должны быть записаны номера цветов, упорядоченных по степени привлекательности от самого приятного до самого неприятного».

 

Протокол.

Ф.И.О. испытуемого __________________________________________

Возраст __________________________________________________

Дата и время исследования ________________________________________________

Экспериментатор _________________________________________________

К работе прикладывается заполненный бланк или бланк заполняется в протоколе (таблица из приложения)

Обработка результатов:

1. В первом столбце справа от номеров цветов ставятся галочки напротив тех понятий, которые обозначены самым привлекательным цветом. Например, если клиент выбрал в качестве наиболее привлекательного цвет под номером 3 (красный), то в первом столбце специалист ставит галочки напротив всех тех понятий, которые тоже обозначены цветом номер 3. В следующем столбце галочками отмечаются понятия, обозначенные вторым по степени привлекательности цветом. Например, если это 2 (зеленый) цвет, то ставятся галочки, соответствующие всем понятиям, обозначенным 2 цветом. И так далее. Таким образом, последний столбец будет включать понятия, обозначенные самым неприятным цветом.

2. Далее для большего удобства анализа результатов (или обсуждения результатов с клиентом) данные протокола целесообразно представить в виде таблицы, состоящей из 8 столбцов. В шапке таблицы представлены номера цветов в порядке их предпочтения испытуемым. В столбцы таблицы записываются понятия, обозначенные соответствующими цветами. Для большей наглядности таблицы можно каким-либо образом (подчеркиванием, обведением, цветным маркером) выделить названия ключевых понятий.

3. Интерпретация данных (см. интерпретационную таблицу в приложении)

Анализ результатов и выводы:

1. На основании полученных результатов описать особенности мотивационной сферы испытуемого.

2. Оценить возможности и ограничения методики при диагностике мотивационной сферы личности.


 

Приложение



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: