Профессиональные требования и этические нормы психолога-консультанта




Основные этические требования к деятельности психолога-консультанта:

1. Доброжелательное и безоценочное отношение к клиенту

За этой формулировкой скрывается целый комплекс профессионального поведения, направленного на то, чтобы клиент чувствовал себя спокойно и комфортно во время приема. Доброжелательное отношение подразумевает не просто следование общепринятым нормам поведения, но и умение внимательно слушать, оказывать необходимую психологическую поддержку, не осуждать, а стараться понять и помочь каждому, кто обращается за помощью.

1. Ориентация на нормы и ценности клиента

Этот принцип подразумевает, что психолог во время своей работы должен ориентироваться не на социально принятые нормы и правила, а на те жизненные принципы и идеалы, носителем которых является клиент. Эффективное воздействие возможно лишь при опоре на систему ценностей самого клиента, критическое же отношение консультанта, может привести к тому, что пришедший на прием человек замкнется, не сможет быть искренним, а следовательно, возможности консультативного воздействия окажутся трудно реализуемыми. Принимая же ценности клиента, уважая их и отдавая им должное, консультант сможет воздействовать на них в том случае, если они являются препятствием на пути нормального функционирования человека.

2. Запрет давать советы

Клиентам нельзя давать советы. Основания для этого достаточно широки и многообразны. Прежде всего, каков бы ни был жизненный и профессиональный опыт психолога, дать гарантированный совет другому невозможно: жизнь каждого уникальна и непредсказуема. К тому же, советуя, консультант полностью берет на себя ответственность за происходящее, что не способствует развитию личности консультируемого и его адекватного отношения к действительности. В такой ситуации психолог ставит себя в позицию «гуру», что вредит консультированию, и приводит к тому, что у клиента, вместо активного стремления разобраться в своей жизни и изменить ее, формируется пассивное и поверхностное отношение к происходящему. При этом любые неудачи в реализации совета обычно приписываются консультанту как давшему совет авторитету, что мешает пониманию клиентом своей роли в происходящих к ним событиях.

3. Анонимность

Это важнейшее условие психологического консультирования. Любая информация, сообщенная клиентом психологу, не может быть передана без его согласия ни в какие общественные или государственные организации, частным лицам, в том числе родственникам или друзьям. Из этого правила существуют исключения (о которых клиент всегда предупреждается заранее), специально оговоренные законом во многих странах. В нашей стране таким исключением можно считать ситуацию, когда психолог узнает во время приема о чем-либо, что является серьезной угрозой для чьей-либо жизни. Но, конечно, даже в этой ситуации его действия должны быть максимально осторожными и соотноситься с интересами клиента.

4. Разграничение личных и профессиональных отношений

Профессиональному консультанту нельзя переходить с клиентами на дружеские (или какие-либо другие личные) отношения, а также оказывать псих. помощь своим друзьям или родственникам по ряду причин.

В психотерапии существуют два важнейших понятия – перенос (склонность клиента переносить не психотерапевта свои отношения, основные проблемы и конфликты со значимыми людьми) и контрперенос (склонность психотерапевта проецировать свои отношения со значимыми людьми и основные внутренние проблемы и конфликты на отношения и пациентом). Эти понятия ввел в психоанализ Фрейд, сейчас они используются в рамках различных направлений психотерапии. Они означают, что любые человеческие отношения находятся под влиянием внутренних личных потребностей и желаний человека, которые он чаще всего не осознает. В той или иной степени эти процессы действуют и в рамках консультирования. В рамках консультаций психолог не работает с этими явлениями, требующими специальной углубленной подготовки, но должен понимать, что сохранение его авторитета для клиента во многом связано с тем, что последний мало знаем о нем как о человеке, у него нет оснований как для восхищения психологом, так и для осуждения его как личности.

Установление тесных личных отношений между клиентом и психологом приводит к тому, что они, как близкие люди, начинают удовлетворять те или иные потребности и желания друг друга и консультант уже не может сохранять объективную и отстраненную позицию, необходимую для эффективного разрешения проблем клиента.

5. Включенность клиента в процесс консультирования

Чтобы процесс консультирования был эффективным, клиент во премя приема должен чувствовать себя максимально включенным в беседу, эмоционально переживать все, что обсуждается с консультантом. Для того, чтобы обеспечить такую включенность, консультант должен следить за тем, чтобы развитие разговора выглядело для клиента логичным и понятным и поддерживать заинтересованность клиента. Т.к. лишь в том случае, когда интересно и понятно все, что обсуждается, можно активно искать пути разрешения своей ситуации, переживать и анализировать ее.

Если клиент теряет интерес к обсуждаемой теме, устает, внутренне не соглашается, не хочет говорить о чем-то, лучше не настаивать, а разрядить обстановку (пошутить, сменить тему), сохранив включенность клиента.

 

Логотерапия Франкла

Метод логотерапия Франкла основные принципы, на которых она основана – воля к смыслу, смысл жизни и свобода воли.

В. Франкл считает принцип «воли к смыслу» самодостаточной мотивацией без определенного ее выражения и порождения иных потребностей. Именно это стремление является центральным понятием между другими, составляющими основы логотерапии. Активное стремление отыскать свое место в жизни является самой сильной мотивацией человека.

Также основы логотерапии включают понятие ноодинамики, ее В. Франкл определял, как основную движущую силу духа человека. Она создается в поле напряжения, которое возникает между двумя полюсами, то есть между человеком и смыслом. И именно поиск предназначения быстрее доведет человека к состоянию внутреннего напряжения, чем к обретению гармонии и душевного равновесия. Но, важно, что именно это напряжение и будет главным условием человеческого благополучия, как свидетельствуют положения логотерапии. В. Франкл не считает смысл тем, что человек придумывает и изобретает, это слишком просто для него.

Если рассмотреть семантический аспект, то становится понятным, что ядро смысла уходит в трансцендентную духовную сферу. Исходя из этого, Франкл дал название этому направлению не «смыслотерапия», что, казалось бы, очевидным, а «логотерапия», то есть «терапия духом и словом».

Основы логотерапии составляет также понятие сверхсмысла, введенное основателем метода. Такой сверхсмысл невозможно познать с помощью рациональных средств, он шире человеческого познания. Он доступен тому, что передается от ядра личности, от того что имеется в бытии человека, посредством экзистенциального акта, который называется Франклом, как «основополагающая вера в бытие». Только имея волю к смыслу, личности удастся встретиться со сверхсмыслом, в результате чего она будет свободной и сможет отвечать за свои деяния. Итак, воля к смыслу является стремлением человека постигнуть смысл и обретение фрустрации, если этого не состоится.

В. Франкл считал и высказывал это в своей логотерапии, что предназначение жизни для каждого человека есть особенным, поэтому он меняется в зависимости от людей, от ситуации.

Логотерапия твердит, что всегда есть такой смысл, который бы был под силу осуществить конкретному человеку. Здесь жизнь сама предлагает человеку варианты и требует от него действий.

В роли смысла выступают ценностно-смысловые установки, закрепившееся, вследствие обобщения характерных ситуаций в эволюционном развитии человечества.

Франкл в логотерапии выделил три смысловые системы: ценности творчества (человеческие творения, то, что отдается миру), ценности переживания (опыт, который приобретается от внешнего мира), ценности отношений (позиция относительно судьбы).

Также Виктор Франкл уделил внимание понятию совести в логотерапии, он утверждал, что посредством совести человек реализовывает потребность в бытии. Называет ее «органом бытия» и относит к специфическим проявлениям, считая неотъемлемым компонентом условия человеческого существования.

Совесть – интуитивная способность по отысканию единого смысла, направляющая действия человека, оценивая его поступки (что хорошо или плохо) относительно реализации тех смыслов, на которые человек направляет деятельность.

Свобода воли человека относится непосредственно к его опыту. Существуют некие категории людей, считающих свою волю несвободной – это больные шизофренией, которым кажется, что их волей управляет кто-то другой, и философы-детерминисты, которые уверенны, что люди чувствуют волю так, как будто она свободна, но, как они говорят, это самообман. Поэтому различием в их убеждениях и мыслями Виктора Франкла есть то, что нужно дать ответ на вопрос, насколько истинным есть опыт.

Логотерапия Франкла основные принципы, которые описаны выше, являются особенным направлением, в том смысле, что имеют мощное философское основание и каждый может найти свой смысл жизни.

С возникновением направления логотерапия психология приобрела новый опыт, до Виктора Франкла никто настолько сильно не занимался терапией в подобном направлении, хотя философских суждений насчет смысла жизни было очень много. Франкл сосредоточил свое внимание на вопросах о роли смысла в терапии и психопатологии. Благодаря своему опыту пребывания в концлагере, он осознал, что только наличие смысла помогает человеку выживать в самых невыносимых условиях.

В. Франкл в теории логотерапии отошел от глубинных ориентаций, как в психоанализе к стремлению постижения более «вершинных» психических явлений и процессов.

Методы логотерапии являются достаточно практичными в их применении, и, как доказано, эффективными. Выделяются три основные техники логотерапии: парадоксальная интенция, дерефлексия и логоанализ. Они созданы для применения их в работе с пациентами, у которых наблюдаются состояния тревоги, интимные неврозы и обсессивно-компульсивный синдром.

Фобиям и тревожным неврозам характерна предупреждающая тревога, которая порождает те обстоятельства, ситуации, явления, которых боится пациент. Появление таких обстоятельств активизирует антиципаторную тревогу, тем самым, создает порочный круг, который существует до тех пор, пока человек не начнет избегать ситуаций, которые, по его мнению, способны вызвать его страх. Такое избегание называется «ложной пассивностью».

Человек, у которого обсессивно-компульсивный невроз как раз таки занимается этой «ложной пассивностью», когда делает попытки в противодействии навязчивым действиям и мыслям. Такая «ложная деятельность» присуща и пациентам с неврозами интимного характера, проявляясь тем, что человек, стремясь добиться половой компетентности, неадекватно реагирует на ситуацию. Желаемое действие остается невыполнимым через действие «чрезмерной интенции», «чрезмерного внимания» и навязчивого самонаблюдения. В таких случаях эффективной является логотерапевтическая техника парадоксальной интенции.

Парадоксальная интенция логотерапии заключается в том, чтобы вызвать страх у пациента тем, что он делает то, чего боится. Следовательно, пациент с обсессивно-компульсивным расстройством прекращает оказывать сопротивление навязчивым действиям и мыслям, а пациент с фобическим неврозом больше не борется со своими страхами, прекращая антиципаторный круг тревоги. В таком состоянии пациент полностью изменяет свое отношение к ситуации.

Техника парадоксальной интенции логотерапии является эффективной и применяемой, независимо от происхождения симптома, то есть это абсолютно неспецифический метод. Симптоматической терапией его также не назовешь, потому что, используя метод парадоксальной интенции, логотерапевт работает не с симптомами, а с отношением самого пациента к его неврозу и симптоматическим проявлениям.

Иногда этот метод логотерапии помогает даже в самых тяжелых и затянувшихся случаях.

Такой метод однозначно оказывает влияние на глубинные уровни психики, хотя он и отошел в своей теории от глубинного психоанализа, но поверхностным его также не назовешь. Сам Виктор Франкл утверждал, что парадоксальная интенция – это «экзистенциальная переориентация», сложный процесс переучивания человека, а не просто внесение изменений в поведенческие стереотипы.

Вторая техника логотерапии – дерефлексия, ее воздействию поддается самонаблюдение, интенция, чрезмерное внимание. Этот метод особенно является эффективным в применении его в лечении мужской импотенции и невозможности женщины достигать оргазма.

Дерефлексия действует таким образом, что она отвлекает внимание пациента от собственной персоны, в первую очередь, и от выполняемого действия, переключаясь полностью на партнера, что в свою очередь, убирает требования к выполнению определенных действий.

Техники логотерапии (парадоксальной интенции, дерефлексии, логоанализа) очень эффективны в применении, с их помощью устраняется основная проблема, которая не дает покоя, мешает жить и вместе с ней стирается смысл существования. Разрешив мучительную ситуацию, человек может открыть глаза пошире и увидеть, сколько есть всего, чем он может заняться.

Методы логотерапии разработаны с целью – помочь человеку в разрешении его проблем. Поскольку он в них принимает участие, то и результат в большей части зависит от него, его стараний и желания изменить ситуацию.

Логоанализ («логос» – «смысл», «дух») разработан с целью изучения жизни и ценностей пациента.

Цель логотерапии в логоанализе выражается в способности к расширению поля сознания человека, стимулировании его творческого воображения, с целью найти ответы на возникшие вопросы внутри себя самого. В процессе логоанализа пациент должен произвести оценивание отдельных этапов своей жизни, сделав это, обсудить их вместе с психотерапевтом. Благодаря методу логоанализа в логотерапии, человек способен достигать духовного инсайта и переоткрывать для себя заново, существенные значимые составляющие жизни. С помощью использования логотерапии человек способен проникнуть в глубинный смысл переживаний, любви, познать смысл страданий, и найти для себя ответ на вопрос о том, в чем состоит его смысл жизни.

Цель логотерапии состоит в том, чтобы исследовав свои внутренние потребности, человек осознал ответственность за свою жизнь.

Логотерапия – смысло-центрированная терапия, поэтому в ней заложена идея о «стремлении к смыслу». Количество людей жалующихся на бессмысленность существования все время растет, виной этому есть неудачный опыт раннего поиска смысла, а это, в свою очередь, приводит к депрессии, аддикциям и агрессии.

Цель логотерапии состоит в описании процесса смысловосприятия посредством феноменологического анализа для того, чтобы понять, как люди обретают смысл и чувство осуществления.

Логотерапия применяется в различных сферах, которые можно распределить на специфические и на не специфические. К не специфической сфере применения относится психотерапия, занимающаяся разного рода заболеваниями. В специфическую область применения логотерапии входят ноогенные неврозы, которые возникли в связи с утратой значения жизни. В таких случаях применяется методика сократовского диалога, сущность которой заключается в том, что она, лучше всех способна подтолкнуть пациента к размышлениям об адекватном смысле жизни.

Цель логотерапии в расширении способностей увидеть всю плоскость потенциальных смыслов, способных содержаться в любой ситуации.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-07-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: